d9e5a92d

Условия запоминания


Когда нерационально повторяют одно и то же, творческая мысль - только каждая десятая, а остальное, механическое, не запоминается.
Значит, надо не просто повторять, но и выстраивать образы. Между двумя единицами информации возникает много разных связей. Чем больше первых связей между двумя припоминаниями, нервными образованиями, тем лучше:
- факты осмысливаются с разных позиций;
- осмысливаются целенаправленно, с точки зрения применения на практике.
При воспоминании двух единиц информации развивается нервное волокно между двумя нервными образованиями, чем больше электрических сигналов проходит между ними, т.е. чем чаще возбуждение нервного образования, тем обширнее эта связь, толще нервное волокно. Сформулировать, связать, пропустить через нервные образования электрические сигналы многократно - значит осмысливать как связаны информации друг с другом, тогда достаточно вспомнить первую часть информации, как тут же вспомните информацию во всем объеме.
Прочитанное запоминается людьми по-разному. Зависит это от многих факторов: от индивидуальных способностей, характера текста, степени его сложности, от физического и эмоционального состояния читателя в момент усвоения текста, от заданного самому себе настроя, от условий работы и многого другого.

Если внешние и внутренние факторы и условия работы благоприятны для запоминания либо созданы вами при проведении психологической подготовки к чтению и чтение у вас - процесс активный, то эффект запоминания будет выше.
Как правило, любая информация припоминается легче путем установления определенных связей. Какой-то один незначительный штрих помогает вспомнить остальное и весьма существенное.
Уже при чтении осмысливаются не только сами факты, но и связь между ними, причем полученная информация уясняется в связи с уже хранящейся в памяти. Связанные факты лучше закрепляются в памяти и легче извлекаются из нее впоследствии.
Легче запоминаются, вытягивая за собой всю нужную информацию, факты, между которыми были установлены при чтении такие виды связей, которые способствуют припоминанию, обычно это смысловые связи, выявляющие как общность, так и различие фактов, объясняющие взаимозависимость и т.д.
Развитие навыков по установлению связей - процесс практически бесконечный. Но довольно быстро можно научиться выделять основу прочитанной информации, ее сгусток в виде так называемых ключевых словесных опор, которые остаются в активной памяти, т.е. всегда припоминаются. При первой необходимости ключевые словесные опоры извлекут из памяти все подробности, все цепочки связанных друг с другом единиц информации. Если же этого не происходит, то не вспомнится и ничего другого.

Значит, задача состоит в том, чтобы сохранить, закрепить в памяти эти ключевые слова-опоры. Для этого их надо хорошо запомнить.

Решить эту проблему поможет правильно организованное повторение.
Прежде чем объяснить, что значит правильно организованное повторение, уточним понятие процесса повторения.
Повторением следует считать специальную работу с предварительно изученной и проанализированной информацией любого характера, проводимую с целью закрепления этой информации в долговременной памяти для того, чтобы по окончании этой рабоыт можно было бы с максимальной степенью точности пересказать, изложить письменно либо вспомнить усвоенную информацию так, как того требует поставленная задача.
Предварительное изучение того, что вы повторите, необходимо только в том случае, если информация сложна для понимания, если же материал легко понимается с первого раза, то повторение го происходит в процессе чтения и осмысления текста.
Например, если учащийся готовиться к эRзамену, то по окончании повторения он должен так изложить содержание вопроса, как от него потребуют этого на экзамене.
Если же читатель желает для расширения собственного кругозора изучить и запомнить, к примеру, сказания из греческой мифологии, то по окончании чтения (желательно с карандашом в руках для отдельных пометок) и последующего повторения прочитанного, если это требуется для лучшего запоминания, он должен вспомнить содержание в соответствии с поставленной перед собой задачей. Это относится к любому материалу, который предстоит запомнить - к математическим или химическим формулам, к заучиванию стихотворений и пр.


Именно повторение обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения информации, длительность и прочность хранения запоминаемого.
Каждый знает по собственному опыту, что повторение дает разные результаты в зависимости от того, как повторять. А делают все это по-разному. Одни повторяют все подряд, не отделяя существенное от подробностей, деталей, уточнений. Это очень неэффективное повторение: оно требует запоминания большого объема несущественного, а на это затрачивается много сил и времени.

