d9e5a92d

Полезно настроиться на частоту дыхания


Находясь в состоянии стресса, человек начинает разговаривать сам с собой о своей проблеме. В конце концов наступает момент, когда он возвращается к началу своего внутреннего диалога и в отчаянных поисках выхода повторяет его снова и снова.
Сознание человека становится застывшим, прикованным лишь к малой части внутреннего опыта и ресурсов.
Это ограниченное поле внимания называется “система проблемы”.
Чтобы расширить систему проблемы и превратить ее в систему решения, необходимо сначала присоединиться к замкнутой системе проблемы и присоединиться так, чтобы вы не ощущали никакого различия между клиентом и вами.
Каждый человек испытывает настоятельную потребность в сохранении своей свободы и ин-тегрированности. Когда вы присоединяетесь к другому человеку, важно, чтобы вы в полной мере уважали его интегрированность, просто присоединяясь к миру его проблем, принимая этот мир таким, каков он есть.
Когда вы присоединились к его миру и почувствовали, что межличностные связи уже сложились, можете начать привлекать внимание человека к другим фрагментам его внутреннего опыта, который в настоящий момент находится вне его сознания.
Вы ведете его к ресурсам, которые он имеет, но не замечает. Вы не должны добавлять ничего нового, не должны применять чуждых внушений.
Милтон Эриксон вывел формулу взаимоотношения с партнером, которая звучит буквально так:
“Присоединиться, закрепиться и вести”. Присоединение является необходимой настройкой для образования раппорта.
Вы можете настроиться на любую часть внешнего поведения человека.
Полезно настроиться на частоту дыхания. Если
вы соразмерили темп вашего голоса с частотой дыхания партнера, то вы можете просто замедлить вашу речь, и у него замедлится дыхание. Можно использовать движения своей руки так, чтобы они соответствовали ритму дыхания клиента.
Следующий способ настройки вербализация того, что присутствует в текущем переживании партнера. Например: “Вы улыбаетесь, когда смотрите на меня, вы слышите мой голос, когда я говорю...” Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить в измененное состояние.
Переходы смягчаются соединительными частями речи, например: “если”, “и”, “когда” и т.д.
Имеются пять основных способов, с помощью которых люди изучают мир. Мы можем видеть, чувствовать, слышать, нюхать и пробовать на вкус.
Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы, называются репрезентативными системами.
Каждый человек, используя свою репрезентативную систему, невольно имеет свой “язык” предпочитаемой им системы. Если вы способны понимать и говорить с человеком, используя “язык” предпочитаемой им репрезентативной системы, то вы прокладываете путь к доверию, которое очень важно для присоединения.
Определить переживания партнера, его репрезентативную систему и его тип мышления вы сможете при помощи “ключей доступа”.
Обычно такие “ключи” находятся за пределами сознательного восприятия. Эти сигналы, или “ключи доступа”, включают наш выбор слов (предикаты), паттерн движения глаз, а также набор более тонких “ключей”: дыхательный паттерн, цвет
кожи, напряжение или расслабление мышц тела, тон и темп речи. Эти “ключи” показывают, как человек думает и в какой последовательности использует репрезентативную систему.
Система, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой репрезентативной системой человека. Поэтому одни люди могут создавать ясные мысленные образы и думать главным образом картинками.
Таких людей называют визуалистами.
Другие любят толковать сами с собой и слушать других. Их называют аудиалистами.
Людей, которые основывают свои действия большей частью на своих ощущениях по отношению к ситуации, называют кинестетиками. Обращая внимание на выбор человеком предикатов, вы собираете информацию о том, кто перед вами визуалист, аудиалист или кинестетик.
Предикаты речи это глаголы, прилагательные и наречия в предложениях, которыми мы пользуемся при общении друг с другом.


