d9e5a92d

Поисковое чтение


Достаточно часто употребляемым рациональным приемом работы с печатной информацией является чтение больших объемов текстов с целью извлечения предполагаемой заранее смысловой информации: мыслей или фактов, подтверждающих какие-либо мысли. Чем более опытным становится читатель, тем чаще появляется потребности в поисковом чтении. Объясняется такая зависимость тем, что опытный читатель все больше и больше расширяет диапазон читаемой литературы, все больше расширяет планы профессионального чтения, все больше использует свои читательские возможности. А все это ставит увеличивающееся количество вопросов и, соответственно требует все больше и больше ответов, которые можно найти, проработав большие объемы литературы.

Если у вас возникает вопрос: А стоит ли вообще овладевать навыками поискового чтения (тем более что для этого требуется кропотливая работа)? Ведь до сих пор не испытывали потребности в этом?, то на него можно ответить: Вы потому и не испытывали потребности, что не владели до сих пор навыками просмотрового чтения.

Как только вы этими навыками овладеете, так сразу же потребности в ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОИСКОВОМ ЧТЕНИИ возникнут.
К поисковому чтению как правило, предъявляются три требования:
- ТОЧНОЕ формулирование задания для поиска;
- БЫСТРОЕ проведение поиска нужной информации;
- ГАРАНТИРОВАННОЕ нахождение информации из текста или ГАРАНТИРОВАННАЯ констатация отсутствия таковой в тексте.
Точность формулирования приходит с опытом проведения поискового чтения. Быстроту обеспечит натренированное вами чувство разумной торопливости.

Гарантию может дать только кропотливое выполнение упражнений.
Примерное выполнение упражнения.
Засеките время и постарайтесь найти ответы на вопросы за 2 минуты при однократном прочтении текста. Для того чтобы продуктивно выполнять упражнение, нужно:
- попытаться предугадать возможные варианты ответов;
- попытаться представить себе, КАК эти варианты ответов могут быть напечатаны в тексте (с помощью каких слов, предложений).
Учтите, то текст большой, а времени - очень мало, поэтому вначале взгляните на текст и оцените, с каким усилием и упорством вам следует провести эту работу!
Вопросы:
1. Какие слова обычно запоминаются лучше всего?
2. Что важнее для понимания - смысловая связь или случайные ассоциации?
3. Что является основой запоминания бессмысленного материала?
Подумайте над вопросами. Запомните их, повторив несколько раз! Готовы?

Засеките время и начните чтение!
ИПОХОНДРИК БОФ
С. Иванов
Рассмотрим обширную область разнообразных условий, влияющих на прочность памяти. Среди этих условий едва ли не первое место занимает повторение. Если бы актер, о котором рассказывал Карпентер, повторил раза два или три роль, он бы ее не забыл. Повторение необходимо.

Как было оно матерью учения, так ею и осталось. Не будет его, никакого ассимилирования мы не дождемся, и в полном согласии с законами сохранения, что в одно ухо войдет, то в другое и выйдет.
Надо отдать должное немецкому психологу Герману Эббингхаузу повторение он исследовал досконально. Эббингхауз брал ряды бессмысленных слогов (например, БОФ, ПБЕ, НЭШ, ШДО), состоящих из двух согласных и одного гласного, и выучивал их наизусть. Отсутствие смысла должно было исключить возникновение ассоциаций и позволить исследовать механическое запоминание в чистом виде. Через час после заучивания Эббингхауз настолько позабыл свои слоги, что для полного их воспроизведения вынужден был выучить половину слогов заново.

Через восемь часов он забыл две трети выученного. Потом он выяснил, что если материал сложен и для его заучивания требуется много повторений, то выгоднее не разделаться с ними сразу, а растянуть их. Эббингхауз взял слог из 12 слогов и выучить его наизусть, повторив 68 раз. На другой день он попытался его воспроизвести. Часть слогов позабылась, и для нового заучивания понадобилось 7 повторений.

Тогда он распределил повторения на три дня и перед началом каждого заучивания один раз прочитывал слоги. На четвертый день для воспроизведения ему потребовались те же 7 повторений, но зато предшествовало им уже не 68 повторений, а только 38.



Разумное распределение повторений экономит половину сил.
У заучивания обнаружились и другие закономерности, например фактор края. Слова, которые находятся в начале и в конце ряда, запоминаются и воспроизводятся лучше тех, которые находятся в середине. Попробуйте выучить, а потом воспроизвести стихотворение, и первым в вашем сознании возникнут рифмующиеся слова, затем слова, с которых начинаются строки, и уж потом слова, находящиеся посередине.

Переход к следующему слову тормозит следы предыдущего, а стремление запомнить или припомнить предшествующее мешает операции с последующим. В первом случае происходит ретроактивное, то есть действующее назад торможение, а во втором проактивное, то есть действующее вперед.

