d9e5a92d

Интерес к процессу чтения


Но достаточно ли ПОНЯТЬ УМОМ, какие тексты следует читать, а какие - нет, чтобы на практике не ошибаться, теряя время на чтение текста, показавшегося интересным?
Как показала практика, только сознательный подход БЕЗ МЕТОДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ в подобных случаях не дает положительных результатов. К сожалению, ни в школе, ни в вузах не обучают направленно вызывать интерес к содержанию читаемого (особенно когда интереса нет или когда предмет просто противен) и не приучают читать с интересом регулярно.

Иными словами, там, где ОБУЧАЮТ ПРЕДМЕТАМ, НЕ ОБУЧАЮТ ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТАМ (пытаясь привить интерес к предметам в каждом отдельном случае) и НЕ ПРИУЧАЮТ РЕГУЛЯРНО ЧИТАТЬ С ИНТЕРЕСОМ. Предлагаемые ниже упражнения научат вас вызывать интерес к содержанию текста и приучат делать так всегда.
УПРАЖНЕНИЕ 15. Перед началом чтения конкретного текста вспомните все, что вы знаете по данной теме (проблеме).

Во время чтения каждый новый факт, каждую новую мысль текста сравните с одной или несколькими имеющимися в памяти аналогичными фактами или мыслями.
УПРАЖНЕНИЕ 16. Перед началом чтения текста вспомните все, что вам уже известно по теме данного текста, и в письменном виде изложите все факты и мысли.

Просмотрев полученные записи, осмыслите каждую отдельную вспомнившуюся единицу информации как часть целой темы (проблемы). Попытайтесь продумать возможные взаимоотношения между единицами информации: что с чем взаимосвязано, что с чем взаимодействует. Ответьте на вопрос: Какой информации недостает в получившейся взаимосвязанной системе фактов и мыслей, чтобы система оказалась полной, целостной?

Найдите, на какие вопросы по данной теме (проблеме) нельзя ответить используя только то, что вы вспомнили.
Теперь, медленно читая текст, одновременно проделайте следующих 3 действия:
- оцените, какая информация из прочитываемого текста оказалась вам знакомой, известной;
- заполните пробелы в изображенной вами на бумаге системе фактов и мыслей, используя факты и мысли из прочитанного текста;
- установите взаимоотношения между информацией, которую вы вспомнили, и информацией из текста.
Разъяснения к этим упражнениям.
Интерес (на эмоциональном уровне - внешне, на нейрофизиологическом - в действительности) проявляется тогда, когда читателем ОЦЕНИВАЕТСЯ (оценивает мозг, измеряя разность потенциалов) РАЗНОСТЬ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ЗНАНИЙ, имеющихся в памяти и извлеченных из текста.


Причем, если уровни (из текста и из памяти) находятся высоко, т.е. на высоко значимом уровне, то разность между ними будет более ощутимой эмоционально (Вот это да, я-то думал что это так, а на самом деле немного по-другому!!!), чем если бы эта же разность обнаружилась на более низких по значимости для читателя уровнях (Конечно, я теперь понимаю, что думал по-другому, да и ладно, это не столь важно…), то интерес к прочитанной информации в первом случае будет большим, чем во втором случае:


где а) более интересно воспринимается читателем, чем случай б), хотя разность между уровнями в б) большая, чем в а).
Следовательно, для того, чтобы вызывался интерес к каждой отдельной части читаемого текста, а следовательно, и ко всему тексту целиком, нужно во время считывания конкретной информации иметь в активной памяти (в готовом виде на поверхности памяти, чтобы не вспоминать долго) также вполне конкретную информацию для сравнения ее со считываемой информацией. А для этого соответственно нужно до начала чтения вспомнить информацию по теме текста и осмыслить ее.

Причем желательно, чтобы вспоминаемая информация была высоко значимой (увлекательно, нужной) для читателя.
Как вы, наверное, поняли, для того, чтобы сформировался интерес к чтению текста по какой-то конкретной области знаний, нужно, чтобы уже до начала чтения кое-что вспомнилось по данной тематике.
ЧТОБЫ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ, НУЖНО ЗАРАНЕЕ МНОГО ПРОЧИТАТЬ!
Но как же быть, если вы начинаете читать о том, о чем раньше еще не читали (статью о какой-либо неизвестной планете, новый роман с новым героем)? Нет. Ведь, как правило, читатель начинает чтение, предварительно составив хотя бы приблизительное представление о его содержании по мнениям друзей, по оглавлению, по заглавию (например, газетной статьи).



