d9e5a92d

Вариант первый: в течение двух дней.


Если у вас имеется хотя бы еще один день, то проведите третье повторение рано утром так, чтобы перерыв между концом первых двух повторений и началом третьего составил примерно 6 - 10 часов (ночь).
Если можете повторять материал и на третий день, то четвертое повторение проведите в конце дня так, чтобы перерыв между окончанием предыдущего и началом очередного повторения был примерно 20 - 30 часов. Если же у вас имеется возможность уделить повторению много дней. то пятое повторение проведите в конце пятого дня с перерывом в двое суток, шестое - в конце девятого дня с перерывом четверо суток и т.д.
Перерывы с каждым повторением удваиваются. Все вышесказанное относится к тем случаям, когда требующий запоминания материал содержит около 30=40 частей.

Если же материал небольшой, например, две-три страницы доклада или большое стихотворение в 1-2 страницы, то для повторения по тому же принципу требуется меньшее количество дней.
Напротив, если материал для запоминания большой (от 50 до 100 частей), то в зависимости от ваших ресурсов времени нужно разделить весь материал на две половины (первая несколько больше второй, примерно 60 и 40 частей в каждой) для отдельной работы с ними и выбрать один из вариантов повторений:
Вариант первый: в течение двух дней.
1-й день - два повторения первой половины всего материала;
2-й день - два повторения второй половины материала.
Вариант второй в течение трех дней.
1-й день - два повторения первой половины всего материала;
2-й день - два повторения второй половины материала;
3-й день - одно повторение всего материала.
Вариант третий: в течении пяти дней.
1-й день - два повторения первой половины всего материала;
2-й день - одно повторение первой половины;
3-й день - два повторения второй половины материала;
4-й день - одно повторение второй половины;
5-й день - одно повторение всего материала.
Опыт показывает, что в тех случаях, когда приходится иметь дело с материалами больших объемов, практически неэффективны, а иногда и отрицательны по результатам и потому нежелательны попытки повторений утром в день экзамена, выступления и т.д.
Обращаем ваше внимание еще на один важный момент: перед тем как приступить к повторению, необходимо спланировать время, составить своеобразный график повторений. Исходя из общего количества частей, полученного при разбивке материала (k частей), расчитываются затраты времени на повторения по дням.

Например, если вы разделили весь материал на 30 частей, то в первый день потребуется 30/3 = 10 часов, во второй день на одно повторение нужно около k/4 часов, в третий, пятый и девятый дни - около k/6 часов.
Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять из в течение 10-30 секунд любым способом вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
За эти 10 - 20 секунд информация запомниться наизусть (это время как раз соответствует времени следообразования в памяти). Здесь принцип запоминания прост и не требует подготовки.

Так же надо учить иностранные слова удерживать в памяти запоминаемое слово на протяжении 20 - 30 секунд (в переводе), затем включить его в фразу, т.е. тем самым перевести сразу в активный баланс, а не пассивный. И не потребуется каждый раз обращаться к словарю, во всяком случае необходимость в этом не будет частой.
Если маленькая информация встречается в читаемом тексте, то, поскольку она связана с контекстом, она будет повторяться сама собой в связи с осмысливаемой в это время информацией, и можно не прерывать чтение для того, чтобы повторить эту маленькую информацию.
Способы повышения
эффективности повторения
Для повышения эффективности процесса повторения советуем помнить о следующем:
1. Повторение должно быть активным. Это не просто пассивная проверка сохранности информации в памяти и ее восстановление в случае забывания.
Что это значит?
Прежде всего то, что мозг должен работать, действовать, извлекать даже казалось бы совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную кладовую памяти. Иначе говоря, повторение не должно быть пассивным, механическим процессом; это активная работа мозга, которая развивается запоминаемый материал с каждым разом все больше обогащая его.