Визуалисты используют в своей речи чаще всего предикаты визуальной модальности, например:
“Я вижу, вас что-то беспокоит”, “Я не могу представить себе это”, “Сейчас, оглядываясь назад, я начинаю видеть смысл в этом”.
Аудиалисты используют предикаты аудиальной модальности, например: “Это звучит правильно”, “Я хочу, чтобы вы послушали и настроились на серьезную работу”, “Что-то мне подсказывает, что в вашей речи звучит фальшь”.
Кинестетики используют предикаты кинестетической модальности: “В наше время налоги обдирают вас с ног до головы”, “У меня тяжело на душе”, “Ваше предложение дурно пахнет”, “Сладкие воспоминания приносят приятные ощущения”.
Некоторые предикаты могут иметь несколько значений с точки зрения сенсорной модальности. Например: бархатный звук (кинестетическая и аудиальная системы).
Такие предикаты могут быть точно определены с учетом контекста.
Существует целый ряд предикатов, которые не обозначают сенсорную систему. Такие предикаты называются полимодальными.
Например: знать, понимать, помнить, считать...
Овладев языком сенсорных предикатов разной модальности, вы совершенно свободно будете общаться с аудиалистом, кинестетикам и визуалис-том.
Сенсорные предикаты разной модальности
Полимодальные: понимать, представлять, верить, считать, знать, сознавать, одинаковый, различный, осуществлять, сознающий, несознающий, помнить, охватывать, думать и др.
Визуальные: светящийся, блестеть, вспыхивать, ослеплять, слепой, колоритный, облачный, мерцать, сверкать, графический, появляться, вырисовываться, уставиться, яркий, синий, зеленый, белый, черный, желтый, красный, коричневый, фиолетовый и др.
Аудиальные: немой, оркестровый, пронзительный, труба, свистеть, резонирующий, журчание, эхо, звон, громкий, провозгласить, объявить, шептать, петь, кричать, гармонировать и др.
Кинестетические: лихорадочный, жаркий, давить, прохладный, ласка, сухой, любовь, сжимать, дрожать, сильный, слабый, вкусный, сладкий, привкус, мягкий, горький, кусать, пресный, вонючий, чихать, ароматный, душистый, пахнуть, чутье и др.
Паттерн движения глаз Движения глаз также являются надежным показателем репрезентативной системы человека. Если вы наблюдаете за движениями глаз партнера по общению, вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует.
Гипнолог следит за движением глаз клиента и использует ключевые предикаты, которые соответствуют положению глаз клиента.
Он присоединяется непосредственно к репрезентативной системе клиента. Люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какого типа мышление в них происходит.
Направление взгляда влево вверх: зрительные воспоминания. Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза перемещаются вверх и влево. “Какого цвета обои в вашей комнате?”
Направление взгляда вправо вверх: зрительные конструкции. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. “Как будет выглядеть оранжевый слон в малиновых пятнах?”
Направление взгляда по горизонтали влево;
слуховое воспоминание. Слуховое воспоминание тех звуков, которые мы уже слышали раньше. “Как звонит ваш будильник?”
Направление взгляда по горизонтали вправо:
слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. “Как звучит ваше имя, если произнести его наоборот?”
Направление взгляда вниз влево: слуховое замкнутое представление. Разговор с собой, внутренний разговор. “Повторите про себя закон Божий”,
Направление взгляда вниз вправо: кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. “Как вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?”
Для того, чтобы овладеть искусством присоединения, необходимо тренироваться. Предлагаю вам следующие упражнения для развития навыков присоединения.
Упражнение № 1: присоединение к физиологии.
Целью этого упражнения является сосредоточение внимания на присоединении к поведению
другого человека. Это упражнение выполняется в группе из трех человек.
Участник № 1 субъект просто сидит в кресле. Он является моделью.
Участник № 2 сидит в другом кресле напротив участника № 1 и имитирует физиологию последнего.
Подстраивается под его позу.
Участник № 3 “режиссер” и действует подобно кинорежиссеру. Он должен помогать участнику № 2 достигнуть совершенства в присоединении к участнику № 1. Обращайте внимание на все части тела: ноги, руки, губы, голову и т. д.
Когда режиссер удовлетворен тем, как участник № 2 присоединился к участнику № 1, он (режиссер) просит участника №2 закрыть глаза. Пока глаза у участника № 2 закрыты, участник № 1 должен изменить свою позу. Участник № 2 открывает глаза и снова присоединяется к участнику № 1.



Содержание раздела