Этого уже достаточно, чтобы еще до начала чтения иметь в памяти информацию высокого уровня значимости. И, конечно же, следует принять во внимание такую человеческую способность, как воображение: достаточно человеку хотя бы назвать тему или намекнуть о чем может пойти речь в статье (допустим о том, о чем даже нельзя было бы вообразить - о стульях с мягкими ножками, которые можно устанавливать на стенах комнаты…), как тут же подключается воображение, и через мгновение в голове читателя уже будут роиться различные варианты мыслей и фактов по данной тематике (не правда ли, что вы уже представили эти необыкновенные стулья и задумались о том, для кого они, как они крепятся к стенам, насколько удобно на них сидеть и т.д.)
Интерес к процессу чтения
 
Экспериментально было доказано, сто по сравнению с обычным чтением ПРОДУКТИВНОСТЬ ЧТЕНИЯ ВОЗРАСТАЕТ при ОСОЗНАНИИ ИНТЕРЕСА К САМОМУ ПРОЦЕССУ ЧТЕНИЯ (наряду с осознанием интереса к содержанию читаемого). Иными словами, если читатель ВО ВРЕМЯ чтения будет чувствовать интерес к ЧТЕНИЮ непосредственно (Мне приятно само чтение!, Я читаю легко, с удовольствием!, Сейчас во время чтения я совершенствуюсь!, Моя память развивается во время такого чтения! и т.п.), то СОДЕРЖАНИЕ читаемого усвоится лучше, чем если бы он во время чтения думал только о содержании. Но интерес к самому чтению должен проявляться не на сознательном, а на ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ, т.е. читатель не должен во время чтения ДУМАТЬ о чтении.

Этого можно добиться путем длительных упражнений, которые ПЕРЕВЕДУТ УМЕНИЯ чувствовать интерес к процессу чтения в НАВЫКИ (т.е. до автоматического проявления умений).
Вначале нужно НАУЧИТЬСЯ (сформировать умение) ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ ЧТЕНИЯ.
УПРАЖНЕНИЕ 17. Подготовьте несколько десятков очень легких для осмысления научно-популярных текстов, которые, на ваш взгляд, заодно могут оказаться для вас полезными.

Желательно, чтобы содержание текстов относилось к той области знаний, в которой вы хотите научиться читать рационально. Общий объем текстов - около 500 страниц.

Сейчас вы проработаете эти тексты, не запоминая их содержания. Не сожалейте об этом, так как при выполнении упражнений по следующему занятию вы усвоите их содержание или, специально выделив время когда-нибудь, прочитайте понравившиеся тексты.
Готовы?
Теперь, пытаясь очень поверхностно знакомиться с содержанием каждого текста, просмотрите их со скоростью 20-30 секунд на страницу (книжного формата), непрерывно формулируя следующие мысли (неважно, в какой последовательности):
1. Взгляд бежит все легче и легче;
2. Взгляд охватывает всю колонку;
3. Слова встречаются чаще и чаще;
4. Слова становятся узнаваемыми;
5. Мое внимание развивается и становится более сосредоточенным - и сопровождая произнесение каждой мысли соответствующими чувствами:
1. Чувство удовлетворения от легкости самого чтения, от того, что ощутимо и неуклонно растет темп чтения, от приятного ощущения полета во время чтения.
2. Чувство уверенности в своих возможностях по расширению поля восприятия и чувство удовлетворения от того, что так несложно, оказывается, дается расширение поля восприятия.
3. Чувство уверенности в больших резервах своей зрительной памяти и чувство удовлетворения от этого.
4. Те же самые чувства.
5. Чувство удовлетворения от раскрывающихся способностей быть внимательным.
Примечания: мысли формируйте собственными словами;
поскольку упражнение очень утомляет, то выполняйте его небольшими порциями по 1-3 минуты.
Чтение - вот лучшее учение!
Так в свое время высказывался великий поэт-мыслитель Александр Сергеевич ПУШКИН. И он был прав дважды!
Почему дважды? Подумайте.

Ответ теперь вы можете найти сами!
Настроение
Вообще говоря, понятие настроения настолько тесно переплетено с понятиями интереса и уверенности, что можно было бы не выделять настроение, но в бытовом общении, особенно при рассмотрении проблемы чтения, люди воспринимают настроение обособленно.
Под нужным для продуктивного чтения настроением понимаются не только положительные эмоции (когда читатель покатывается от судорожного смеха), но и недовольство читателя содержанием (только недовольство обоснованное, а не просто не нравится и все тут!), неприятие логики изложения, пусть даже злость по поводу полученных результатов (например, по поводу результатов спортивного матча) и т.п.
Конечно же ОБУЧАТЬ вызывать настроение не имеет смысла. Мы будем говорить о том, чтобы ПРИУЧИТЬ читателя перед началом чтения любого (но нужного!) текста вызывать какое-либо настроение и в процессе чтения поддерживать его или менять на другое.

Упражнение следует выполнять во время обычного чтения (не во время выполнения других упражнений). Чтобы сразу же избежать ошибок при выполнении упражнения, следует предупредить настроение читателя может не совпадать с описываемым в художественном тексте настроением какого-нибудь персонажа.



Содержание раздела