d9e5a92d

Общий объем текстов для тренировок


  8
4
6
14
21
26
29
23
16
24
9
15
3
17
2
13
25
30
11
20
19
5
28
7
8
1
18
27
10
22
12
 
  9
1
27
16
25
2
22
12
20
4
18
9
15
3
26
28
30
7
5
19
14
13
10
6
11
8
17
23
29
24
21
 
  10
16
14
28
7
23
24
26
4
15
11
12
18
25
5
22
3
6
30
21
19
8
1
9
2
27
29
10
20
17
13
 

Просмотровое чтение - это предварительное чтение, на основе которого определяется стоит ли читать текст, определяется класс, к которому относится текст, и заодно запоминается общее содержание текста вместе с наиболее важными фактами и мыслями текста. Руководствуясь принадлежностью текста к тому или иному классу, вы вспомните программу чтения текста, соответствующую этому классу.

Чтение по третьему классу можно отнести к просмотровой стратегии чтения.
Выработав стратегию просмотрового чтения, вы сможете окинуть текст единым взором, представить его структуру, уяснив его идею, составив план будущего углубленного изучения: на что надо обратить особое внимание, а что можно и опустить без потери для смысла текста. Просмотровым чтением особенно удачно пользуются те, кто хорошо усвоил и отработал до автоматизма навык антиципации - мысленного предугадывания текста. Этот навык очень значим для выработки стратегии просмотрового чтения. Тем читателям, кто не владеет навыками просмотрового чтения приходится во время ознакомления с текстом просматривать практически все строчки текста для того, чтобы составить представление о содержании текста.

Читателям, владеющим хотя бы навыками мысленного прогнозирования, удастся составлять общее представление о тексте путем выборочного прочтения частей текста и дальнейшего домысливания того, что было не усвоено. Читатели, владеющие навыками просмотрового чтения, не только используют навыки мысленного прогнозирования, но и умеют разумно (рационально) с точки зрения затрат времени и усилий перемещать взгляд по тексту.
На основе этой функциональной программы мозг руководит дальнейшим процессом чтения. Эта программа реализуется в сложной траектории движения взгляда.

Учеными доказано, что чем сложнее траектория взгляда при чтении, тем лучше усвоение текста.
У тех, кто отработал ускоренное чтение, а это те, кто добросовестно обучался, выработаны такие навыки, которых не может быть у тех, кто специально этими проблемами не занимался. На практических занятиях при выполнении упражнений вы формируете эту функциональную программу стратегии чтения, мозг руководит выстраиванием траектории движения взгляда.

В течении двух недель тренировок вы привыкните к избранной стратегии чтения, наработаете автоматизм в работе с текстом, а закрепить эту функциональную программу - дело практики.
Стратегия аналитического чтения определяется целью, стоящей перед читателем, получить твердые знания о предмете чтения и изучения, а эта задача предполагает чтение и осмысление прочитанного, переработку полученной информации в фундаментальные знания, которые можно припомнить всегда. Остается добавить, что если вы избрали стратегию углубленно-аналитического чтения, постарайтесь не снижать скорость чтения. Предлагаем читать:
1) научно-популярную литературу со скоростью 1500-3000 знаков в минуту;
2) периодику (газетный текст) - 3000-5000 знаков в минуту;
3) учебные пли научные тексты - 200-600 знаков в минуту.
Стратегией просмотрового чтения вы пользуетесь для того, чтобы узнать, о чем говориться в тексте и где расположена наиболее значимая для вас информация. Но еще нужно научиться, не теряя времени на обработку несущественной информации, читать тексты с применением стратегии выборочного чтения.

Эта стратегия поможет вам отыскать нужную информацию, узнать, например, какие новые публикации появились по вашей специальности.


Выборочное чтение осуществляется в 2-скоростном режиме: текст, не несущий существенной информации, просматривается бегло, очень быстро, без запоминания, без анализа и выводов - до существенной информации. По существенным словам и словосочетаниям вы оцениваете значимость информации. Далее вы применяете иную стратегию чтения, сходную со стратегией аналитического чтения, здесь возможно и построчное движение взгляда, и возвратные движения и т.п.

