d9e5a92d

Разумная торопливость и ощущение времени


На следующий день быстро повторите прежние слова, а с вновь выписанными поработайте так же тщательно, как и с предыдущими. Создавайте словарь в тетради и тезаурус в вашей голове до тех пор, пока по каждой предметной области не наберете по несколько тысяч слов и словосочетаний.
Пользуясь методом стереотипизации слов и словосочетаний, вы научитесь воспринимать тексты целостными понятиями и крупными образами, сопровождая чтение чувствами и ощущениями, что само по себе ускорит процесс чтения, разовьет ваше воображение, активизирует память и мышление, будет способствовать оттеснению проговаривания при чтении, расширит поле восприятия.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Прочитайте слово (словосочетание) из вашего словаря и как можно быстрее составьте смысловое предложение с использованием этого слова. Перейдите к следующему слову.
УПРАЖНЕНИЕ 7. Вспомните слово (словосочетание) из вашего предметного тезауруса и как можно быстрее составьте смысловое предложение с использованием этого слова. Вспомните следующее слово или словосочетание из тезауруса.

И т.д.
УПРАЖНЕНИЕ 8. Вспомните из вашего предметного тезауруса наугад любое слово (словосочетание) и составьте с ним смысловое предложение. Теперь как можно быстрее вспомните такое слово (словосочетание), чтобы с помощью него вам удалось построить предложение, продолжающее по смыслу первое предложение.
УПРАЖНЕНИЕ 9. Прочитайте слово из словаря и, если можно, как можно быстрее вспомните синоним или антоним к нему. Перейдите к следующему.
УПРАЖНЕНИЕ 10. Прочитайте слово из тезауруса и как можно быстрее найдите однокоренное слово к нему (если можно).

Перейдите к следующему.
Чтобы научиться быстро читать тексты, не вчитываясь в каждое слово и в каждую букву, активно предугадывая смысл непрочитанных слов, предлагается еще одно довольно забавное упражнение. Выполняйте его во время чтения любых текстов.
УПРАЖНЕНИЕ 11. В течение 5 секунд смотрите на спираль горящей лампочки, затем переведите взгляд на текст и в течение 25 секунд читайте его.

Из-за эффекта послесвечения вы не сможете видеть слова, на которых будет фиксироваться ваш взгляд: слова будут заслонятся образом увиденной спирали. Слова, находящиеся слева и справа, вы будете легко прочитывать.

Для понимания текста их будет достаточно.
Примерно через 25 секунд образ спирали исчезнет. Посмотрите еще раз на спираль горящей лампочки и продолжайте чтение.
Разумная торопливость
и ощущение времени
 
Одним из элементов культуры чтения является ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ выполнять все умственные действия во время чтения как можно быстрее. Эта потребность при частой реализации на практике постепенно ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА - РАЗУМНУЮ ТОРОПЛИВОСТЬ.
УПРАЖНЕНИЕ 12. Приготовьте большой текст научно-популярного жанра (без формул, рисунков, прямой речи и пр.). Начните читать текст с максимально возможным качеством усвоения.

Читайте в ровном темпе. Примерно через 2-3 минуты после начала чтения отмерьте часть текста, которую вы успеваете прочитать за 0,5 минуты.

Далее разметьте на следующих страницах текста 8 частей этого объема.
Засеките время, прочитайте следующую часть в том же темпе. Во время чтения старайтесь ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ в 0,5 минуты. Читаемый текст нужно усваивать с максимально возможным качеством. Закончив чтение отрезка, посмотрите на часы, оцените, насколько вы оказались точны и с учетом ошибки постарайтесь прочитать следующий отрезок за более точное время.

И так далее все 8 отрезков текста.
Через 2-3 дня вернитесь к этим же отрезкам и попытайтесь прочитать их парами за 0,5 минуты каждую пару. Вы должны будете прочитать четыре пары за 2 минуты.
Еще через 2-3 дня попытайтесь прочитать эти же тексты группами по 4 отрезка за 0,5 минуты каждую группу. И, наконец, еще через пару дней прочитайте весь объем (почти выученные наизусть 8 частей текста) за 1 минуту.
Психическая утомляемость
Психическое утомление при работе с книгой наступает в двух случаях: либо это следствие физического недомогания, утомления, возникшего, например, от долгого пребывания в неудобной, напряженной позе, или просто устали глаза. Психическое утомление наступает очень быстро и при работе со скучным текстом. Очень часто возникают такие ситуации, когда необходимо прочитать и усвоить статью, конспект или книгу, но не хочется, потому что этот материал совершенно не интересен для вас. Часто вы предчувствуете скуку из-за неуверенности в достаточно хорошем усвоении содержания текста. Это может происходить тогда, когда вы приступаете к изучению нового материала.



