d9e5a92d

Дифференциальный алгоритм чтения


Зрительный образ алгоритма воплощается по-разному: это и пирамида, и этажи здания, и картотека, и семь разноцветных полосок радуги и т. п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Как быть в том случае, если зрительный образ не получается?

Вот пример удачного решения этой задачи, взятый из дневника одного из слушателей курсов быстрого чтения: “Зрительного представления алгоритма так и не получилось. Конечно, я могу представить его в виде схемы или в виде ящиков, но в процессе чтения я этим зрительным представлением не пользуюсь; у меня запоминание идет по другому:
1. Название. Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно внимательно его читаю.

Если оно на первый взгляд ничего не значит, то пытаюсь делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами (но это делается с трудом).
2. Автор. Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравнивая их со знакомыми.

Или пытаюсь запомнить зрительно (написание, число букв и т. д.).
3. Выпускные данные. Название газеты, год, число, месяц запоминаю, скользнув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент.

Числа запоминаю попыткой яркого зрительного представления в момент фиксации.
Так я заполняю три первых блока алгоритма, но не знаю, куда я все это посылаю. Иногда после прочтения введения пытаюсь проверить заполнение этих трех блоков, пытаюсь предугадать дальнейшее содержание, на что особенно обращать внимание впоследствии.
5. Фактографические данные. В отличие от выпускных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом текста, а не зрительно.
6. Особенности изложения, критика. Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается в глаза; нравится или нет; стиль, манера изложения.

Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, все запоминается быстро и хорошо.
7. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения.
В целом, мне кажется, здесь хорошо работает “последовательность операций”, но у меня нет зрительного представления блоков алгоритма”.
Итак, что же дает интегральный алгоритм чтения? Главное он формирует новую программу чтения, программу последовательности мыслительных операций.

Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма от первого до седьмого, вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе всплывают перед глазами,
Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше и, наконец, они почти исчезают.

В этот период надо изучить и запомнить основное правило чтения любой текст читать по алгоритму.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО АЛГОРИТМА ЧТЕНИЯ

1. Изучите интегральный алгоритм чтения, осознайте смысл и содержание всех его блоков.
2. Разработайте свое собственное зрительное легко запоминающееся представление блоков алгоритма. Нарисуйте два экземпляра.

Один укрепите перед рабочим столом, другой дома.
3. Ежедневно читайте одну-две статьи по специальности, медленно, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения “укладывайте” информацию в блоки.

По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех ячеек-блоков алгоритма.
4. Ежедневно читайте одну-две статьи по специальности как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом. Изучите и запомните основное правило чтения.

Фиксируйте все непроизвольные попытки возвратных движений глаз. Прежде чем вернуться для повторения недопонятого места после окончания чтения, попытайтесь вспомнить необходимые вам сведения, отображающие соответствующий блок интегрального алгоритма.


Напишите основное правило чтения на отдельном листочке в двух экземплярах. Один укрепите перед рабочим столом на работе, другой дома.

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВОК

Все четыре упражнения выполняются регулярно, в течение одной недели. Прежде всего необходимо четко понимать содержание каждого блока алгоритма, после этого постарайтесь отработать зрительное его представление.
В заключение этого цикла тренировок прочитайте контрольный текст № 2 и определите скорость чтения по известной вам формуле.
5. Определите избыточность в следующих стихотворных примерах:
I
...Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут...
Они правдиво говорят,
Что их владелец плут...
II
Гол бес шел в лес,
Вдруг стоп: жук в лоб!
Бес рад: влез в ад.
Формула для определения избыточности в % :


где И избыточность текста в %;
Q общее число слов в тексте;
М число слов в значимом для вас лаконичном выражении после сжатия текста.
(Ответ см. на с. 140).
Урок четвертый. Дифференциальный алгоритм чтения.
В отличие от интегрального алгоритма, определяющего порядок обработки всего текста в целом, с помощью дифференциального алгоритма обрабатывается только основная смысловая часть фрагмента текста. Под фрагментом подразумевается или абзац, или ряд фраз, или даже одно предложение.
Как было показано в предыдущих главах, понимание текста это всегда процесс его перекодирования с языка обычного на язык более высокой абстракции. В самом деле, вот сейчас прочитав предыдущий фрагмент нашего учебного текста, оторвите глаза от строк книги и попробуйте вспомнить дословно, какими фразами начинается эта страница. Не получается? Теперь попробуйте своими словами пересказать прочитанное. Можно утверждать наверняка, что это вы сделаете.

Итак, вместо дословного восприятия текста при чтении наш мозг производит перекодирование содержания на язык собственных мыслей. Существуют и различные способы кодирования содержания. Медленное чтение кодирует по словам, очень редко по фразам.

Код быстрого чтения мгновенно опознает и перекодирует большие фрагменты текста, предложение, абзац, а иногда и целую страницу.
Задача дифференциального алгоритма чтения в том, чтобы сформировать новый и, главное, рациональный способ перекодирования, чтобы при быстром чтении автоматически выявить и обработать истинное значение основной смысловой части текста его сущностную доминанту.
Итак, быстрое чтение это в конечном счете процесс выявления и обработки смысла и значения. Выполняя упражнения, рекомендуемые ниже, вы убедитесь, что избыточность текста вполне реальное явление.

Действительно, из всего многообразия слов текста после его графической произвольной разметки в соответствии с алгоритмом остается очень небольшая часть “сухой остаток”, который и составляет основное смысловое содержание. Будучи осмыслен читателем, этот “сухой остаток” преобразуется и принимает вид лаконичного выражения доминанты.


Пример зрительного представления дифференциального алгоритма чтения в виде системы облаков

При разработке дифференциального алгоритма мы сначала не предполагали, что может быть дано зрительное описание его, так как дама идея дифференциального алгоритма, казалось бы, исключала такую его яркую трактовку. Однако слушатели курсов однажды предложили свое оригинальное решение зрительного образа этого алгоритма, что несомненно способствует теперь лучшему его пониманию и облегчает его практическое освоение. На рисунке алгоритм показан в виде системы сгущающихся облаков. Первые облачка ключевые слова проливаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов мы ощущаем более крупные капли и, наконец, третий образтуча, которая вмещает в себя все предыдущие в результате их мощного слияния, туча значения и проливается она еще более крупными каплями, а возможно и градом.

Нарастает мощь, концентрируется смысловая энергия доминанта текста.
Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. его действие не осознается и процесс осмысления текста происходит как бы сам собой. Вот впечатления одного из слушателей курсов быстрого чтения: “Слова бегут, словно титры в кино, и понять суть удается иногда как-то вдруг, зацепившись за какое-то ключевое слово, потом еще такое же слово, и, наконец, чувствую, что понимаю главное, и значит многие пустые слова, которые вижу, могут проскользнуть без потерь, могу их пропустить...

Когда текст бывает очень интересным, чувствую, что отключаюсь от внешнего мира и тут поразительно быстро читаю, все понимаю, запоминаю, и все это сопровождается яркими зрительными образами, картинами. Сущность содержания текста, его смысл и значение выступают тогда ярко и выпукло.

Как бы говоришь себе: так вот в чем тут дело, это основное, главное, особенное, ради чего читал, трудился, тратил время”.



Содержание раздела