d9e5a92d

Существенное в каждом абзаце


И если ваша точка зрения будет отличаться от авторской, что будет выяснено в процессе чтения, то во внутренней полемике с автором вы усвоите текст гораздо лучше.
Если же ваша точка зрения совпадает с авторской то текст тоже будет воспринят активно, так как вы будете вполне удовлетворены, найдя в авторе своего единомышленника.
При этом в процессе чтения будет происходить как бы внутренний диалог читателя с автором, обсуждение наиболее важного в каждом абзаце, главе, части текста, т.е. будет проходить полноценный активный анализ текста, внимание будет предельно сконцентрировано не нем, а это послужит гарантией того, что содержание текста хорошо запомниться. Материал будет усвоен наиболее полно и эффективно.

Кроме того, на такое чтение-анализ потребуется гораздо меньше усилий и времени, т.е. текста будет усваиваться РАЦИОНАЛЬНО.
Выявить основные мысли автора и выработать критическое осмысление поможет СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Скоро он станет для вас привычным, и выработается автоматизм в его применении, что поможет вам стать квалифицированным читателем.

Для этого нужно научиться не сосредотачивать внимание не несущественной информации.
1. Выделять существенное в каждом абзаце:
- главную мысль;
- второстепенные мысли;
2. Связывать новую информацию с имеющимися знаниями на эту же тему;
3. Выстраивать систему логических связей между существенными мыслями текста.
Нередко, прочитав одну и ту же статью, главу, раздел в книге, два читателя по-разному воспринимают ее содержание. Один может подробно и последовательно пересказать содержание, другой же подробно перескажет лишь некоторые узловые моменты, совокупность которых представит содержание произведения во всей полноте, акцентирует в них главное, с его точки зрения.

Очевидно, что первый читатель более глубоко усвоил текст, творчески его переработал и интерпретировал, потому что он проанализировал структуру произведения.
Поиск существенной информации в тексте и игнорирование несущественное, а также выделение в существенной информации главной мысли и второстепенных мыслей графически можно представить таким образом (здесь представлены два абзаца текста).



К НЕСУЩЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ относятся вводные слова, связующие фразы или просто ненужная и неинтересная для конкретного читателя информация:


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ МЫСЛИ показаны как существенная, но не главная в абзаце информация. Второстепенные мысли могут быть приведены как в виде предложений, так и в виде фактического материала, на основе которого читателю нужно построить мысли самостоятельно:


ОСНОВНАЯ, ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ - наиболее важная информация из всех существенных в абзаце:


Каждый абзац и каждую часть текста (параграф, главу, раздел) нужно тоже рассматривать, размышляя о главной и второстепенных мыслях, указывая их одну с другой и с уже имеющимися сведениями на эту тему.
Работу по вычленению главной и второстепенной мыслей и оттеснению несущественной информации нужно проводить постоянно, научиться делать это автоматически, подсознательно, быстро и качественно. Нужно выработать в себе психическую установку на непременное отделение главного от второстепенного при чтении текста.

В этом случае текст будет восприниматься и перерабатываться РАЦИОНАЛЬНО.
Основные мысли в абзацах
 
В каждом абзаце любого текста содержится ТОЛЬКО одна основная мысль (ОМ). Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом.

Все остальные мысли подкрепляют основную мысль, раскрывают ее или подводят к ней. Основную мысль абзаца нужно уметь выделить и сформулировать, что читатели, научившиеся это делать, существенно улучшают качество усвоения текстов.

Читателю иногда может показаться, что в каких-то абзацах содержится несколько ОМ, если читатель плохо знаком с тематикой, о которой пишет автор. Иногда все мысли абзаца могут показаться читателю второстепенными или даже вовсе не существенными, если содержание абзаца окажется для читателя слишком простым или абсолютно знакомым.
Основные мысли абзацев чаще всего даются в явном виде - через одно предложение. Но иногда основные мысли выражаются неявным образом, т.е. через несколько предложений абзаца или через факты. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п. Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки.



Нередко для подведения читателя к основной мысли автор использует слова выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.
Неявное представление основной мысли абзаца дается автором с помощью чисел, формул, коротких умозаключений, фраз. Выражение основной мысли неявным образом используется для активизации мышления читателя.