Необходимо максимально сконцентрировать внимание, чтобы запомнить этот текст, осмыслив его.
Стратегия поискового чтения поможет вам быстро найти ответ на конкретный вопрос.
При таком поиске вы ставите перед собой цель: найти интересующую вас информацию. В отличие от выборочного чтения вы не оцениваете значимость информации, вы просто ведете поиск.

Для поискового чтения используются двухскоростной режим, подобный выборочному чтению.
Попробуйте проанализировать и запомнить то эмоциональное состояние, которое возникает у вас при таком чтении, - состояние максимальной реализации всех ваших способностей, приподнятое состояние, в котором текст усваивается при больших скоростях наилучшим образом. Если вы испытываете трудности, избрав стратегию поискового чтения, это означает, что у вас узкое поле одномоментного восприятия текста.


У нетренированного читателя поле одномоментного восприятия текста равно полю ясного видения. Но если учесть, что мы видим на 120-160о вокруг себя, а поле ясного видения составляет лишь 5-6о, то становится ясно, что следует совершенствоваться, воспринимая в одно мгновение все больше и больше текста, и вы добьетесь успеха в поисковом чтении. Но простое умение воспринимать зрительную информацию с широкого поля может и не перейти в навык расширения поля восприятия при чтении. Необходимо дополнительно выработать установку (привычку) на расширение поля восприятия при чтении.

Это элемент квалифицированного чтения. Чтобы расширения поля восприятия во время чтения стало привычкой, выработался такой навык, всегда во время поискового чтения нужно не только видеть абзацы, смысловые блоки, смысловые целостные единицы, но и помнить о необходимости расширении поля восприятия.
Вообще расширение поля одномоментного восприятия текста, а вместе с тем и расширение поля ясного видения - серьезная задача завершающего этапа обучения рациональному чтению. Ваша задача - достичь одномоментного восприятия целой строки текста при помощи антиципации и отработанного расширенного поля восприятия текста.

Расширению поля одновременного восприятия тексте, а вместе с тем и развитию стратегии поискового чтения будет в немалой степени способствовать развитие читательского лексикона.
Теперь перейдем к практической работе по формированию и развитию стратегий чтения.
Просмотровое чтение
Для отработки стратегии просмотрового чтения необходимо решить следующие задачи:
1. Отработка негоризонтального перемещения взгляда при чтении текстов в быстром темпе с установкой на достаточо полное усвоение содержания.
2. Расширение поля восприятия текста (для этого надо научиться воспринимать и обрабатывать информацию периферическим видением, а не центральным видением, на котором концентрируется внимание при обычном чтении).
Для обработки просмотровой стратегии чтения вам следует подготовить материал. Наиболее пригодны для выполнения упражнения книги, брошюры небольших форматов (30-45 печатных знаков в строке). При этом тексты должны быть:
- достаточно легкими для усвоения;
- интересными по содержанию;
- достаточно большими по объему (не менее 3-5 страниц каждый).
В текстах должно быть как можно меньше прямой речи, сложных логических выводов и вообще не должно быть графиков, формул, цифр, названий, имен и т.п. фактического материала.
Желательно так подбирать тексты для упражнения, чтобы одна треть всего объема подготовленной литературы была набрана узкими колонками (28-30 знаков), еще одна треть - средними (30-40 знаков), и остальные - самыми широкими колонками текста (35-45 знаков в строке), т.е. чтобы имела место тенденция к увеличению ширины колонок текста.
Общий объем текстов для тренировок следующий:
- первая часть - около 200 тыс. знаков, т.е. примерно около 20 стр. периодических изданий газет, журналов или 100 - 200 стр. брошюр;
- вторая часть - не менее 400 тыс. знаков (т.е. 300 - 400 стр. брошюр);
- третья часть - 300 тыс. знаков (около 200 страниц книг небольшого формата).
По возможности каждый текст должен быть достаточно большим по объему, чтобы за один прием можно было прочитать большое количество страниц.
Каждое разовое чтение просмотровой стратегии проводите в течение 5 - 10 минут.
Непременным условием выполнения этого упражнения является создание предварительного настроя на очень быстрое чтение и обязательное ограничение времени чтения одной страницы. Недооценка необходимости психологического настроя снизит результативность выполнения упражнения.



Содержание раздела