d9e5a92d

Негоризонтальное перемещение взгляда



Обычный лабораторный стол, на нем ряды плоских стеклянных посудин - чашек Петри. Они наполнены питательной массой. Ее желеобразная поверхность усеяна белыми крапинками. Это мощное оружие для борьбы с нефтью в океане. В каждом таком пятнышке множество живых существ - микроорганизмов. У них своеобразные требования к пище - одни довольствуются скромным м.... другие очень привередливы. Есть среди них и такие, которые питаются составными частями нефти. И в этом нет ничего удивительного. Ведь нефть - продукт естественный, созданный самой природой.
Совсем по-другому обстоит дело с искусственными, синтетическими веществами. Их порою бывает очень трудно разрушить. Так, например, капроновые нити, зарытые в виде эксперимента в землю, пролежали там несколько лет и остались невредимыми. Состав некоторых очень сложен. В него входят тысячи различных компонентов - от тяжелых п.....нов до легких и летучих жидкостей и газов. Такие разные по химическим и физическим свойствам, они не так уж сильно отличаются один от другого. Все это - углеводороды.
Два лотка с водой, затянутые сверху пленкой нефти, находятся в одинаковых условиях. В каждый из них добавлены б..... Сначала лотки по внешнему виду ничем не отличаются. Но уже через ....лю в том, где находятся бактерии, п......ивается, края становятся более ровными. Со временем кружевное пятно продолжает уменьшат...... ть с краев. Невидимки уничтожают н.... теокисляющие микроорганизмы широко распространены по все.... Как и другие микроорганизмы они очень выносливы и неприхотливы. Им не страшны жара и холод, величина влажности и давления. До известных пределов, конечно. Много ....., особенно в местах скопления нефти. Чем грязнее вода, тем лучше питательная среда, тем активнее растут и размножаются бактерии. Правда, в чрезмерно крепких растворах даже им не выжить - сказывается нехватка кислорода.

УПРАЖНЕНИЕ 48. Приготовьте очень легкие тексты (или ранее прочитанные), напечатанные крупным шрифтом. По содержанию тренировочные тексты должны относиться к тем областям знаний, в которых вы хотите научиться читать тексты рационально. Вырежьте самую узкую полоску бумаги (смотри образец) и читайте текст боковыми областями поля восприятия (в основном - правым боковым полем восприятия).

Взгляд при таком чтении должен фиксироваться на точке, как это показано на рисунке.

В числе первых пострадали птицы. Слипшиеся от нефти перья больше не защищали от холода и сырости. Пытаясь очистить их клювами, кайры, гагарки, тупики сотнями погибали от отравления. Мор и опустошения пронеслись и среди обитателей воды: у крабов отпадали конечности, они умирали. Роющие морские ежи и моллюски, высунувшиеся из песка, застывали навечно в неестественных позах. В бедственном положении оказались и рыбы мелководья, и жители морских глубин. Черный прилив достиг побережья и опустошил береговую флору и фауну.
Для борьбы с черным прибоем попытались применить детергенты - химические вещества, связывающие нефть. Сначала показалось, что море очищается - в маслянистой пленке стали появляться разрывы, она съеживалась и уменьшалась в размерах. На самом деле нефть, связанная детергентами, опускалась на дно или выбрасывалась волнами на берег. К тому же оказалось, что детергенты и сами очень вредны для живых организмов. Они только увеличивали размер трагедии.
Других эффективных средств у спасателей не было - люди оказались неподготовленными к подводной катастрофе.

Если, работая с узкой полоской бумаги, вы не будете испытывать трудностей в качестве усвоения, то используйте более широкую полоску:
Негоризонтальное
перемещение взгляда
Кроме умения обрабатывать одномоментно как можно больше информации, т.е. вопринимать текст с более широкого поля, чем это удавалось вам раньше, нужно выработать и закрепить психическую установку на возможность негоризонтального перемещения взгляда при чтении.
Как, в каком направлении мы перемещаем при чтении свой взгляд? Естественно, в горизонтальном, ответит каждый, но давайте подумаем, всегда ли это рационально.


При более подробном рассмотрении становится очевидной непродуктивность такого чтения во многих случаях. К примеру, если в конце строки имеется слово, априори вам известное, вы все равно, как правило, его прочитываете, иначе говоря, фиксируете на нем взгляд. Привычка читать все построчно и горизонтально предопределяет большее количество фиксаций взгляда на строке, чем это подчас требуется для достаточно полного усвоения содержания, а значит, и большие затраты времени, чем необходимо.

