d9e5a92d

Принцип целесообразности


Когда вы привыкните отвечать на вопросы, что следует запомнить из текста и для чего нужна эта информация, вы сформулируете ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ чтение. Ведь многие не имеют определенной цели чтения, они читают, чтобы узнать о чем текст, читают то, что попадается. Это порождает бессистемное чтение.

Встречается много лишней, ненужной информации, при этом интерес к чтению ослабевает.
Напротив, целенаправленное чтение вызывает особый интерес к материалу. Планируя на основе беглого просмотра, ЧТО из статьи или книги следует ЗАПОМНИТЬ, вы выделяете главное в тексте, интересное для вас, а читая текст, убеждаетесь в правильности избранного, работаете с текстом активно, анализируете его, в отличие от пассивного восприятия текста, когда вы просто фиксируете, что изложено автором.
Определение информации для запоминания при беглом просмотре текста, как и определение цели чтения, представляют собой ПСИХИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, которые в процессе чтения воздействуют на мозг, активизируя восприятие текста. Потренировавшись определенное время, вы автоматически будете искать при чтении ответы на вопросы, одновремено анализируя текст.

Формирование психической установки на вычленение основной информации и цели ее запоминания во многом обеспечивают высокое качество усвоения текста, повышают уровень культуры читателя.
При этом формируется избирательный подход не только к подбору литературы для чтения, но и чтению каждого текста: не все читается одинаково бысZро или даже с равным вниманием, производится выбор информации и метода чтения в соответствии с необходимостью для вас той или иной информации. Читать выборочно = одно из главных требований рационального чтения. Конечно, это не относиться к художественной литературе, где прочитывается весь текст.

Здесь же речь идет об информативных текстах, о текстах по специальности, о периодике и т.п.
Для осмысления и запоминания нужно тщательно отбирать информацию в соответствии с интересами, родом занятий и т.д., то есть в основе отбора запоминаемой информации должен лежать ПРИНЦИП ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.
Например, студенту высшего учебного заведения большая часть информации дается не для запоминания, а, главным образом, для развития специфических форм мышления, для получения специальных знаний, для расширения кругозора.
Определив степень важности избранной для запоминания информации, обозначив цели запоминания, необходимо для себя решить, НА КАКОЙ СРОК нужно запомнить те или иные данные.
Нет необходимости всю прочитанную информацию хранить в памяти длительное время или пытаться запомнить навсегда все, что хотелось бы запомнить.



Ограничив срок годности той или иной необходимой информации, Вы тем самым закрепляете в сознании, а затем и на подсознательном уровне психическую установку, команду запомнить определенные факты на неделю, до сессии, надолго, навсегда либо вообще запоминать не стоит. При этом создается дополнительные условия для образования в мозгу следов памяти, которые сохраняются именно на заданный срок.
Школой рационального чтения был проведен эксперимент. Один и тот же материал был пройден в двух школьных классах одинакового общеобразовательного уровня. В одном классе предварительно сообщили, что собеседование по прочитанному материалу будет проведено через 2 дня, а в другом - через 2 недели.

Через 2 дня провели собеседование с обоими классами. В первом ученики выдали около 60% информации, а во втором - около 55%.

Но опрос, проведенный через 2 недели, показал, что первым классом удержано в памяти около 15% информации, а во втором - примерно 50%. Это показывает, как важна для деятельности мозга та или иная психическая установка, в данном случае - установка на определенное время запоминания.
На этапе психологической подготовки к восприятию текста очень важно ВСПОМНИТЬ УЖЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ, имеющие к нему отношение. Этот вопрос о связывании и взаимодействии имеющейся в памяти информации мы будем подробно рассматривать позже.
При вспоминании происходит психический процесс, в результате которого припоминается информация.
Чтобы вспомнить главное, перед началом чтения нужно воскресить в памяти основополагающие знания по данной теме, а припомнив один факт, мы по связи фактов, имеющихся в резервах нашей памяти, вспомним остальные.


Перед тем как прочитать следующий параграф или главу, надо вспомнить или просмотреть предыдущие. Это закон, улучшающий работу памяти.

Это касается в чтении художественной литературы: эмоциональное восприятие текста значительно улучшается.
Когда мы смотрим по телевизору многосерийный фильм, перед очередной серией, как правило, излагаются предыдущие. Это не только вводит непосвященных в курс дела, но и эмоционально настраивает зрителя на восприятие этого произведения, внимание тем самым активизируется.