Слова, стоящие с краю, такого двойного торможения не испытывают, а потому и проявляются первыми.
С ретроактивным торможением во многом совпадает еще одно явление, которое некоторые психологи считают одной из главных причин забывания. По аналогии с известным явлением в оптике оно называется интерференцией.

Если вам предстоит готовить уроки по алгебре, истории и литературе, - писал Б.М. Теплов, - то порядок история, алгебра, литература будет много продуктивнее порядка история, литература, алгебра.

Чем больше новый материал похож на старый, тем хуже этот старый запоминается.
Физиологи объясняют это тем, что сходные раздражители начинают занимать те же самые клетки мозга и новые раздражители, накладываясь на старые, как бы не дают им ходу.
Но тепловская рекомендация хороша лишь тогда, когда все виды материала обладают для нас одинаковой трудностью. В противном случае начинать надо с самого трудного - пока голова свежа и нет никакого предыдущего материала.

Впрочем, самое трудное мы обычно откладываем на самый конец: самое трудное ведь самое противное, и при одной мысли о нем мозг охватывает охранительное торможение.
Легко ли запомнить несвязанные слоги? Конечно, нет. Во-первых, они бессмысленны, а бессмысленный материал запоминается хуже всего. Если он сразу не вызовет никаких ассоциаций, не напомнит звуковым сходством что-нибудь знакомое или не рассмешит нелепым звучанием - нечего и рассчитывать на запоминание.

Во-вторых, потому, что у нас эти слоги занимали второстепенное место. Выбраны они были наугад, можно было взять и другие, а можно было и вовсе обойтись без них.

Мысль была понятна и так. Запоминается главное.
Однажды французский психолог Бине продиктовал младшим школьникам короткий рассказ: Старая крестьянка, 64 лет, вдова Мепс, жившая в маленьком доме на пустынной дороге Реколе, повела свое стадо в поле. Пока она собирала траву для своих животных, змея, спрятавшаяся в хворосте, бросилась на нее и укусила ее несколько раз в кисть руки.

Бедная женщина от этого умерла.
Двадцать пять школьников из сорока не воспроизвели ни дом, ни пустынную дорогу, пятнадцать забыли имя и возраст женщины и собирание травы, десять не запомнили, что змея сперва бросилась. Никто не забыл ни старую крестьянку (фактор края!), ни укус змеи, ни стадо (драма произошла в заботах о стаде).

Забылось второстепенное.
Внимание всегда стремиться сосредоточиться на главном, и смысловая связь для нас всегда важнее, чем случайная ассоциация.
Вы не запомнили четыре бессмысленных слога еще и потому, что и не собирались их запоминать. Сколько раз во время опытов психологам приходится читать одни и те же ряды слогов или цифр, но заставьте их повторить что-нибудь наизусть. Тщетно! Они же сами не намеревались ничего запоминать.

Кроме намерения, на прочность запоминания влияет и временная установка. Одно дело сказать себе, что выучить надо к определенному дню, а другое - выучить навсегда.

После того как срок пройдет, выученное быстро начнет забываться.
Вернемся к нашим четырем слогам. Вот они: БОФ, ПБЕ, НЭШ и ШДО.

Запомните их, пожалуйста, хотя бы на полчаса.
Вы можете поступить двояко. Первый способ - повторить все слоги несколько раз и, убедившись, что в порядке, читать книгу дальше.

Но тут вас подстережет ретроактивное торможение. Чтение сотрет эти дурацкие слоги тотчас же.

Гораздо надежнее второй способ - обратиться к мнемотехнике и попытаться придать слогам какой-нибудь смысл.
Первый слог вы просто запомните, не пытаясь его осмыслить, но из второго может получиться пбеувеличивает, третий напомнить о слове нэщастье, а четвертый превратиться в шдоров. Выйдет фраза: Боф преувеличивает свое несчастье, он здоров. Невольно вы представите себе ипохондрика по имени Боф, который беспрестанно жалуется на свое здоровье.

Ассоциация НЭШ - нэщастье получиться у вас не сразу, но в конце концов вам придет в голову, что нэщастье означает притворное несчастье. Вспомните, как Ш. решил, что итальянская selva (лес) - это опереточная Сильва, под которой сломались подмостки.
Конечно, ваши ассоциации могут оказаться иными, и бедняга Боф не появится на свет. Но мысль ваша пойдет по этому пути все равно.

Механизм запоминания бессмысленного материала у всех одинаков: главной опорой ему служат словесные ассоциации, или, в более широком смысле, речь. Мнемонический прием формирует образ, обладающий своим сюжетом, часто нелепым и комическим, на благодаря этой нелепости прекрасно запоминающийся. Вот почему, чем человек старше, тем он лучше заучивает бессмысленный материал.

Свежая и сильная механическая память ребенка пасует перед изобретательной памятью взрослого. Ребенку, чьи знания и словарный запас меньше, не хватает ассоциаций, чтобы удержать в памяти не связанные слоги или цифры.



Содержание раздела