Именно активностью процесса повторения объясняется упомянутый уже выше феномен повторения, когда имеющаяся в памяти информация дополняется, обогащается новой, которая по каким-либо причинам оставалась ранее незамеченной, а будучи извлеченной из памяти, срабатывает подчас непредвиденным положительным образом.
2. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Особенно это важно при последовательном повторении отдельных частей. Для этого можно чередовать части из различных разделов. Желательно даже чередование частей изучаемых предметов и даже областей знаний: изучение гуманитарных предметов, к примеру, можно эффективно чередовать с заучиванием математических формл.

Если материал по своему характеру однороден, то отличие частей друг от друга производите на основе выделения в этих частях существенных мыслей, можно даже выделить в частя что-то субъективное, пусть даже искусственное, важно, чтобы в вашем сознании, восприятии были созданы яркие образы этих частей.
3. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
4. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Составьте план повторения.
5. Умейте расслабляться в процессе напряженной работы!
Процесс повторения хорошо чередовать с занятиями другого рода, например, с выполнением физических упражнений, занятиями дыхательной гимнастикой, короткими водными процедурами (для этого можно всего-навсего ненадолго опустить руки в холодную воду), можно немного отвлечься и послушать музыку высокоэмоциональной насыщенности, неплохо переключиться на какую-нибудь другую полезную работу.
Очень полезе смех, всегда действующий расслабляюще, поэтому через определенные промежутки времени желательно прерывать работу и просматривать, к пример, хороший юмористический журнал.
Все что снимает накопившееся напряжение, будет способствовать повышению эффективности вашего основного занятия в этот день - процессу повторения, точнее - процессу запоминания при повторении.
Не забудьте несколько раз просто потянуться во время занятий.
Коэффициент усвоения содержания может быть неодинаковым в разные дни повторения, он может резко упасть, затем подняться. Это не должно пугать или расстраивать вас.

Общее состояние, утомление, чувство волнения перед предстоящим событием, к которому вы готовитесь, - здесь все играет роль.
Очень важно быть уверенным в себе, разумеется, когда к тому есть основания. Страх, растерянность, паника отнюдь не способствуют необходимой собранности, концентрации внимания, столь нужных для успешной сдачи экзамена или проведения доклада.
Умение хорошо запоминать не появится от одного лишь ознакомления с изложенными здесь методами, нужна тренировка, нужна уверенность, что отработанные приемы рационального повторения дадут свой результат.
Чтобы сразу не испытывать трудности при повторении пройденного, советуем применять изложенные здесь методы сначала на несложном материале, пока не выработается навык повторения, так как без сноровки можно потерпеть неудачу в любом деле.
Когда же Yо временем соблюдение необходимых условий и правил процесса повторения перестанет требовать от вас усилий и даже минимального напряжения, когда вы будете припоминать изученное автоматически, подсознательно, по отработанной системе, тогда использование изученных приемов повторения будет существенно экономить ваше время и давать весьма ощутимые результаты: качество запоминания прочитанного будет высоким в течении всей вашей жизни!
Внимание
 
Внимание является одним из свойств психики человека, позволяющим выполнять умственную работу качественно. В психологии и педагогике внимание изучается не одно столетие. О способах и приемах, о рецептах и лекарствах, а иногда и просто о советах, улучшающих внимание, написано огромное число статей, и многие из них интересны и полезны. Но, к сожалению, в литературе нередко встречаются и упражнения, не дающие сколь-нибудь положительного эффекта в развитии внимания. Почему?

Может быть эти упражнения неэффективны? Нет!

Трудно придумать упражнение, которое ничуть не обострило бы внимание, так как даже если выполнять упражнение НЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ внимание ПО СВОЕЙ СУТИ (например, упражнение с наблюдением за секундной стрелкой часов и т.п.), но названное УПРАЖНЕНИЕМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВНИМАНИЯ (или еще как-нибудь), уже только одним своим названием создает психологическую установку на внимательное выполнение действия о котором говориться в этом упражнении (смотреть на стрелку и т.п.) и позволяет с каждым разом чувствовать (только как замерить это чувство?), что внимание улучшается.



Содержание раздела