Проверено на практике, что запоминание при этом будет значительно лучше.
Итак, перед тем как продолжить чтение текста, прерванное несколько дней назад, вернитесь к предыдущим частям текста (перечитав их или просто вспомнив их содержание) и только после этого можете продолжать чтение, как бы разогнавшись перед очередной частью.



В этом случае чтение всегда будет проводится продуктивно.
Вы регулярно будете вспоминать то, что уже знаете на эту тему, если выработается психическая установка на повторение пройденного перед чтением текста. Это вселит в вас уверенность в том, что и будущее чтение принесет свои плоды, отобраный для запоминания материал в дальнейшем при работе над этой же темой будет приятно вспомнить, убеждая при этом в безотказной работе собственной памяти.
Таким образом, перед чтением текста, бегло просмотрев его, нужно ответить на ряд вопросов, число которых может у каждого варьироваться, но количество вопросов должно быть всегда одно и то же, так же, как и сами вопросы, если они и будут в чем-то дополнять предложенные выше, должны всегда повторяться. В этих вопросах должна быть отражена суть текста, над которым вы работаете.
Ответы на эти вопросы послужат основой психологической подготовки и усвоения текста. В процессе проведения такой предварительной работы с текстом у вас выработается устойчивая привычка отвечать именно на данный вопрос, т.е.

ПСИХИЧЕКАЯ УСТАНОВКА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ЧТЕНИЮ ТЕКСТА.
Психологи, исследующие проблемы чтения, полагают, что выполнением только этого упражнения можно достигнуть очень высоких результатов: на 80 - 90% активизировать внимание и память при чтении, достигнуть качественного и долговременного запоминания прочитанного.
Не должно быть чтения без предварительной психологической подготовки, отработанной до подсознательного уровня! Чтение литературы при подготовки к экзаменам тоже должно предваряться психологической подготовкой к восприятию информации.

Этот вид работы имеет свою специфику, но работа будет основана на тех же принципах: вызвать интерес к изучаемому материалу, эмоциональный подъем, следствием которого будет хорошее усвоение учебного материала.
Если вы хотите хорошо изучить учебную литературу и получить высший балл на экзаменах, используйте ЭМОЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ МЕТОД. Суть его заключается в следующем.

При подготовке к экзаменам старайтесь вызвать в себе те же эмоции, что вы испытываете на экзаменах, исполняйте ту же роль, что вы исполняли бы на экзамене. При этом учитывайте личность экзаменатора, проектируйте диалог с ним.


Постигнув суть эмоционально-ролевого метода чтения текста при подготовке к экзаменам, можно потренироваться в подобном чтении учебной литературы. Цель тренировок - научиться искусственно вызывать в себе определенные эмоции, следствием чего будет прочувствованное, заинтересованное чтение текста, а это, в свою очередь, приведет к хорошему его запоминанию. Недаром в некоторых странах делают чучела преподавателей и студент, готовясь к экзаменам, ведет воображаемую доверительную беседу со своим преподавателем, так что на экзамен он приходит к нему, как к старому знакомому. При использовании эмоционально-ролевого метода очень важна остро прочувствованная цель работы. А результатом такой работы будет гораздо более продуктивный процесс памяти, отличное запоминание материала.

Хорошо тренированный читатель при помощи эмоционально-ролевого метода может научиться вызывать в себе нужное настроение, то эмоциональное состояние, в котором текст воспринимается наилучшим образом.
Есть и еще один способ вызвать интерес к предстоящей работе с книгой - САМОВНУШЕНИЕ, что материал будет усвоен хорошо, УВЕРЕННОСТЬ в выполнении работы. Этого вы достигнете, проводя регулярные АУТОГЕННЫЕ ТРЕНИРОВКИ.

С их помощью вы создадите те благоприятные условия при подготовке к чтению и непосредственно в процессе чтения, что приведет к хорошему усвоению материала, к качественному запоминанию прочитанного.
Все эти способы нацелены на активную мыслительную работу во время чтения, которая будет достигнута возбуждением эмоций до начала чтения.
Приучив себя четко формулировать ответы на вопросы упражнения, вы могли бы добиться еще больших результатов, достигнув хорошего настроения, определенного эмоционального накала конкретными действиями, проводимыми перед началом чтения.



Содержание раздела