Иногда это просто неспособность автора ясно излагать свои мысли. В любом случае неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.
Некоторым читателям, совершенствующим свои навыки, кажется элементарным нахождение ОМ абзацев. Но практика показывает, что большинству зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки.

Но даже если читателю быстро дается навык выявления ОМ абзацев, то навык формулирования ОМ своими словами, тем более в процессе чтения (т.е. продолжая чтение следующих предложений текста), требует кропотливого труда от всех, кто желает существенно улучшить качество усвоения.
УПРАЖНЕНИЕ 34. Приготовьте пять абзацев, оIъемом 0,2 - 0,5 тыс. знаков.

Если в абзаце имеются факты, то они должны быть осмысливаемыми. Упражнение выполняется в медленном темпе (затрачивая 1 - 2,5 мин. на все 5 абзацев и записывая мысли) либо в быстром темпе (затрачивая 0,5 - 1 мин. на все 5 текстов и формулируя мысли устно) следующим образом:
1. Зафиксируйте время начала работы.
2. Выявите основную мысль первого абзаца, но не читая пословно, а путем скольжения по мысли автора, т.е. воспринимая не отдельные слова, а смысловые словесные блоки, одновременно осмысливая их и как бы обсуждая с самим собой суть информации.
3. Сформулируйте ОМ своими словами кратко, но полно.
4. После первого абзаца сразу переходите ко второму, третьему и т.д.
5. Проработав все 5 абзацев, просуммируйте время работ.
6. Проанализируйте качество своей работы, ее результаты и сделайте выводы (что получилось, что не получилось, почему и т.п.).
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Во время чтения многие воспринимают информацию пассивно, как бы принимая то, что предлагает им автор, считая, что все понятно. Необходимо приучить себя анализировать читаемое, и если соглашаться с автором, то выдвигая свои доводы в защиту того, о чем шла речь, а если противоречить ему, то выдвигая доводы против его мысли.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Для повышения эффективности чтения надо формулировать ОМ как можно быстрее.
ПРИМЕЧАНИЕ 3. Если вы не уверены в правильности выявления ОМ, то вам следует больше тренироваться - и уверенность придет. Но не следует проверять, правильно ли вы определили главную мысль абзаца.

Лучше не теряйте время на проверку, а выполните упражнение еще раз.
Выполните упражнение на следующем тексте.
Два горных хребта Памира за три десятилетия приблизились друг к другу на полметра. Это определили с помощью лазера ученые.

Периодически измеряя световым лучем расстояние между хребтами, они заметили ранее неизвестное явление. Оказалось, два гиганта то сближаются, то расходятся.

По мнению ученых, дрейф горных цепей связан с тектоническими процессами в глубинах земли и не носит катастрофического характера. Это еще одно из явлений природы, которого до сих пор не знали. Большинство исследователей склонны считать, что в этой части Памира сходятся две гигантские плавающие плиты, на поверхности которых расположены многие государства Азии.

Эксперименты подтверждают это гипотезу, но немало вопросов остается пока невыясненными.
Теперь сравните свою формулировку ОМ с версиями, предложеннcми различными читателями:
1. За 30 лет два хребта Памира сблизились на полметра.
2. Перемещение горных хребтов определяется с помощью лазерного устройства.
3. Дрейф горных цепей и прочего на поверхности земли связан с перемещением подземных пластов.
4. Дрейф не опасен для людей.
5. Открыто новое явление - колебание горных хребтов.
У вас еще одна версия? Или вы согласны с какой-нибудь из пяти?
Думается. что последняя, пятая версия - наиболее верная, не правда ли?
Отличие формулировок показывает, что разные читатели акцентируют внимание на различных фактах текста и соответственно приходят к разным выводам, которые могут не совпадать с авторскими. Именно поэтому неквалифицированные читатели показывают невысокий процент усвоения содержания - 35-60%, хотя им кажется, что они запомнили в прочитанном почти все, но на самом деле многие основные мысли автора остались ими не восприняты.



Содержание раздела