Другие читатели в процессе работы с текстом фиксируют свое внимание на ключевых мыслях, выделяя для запоминания слова-опоры, которые, оставшись в активной памяти, в любой момент припоминаются и помогают вспомнить остальной материал.
Студенты, как правило, штудируют перед экзаменом один и тот же предмет ежедневно, отдавая этому все дни подготовки. Считается, что чем больше, чем чаще повторять, тем лучше для запоминания. Однако анализ результатов процесса повторения показывает, что это не совсем так.

Рациональнее чередовать работу над разными предметами. Вашему вниманию предлагается методическая система рационального повторения изученного материала.
Обычно читатели не задумываются над тем, правильно ли, рационально ли они повторяют тот или иной материал, поэтому никто не подходит к процессу повторения, как к проблеме, которую надо решать принципиально.
Так же, как требуют систематической отработки уже известные вам навыки рационального чтения, требуют этого и навыки хорошего запоминания. Чтобы добиться высокого эффекта запоминания (а это значит запоминать быстро, качественно, долговременно сохранять материал в памяти), надо знать, как повторять, через какие интервалы времени и что нужно делать во время повторений, в каких формах целесообразно их проводить, т.е. следовать проверенным специалистами и положительно зарекомендовавшим себя методам запоминания.
Основываясь на хаконах памяти, специалисты выявили закономерности в запоминаниии текста, разработали приемы и условия рационального повторения, дающего максимальный эффект при минимальных затратах времени и усилий, т.е. разработали методику рационального повторения пройденного материала.
Условия запоминания
 
Если с трудом или неточно припоминается необходимое, это свидетельствует об отсутствии рационального повторения. Иногда усвоенное ранее не припоминается совсем. Забывание - это тоже процесс, происходящий в памяти, и он имеет свои закономерности.

Это сложный процесс. Нас из него будет интересовать лишь то, что относится не к СТИРАНИЮ из памяти информации, а к УМЕНЬШЕНИЮ ВЕРОЯТНОСТИ ПРИПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ из памяти.
Для дальнейших рассуждений нам понадобятся некоторые свойства памяти. Давайте рассмотрим некоторые из них:
1. Чем больше времени проходит с момента окончания чтения (или последнего повторения), тем в меньшем объеме припоминается имеющаяся в памяти информация. Причем наиболее активно память теряет информацию (точнее следовало бы говорить не о ПОТЕРЕ, а об УМЕНЬШЕНИИ ВЕРОЯТНОСТИ ПРИПОМНИТЬ информацию в дальнейшем) в первые минуты после усвоения материала, затем этот процесс замедляется (линия, показывающая потерю информации из памяти, вначале наклонена больше).


2. Чем чаще повторялась информация, тем медленнее она забывается. По рисунку видно, что после очередного повторения (заштрихованная область) потеря информации из памяти проводится по более пологой кривой.


3. Чем легче информация поддается усвоению (интересная, очень нужная или несложная информация), тем меньше времени и усилий требуется для очередного повторения, чтобы восстановить информацию в памяти.
4. Легкая (интересная, нужная) информация забывается медленнее сложной (неинтересной, ненужной).
5. С каждым последующим повторением все меньше усилий и времени нужно для припоминания ранее усвоенной информации.
6. С каждым очередным повторением информация откладывается в памяти во всех больших и больших объемах и все с более крепкими, глубокими связями.
7. Чем меньше времени проходит после предыдущего повторения, тем меньше времени и усилий требуется для восстановления информации в памяти.
Помимо того, что повторение помогает сохранить в памяти старую информацию, оно дополняет ее новыми знаниями, полученными при первоначальном чтении или при предыдущем повторении, ибо при повторении в памяти отыскиваются новые подробности, ранее не замеченные, в силу чего возникает более глубокое понимание сущности изучаемого предмета, устанавливаюZся новые связи между группами различной информации, и это позволяет делать новые, более глубокие теоретические и практические выводы. И хотя почти каждый имел возможность убедиться в этом сам, тем не менее не всегда сознательно мы отдаем себе отчет в необыкновенной важности упомянутого свойства психологии восприятия текста, иногда сложная цепь жизненных обстоятельств, их неоднозначное и непредсказуемое воздействие в каждый конкретный момент вынуждают припомнить каждый раз что-то новое, раскрывая с каждым повторением новые удивительные стороны в материалах самого различного рода.

Понятно, что процесс дообогащения никогда не достигает уровня 100%-ного обогащения, поскольку имеются в виду не простейшие, а относительно сложные тексты, при повторном чтении которых всегда есть возможность более глубокого изучения материала.



Содержание раздела