d9e5a92d

Комплекс инстинктивных желаний, рвущихся наружу.


6. В заключение прочитайте контрольный текст 5 и определите скорость чтения. Текст набран в виде узких колонок, что должно значительно облегчить работу Скорость вашего чтения здесь будет очень высокой.
Теперь запишите в тетрадь ответы на приведенные в приложении 7 десять вопросов и подсчитайте скорость чтения по известной вам формуле. Внесите результаты в свой план и график роста скорости чтения.
 
Текст 5                        Леонтьев А.А.Мир человека и мир языка.
Объем 2700 знаков                        М. 1984,с.118-119.
 
Два слова о "модном" Фрейде

Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как-бы трехслойна. "Оно" - комплекс Инстинктивных желаний, рвущихся наружу. "Эго", то есть"я" - сознание, удерживающее эти инстинкты в разумных, человеческих границах. "Супер-Эго", сверх-я - то, что сознательно усваивается человеком от других людей, -Требования общества, социальные нормы и т.д. В жизни человека действует "принцип реальности", - говорит Фрейд. Нельзя жить по законам "Оно": тогда мы потеряем человеческий облик. Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования "Супер-Эго" - мы же люди, а не автоматы! Однако "Супер-Эго" давит на нас: "Делай, как надо!" Мы не можем на практике не нарушать его требований - но испытываем при этом тревожность (фрустрацию), чувство вины. Включаются механизмы защиты, самооправдания, компенсации, Например, мы забываем то, что подсознательно хотим забыть, "Эго" вынуждено действовать на два фронта : сдерживать рвущееся вперед "Оно" и в тоже время примирять максимализм "Супер-Эго" с "естественным" стремлением сохранить природные потребности, врожденным инстинктам, Но эта картина реалистична еще в одном отношении. Социальность социальности рознь. Если "Супер-Эго" отражает систему требований буржуазного общества, социальные нормы, диктуемые правящим классом, а проще - личность, может их не принимать, отталкивать, хотя и вынуждено полностью к ним приспосабливаться. Такая неустроенность личности не имеет ничего общего с универсальными общечелове-ческими законами психики. Но
"Супер-Эго" не сдержишь - вот и приходится искать обходные пути, увертки. Какая уж тут гармония! "Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет вводу..." Вам, конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается. "Оно", то есть желания, переживания - все, что лежит за пределами разума - объявляется агрессивно внесоциальным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания ("Эго"), хотя они как будто и органичны, становятся у Фрейда источником постоянной внутренней дисгармонии личности. Социальное и биологическое вечно-де воюют в человеке. Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклонениями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику. Впрочем, и у нервнобольных "Оно" никак несводимо к одним только законам био-психики человека, к неустроенности самого общества, противоречий между господствующей идеологией и классовым сознанием. Вот этого-то не смог увидеть Фрейд. И тем не менее он сделал большое дело для современной психологии тем, что привлек ее внимание к "Эго", "слою", лежащему между сознанием и автоматическими но бессознательными процессами, и тем помог перекинуть мостик между "душой" и  механизмами поведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, подкопался под пограничный столб между сознанием и несознанием.

 
Итак, вы разучили комплекс упражнений для расширения поля зрения. Быстрое чтение - это всегда вертикальное движение глаз. Только в этом случае вы можете реализовать новую программу умственной деятельности, новые коды восприятия и обработки информации.



Расширение поля зрения - надежный ключ к решению этой задачи.
Прежде чем приступить к очередному уроку, посмотрите ваш план-график и запишите результаты измерения скорости чтения последнего урока.
 



Содержание раздела