d9e5a92d

Образец интегрального алгоритма


Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия - видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А.С. Пушкина "Пиковая дама".

Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание: вы должны ответить для себя на вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть - девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 5. Кого вы увидели?

Мы неоднократно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкурирующими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удастся увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему привычек и навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума,


Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 6.
Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок - фактографические данные - означает извлечение из текста фактов и их смысловое усвоение. Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному - новым, а критически настроенному - спорным.

Таким образом, оба эти блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.
Как же практически пользоваться алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе содержание каждого из них. Мы рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения.
В самом деле, как мы читаем? "Как придется" - отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму - организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого учитываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется отдельными ячейками - блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них.

Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить.

Большинство читателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку - этот спасительный алгоритм умственных действий.
Интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения -реализация более эффективных программ умственных действий. На рис.

7 показаны условно в сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева - читающего медленно, справа - читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение как хаотический, неорганизованный процесс становится подчиненным единой программе - интегральному алгоритму чтения. Следование


блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.


Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.
Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя.
Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть - избыточная. Как отмечают лингвисты, тенденция к многословию, к изложению простых явлений в наукообразной терминологии не снижается.
Анализ этих явлений сделал специальный корреспондент "Известий" В. Сухачевский. Он пишет: "Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому.

Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади".
Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%.
Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть "пустоту" таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократно говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисциплинирует ум, заставляет и при составлении различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.
Проблема избыточности текстов в наш век информационного взрыва действительно актуальна и в последние годы активно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность порой бывает полезной.
Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов.

Все люди любят рассматривать достопримечательности. Это главная причина, по которой ежегодно на путешествия тратятся миллионы.
Вспомните ваше последнее путешествие. Какие виды вы вспомните? Несомненно, немногие, наиболее примечательные. А все остальные стерлись из памяти.

Теперь же, работая по алгоритму, вы научитесь приему созерцания-обозрения всего текста сразу. И еще необходимо знать, что существуют образцы инструмента, модели одежды, стиль письма. Каждый писатель, приступая к написанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют разных стилей письма.

При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приемы. Если вы научитесь распознавать наиболее употребительные стили, а также освоите приемы обращения с ними, то вы существенно увеличите ваши читательские возможности. Это замечание имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов.

Вместе с тем теперь вы можете уже свободно ориентироваться в содержательной части текста, вы уже можете видеть различие между полезным смыслом и бесполезным объемом. Для тренировки этого качества давайте выполним очередное задание.
Задание. Определите избыточность в cстихотворных примерах
I
...Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут...
Они правдиво говорят,
Что их владелец - плут...
II
Гол бес шел в лес,
Вдруг - стоп: жук в лоб!
Бес рад: влез в ад.
Формула для определения избыточности H в процентах:
H=(Q-M)*100%/Q,
где
Q - общее число слов в тексте,
М - число слов в значимом для вас лаконичном выражении после сжатии текста.
 
Затем вы можете выполнить аналогичные расчеты для текстов газетных, журнальных и т.п. Как вы убедитесь, большинство текстов имеет избыточность, близкую к 75%.
Как же создать и закрепить психологическую установку читать в соответствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении есть два этапа: первый - осознание всех. блоков алгоритма и следование им и второй - непроизвольное, автоматическое выполнение этих действий. Как показывает опыт, эффективное решение этой двуединой задачи возможно с помощью специального упражнения - зрительного представления интегрального алгоритма.
Зрительный образ интегрального алгоритма чтения
Вы изучили интегрального алгоритма чтения, представляете их смысл и содержание. Для создания зрительного образа алгоритма используйте любой предмет, картину, ситуацию. Очень важно нарисовать его своей рукой.

Это должен быть ваш рисунок. Изготовить нужно два экземпляра. Один из них укрепите на экран мысленного взора, другой постоянно носите с собой или укрепите перед рабочим столом. Постоянно думайте, представляйте себе свой рисунок. Добейтесь того, чтобы, закрыв глаза, вы четко, ясно видели свой алгоритм.

На рис. 8 показан пример алгоритма, который многие чаще всего используют на наших занятиях. Если он вам понравится, нарисуйте такой же.



Содержание раздела