Эта привычка отнюдь не способствует наилучшей, рациональной работе с текстом. Значит, горизонтальное перемещение взгляда при чтении не обеспечивает самого оптимального, эффективного восприятия информации за минимально короткое время.
Чтобы мозг воспринимал за определенную единицу времени больший объем информации, чтобы количество усваиваемой информации возрастало, иначе говоря, чтобы наращивалась и совершенствовалась скорость чтения, необходимо раскрепостить собственное сознание и преодолеть наработанную с детства и закрепленную годами психическую установку на возможность только горизонтального построчного чтения, мешающую овладеть чтением негоризонтальным. Между тем нет необходимости затрачивать лишнее время для фиксации взгляда на несущественных мыслях, следует уменьшить количество фиксаций взгляда и высвободить время для поисков информации существенной, что позволит улучшить обработку читаемого, рационализировать ее.
Конкретизируем поставленную задачу и подчеркнем в ней необходимые для оптимальной рациональной работы печатного материала следующие моменты:
I. Нужно научиться читать текст необычным перемещением взгляда. Траектория движения взгляда при таком чтении подобна некой слаломной кривой. Взгляд движется в вертикально-колебательном направлении. Нужно приучить себя осмысливать текст при таком чтении. Эту траекторию взгляда нельзя запланировать, каждый человек вырабатывает свой путь движения взгляда от строки к строке.

Но при чтении каждого текста негоризонтальным перемещением взгляда увеличивается объем информации, обрабатываемый в единицу времени.


II. Процесс обработки информации должен протекать быстро, нужно приучить себя к мысли, что затраты времени на чтение страницы текста и достаточное усвоение могут быть незначительными, что скорость чтения может быть очень большой.
Как научиться этому непривычному и нестандартному перемещению взгляда при чтении, как сделать, чтобы этот оптимальный способ перемещения взгляда определялся вами подсознательно и стал насущной потребностью?
Упражнения с ТАБЛИЦАМИ, а также упражнения по развитию ПРОСМОТРОВОГО ЧТЕНИЯ будут тренировать ваши способности к нестандартному негоризонтальному перемещению взгляда.
УПРАЖНЕНИЕ 49. На предлагаемых ниже таблицах вам предстоит проводить поочередный поиск всех чисел в возрастающей последовательности или букв в алфавитном порядке (в таблицах представлены все буквы алфавита кроме Ё, Ъ, Ь). Проводите поиск как можно быстрее, пытаясь уложиться в указанные нормы времени.

Очередная буква или очередное число считаются найденными, если они были восприняты боковым или центральным взглядом после предыдущих букв или чисел. Допускается только вертикальное перемещение взгляда или луча внимания при поиске чисел или букв.
С каждым днем тренировок по таблицам ваше поле восприятия будет расширяться больше и больше.
В конечном итоге вы сможете проводить поиск чисел или букв с широким полем восприятия, охватывающим всю ширину таблицы. Взгляд при этом будет перемещаться только по вертикали.
Последовательность работы с таблицами следующая:
1. Потренируйтесь на таблице №1. Норматив: 40-100 секунд на таблицу.

При поиске анализируйте колонки по одной. Проведите такой же поиск на таблице №2.


Сплошная линия показывает траекторию, по которой перемещается взгляд во время поиска, пунктирная линия указывает на мгновенное перемещение взгляда к началу новой траектории поиска.
2. Потренируйтесь на таблице №3. Норматив: 30-80 секунд.

При поиске анализируйте по две колонки одновременно. Такой же поиск - на таблице №4.


3. Таблица №5. 20-60 секунд. По три колонки.

Таблица №6.


4. Таблица №7. 20-50 секунд.

При поиске анализируйте по три колонки одновременно, но фиксируйте взгляд, начиная со второй строки и доводя его до предпоследней. То есть в начале движения взгляд фиксируется на букве В, анализируя при этом 9 букв одновременно:

Й
Ф
Я
У
В
С
Е
П
И

Затем взгляд плавно переходит на П (поле восприятия покрывает У, В, С, Е, П, И, Г, О, Б) и далее - на О (воспринимаются Е, П, И, Г, О, Б, Щ, Д, З). Так же проработайте правую половину таблицы.

ПрVведите такой же поиск на таблице №8.



Содержание раздела