Нет желания утруждать себя, и вы находите тысячи причин, чтобы прервать чтение. Заняться чем-то другим, и очень рады тому, что есть возможность не читать.
Умение психологически перестроиться, возбудить в себе живой интерес даже к тому, что поначалу не интересовало, казалось скучным, работать продуктивно над любым текстом - это элемент высокой культуры чтения, которая воспитывается и закрепляется длительной практикой.
За период обучения рациональным методам работы с книгой вы овладеете приемами профилактики психического утомления в процессе чтения.
УПРАЖНЕНИЕ 13. Приготовьте большой и очень неинтересный, но очень нужный текст.

Выделите в нем объем, который вы можете прочитать за 1 час.
За 15-20 минут прочитайте первую треть выделенного текста. Сделайте минутный перерыв, во время которого переосмыслите содержание прочитанного и постарайтесь выделить в прочитанном интересные мысли или факты.

Выполните упражнение РЕЛАКС.
Следующие 15-20 минут посвятите чтению второй части текста. За минуту следующего перерыва переосмыслите содержание прочитанной части, выделите наиболее интересное.

Затем установите смысловые связи между первой и второй частями текста, еще раз сделав акценты на интересных моментах прочитанных двух частей текста. Выполните еще одно упражнение РЕЛАКС.
Последние 15-20 минут времени посвятите прочтению последней части. Теперь после переосмысления прочитанной части свяжите по смыслу три блока текста и вспомните все самое интересное во всем прочитанном.

Сделайте вывод о том, что даже в самом неинтересном тексте можно найти интересное!
Подготовка к восприятию
 
Мы выяснили, что для эффективного запоминания нужно создать определенные условия, при которых активизируются физико-химические и психические процессы в мозгу.
Начальным этапом процесса запоминания является этап ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ к чтению текста. Он называется начальным, потому что стоящие перед читателем задачи выполняются до начала чтения, т.е. до начала непосредственного восприятия текста.
Непосвященный читатель, приступая к чтению, тоже проводит подготовку к чтению, психологически настраивается на восприятие текста, но делает это подсознательно и бессистемно, неполно. Многие читатели даже не предполагают, что для качественного чтения требуется определенный психологический настрой.

А уж о том, что этот настрой можно вызвать в себе искусственно, путем тренировок, не задумывается почти никто!
Наша задача - научиться перед началом чтения регулярно проводить психологическую подготовку сознательно и грамотно, ввести в культуру чтения новый элемент, совершенствующий вас как профессионального читателя.
Психологическая подготовка начинается тогда, когда читатель впервые задумывается над какой-либо проблемой. Интерес к проблеме побуждает человека искать ответы на возникающие вопросы, отбирать необходимые книги и статьи для чтения. Такая работа очень важна: она приводит к пониманию, что нужно читать не все, что попадает в руки, а только то, что необходимо для конкретного решения определенных проблем. Это, в свою очередь, делает чтение целенаправленным. Читатель осознает, что ему нужно прочитать эту статью, чтобы узнать что-то новое по интересующей теме.

Процесс чтения становится заинтересованным, активным. Читатель будет ставить перед собой вопросы и отвечать на них.
В процессе психологической подготовки к чтению вы научитесь ставить все более точные и глубокие вопросы и отвечать на них. Мыслительные процессы будут протекать активнее, быстрее и глубже.

Вы будете постигать суть прочитанной информации, познавать важность и новизну тех или иных сведений для вас, для науки и практики.
Когда отобраны статьи и книги, необходимые для чтения, важно определить, за какой срок будет прочитан тот или иной материал. При этом ограничивайте себя во времени, ставьте перед собой задачу быстрее усвоить материал, чем вам это привычно.

Это интенсифицирует вашу работу, приучит к скоростному режиму восприятия и усвоения информации, что, как правило, очень нужно, ведь поток информации растет день ото дня, увеличивается многократно.
На этом этапе важно определить, на какой срок нужно будет запомнить содержание того или иного текста. Эта временная установка поможет сохранить в памяти текст до необходимого времени.



Содержание раздела