d9e5a92d

Внимание катализатор процесса


ГЛАВА СЕДЬМАЯ ВНИМАНИЕКАТАЛИЗАТОР ПРОЦЕССА

ЧТЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

К. Маркс отмечал, что в “течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании”21.
Внимание один из признаков воли. Чарльз Диккенс писал, что секрет его творческого успеха в том, что он развил в себе способность вкладывать все свое внимание в то, что он делает в данное время, а затем обращать внимание на следующий сюжет, который приходит к нему вслед, по очереди.

Он был похож на человека, управляющего большим прожектором, который наводится на один предмет и затем, когда этот предмет изучен вполне, переводится на другой.
И. Ньютон на вопрос о том, как ему удалось открыть законы тяготения, ответил: “Благодаря тому, что я неустанно думал об этом вопросе”. Знаменитый изобретатель Т. Эдисон также свои успехи в науке объяснил тем, что во время работы у него никогда не отвлекалось внимание и он глубоко сосредоточивался на том, что делал.

Ч. Дарвин писал в автобиографии: “Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, а также особенностью тщательно наблюдать их”.
Надежда Константиновна Крупская, вспоминая манеру чтения В. И. Ленина, писала: “Время экономил. Когда читал, очень сосредоточивался и потому читал очень быстро”22.
Из этого можно заключить, что степень сосредоточения или организации внимания есть показатель скорого чтения.
Современная наука доказала справедливость этого положения. Роль внимания в творческом труде ученых настолько велика, что французский биолог Ж. Кювье однажды высказался так: “Гений это прежде всего внимание”.
По образному выражению К. Д. Ушинского, “внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”.
Итак, внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными.

Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.
Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне каких-либо других психических процессов.

Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно. Психологи называют вниманием избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы. Чтение вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико.

В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие навыков умственной концентрации сосредоточение.

А для этого в первую очередь необходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.
С точки зрения физиологии, согласно учению И. П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов и его называют рефлексом сосредоточения. Согласно этому закону индукции процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях (отрицательная индукция). И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положительная индукция).

Явление перемежевывающейся индукции возникает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения. Таким образом, в каждый момент времени в коре головного мозга думающего человека имеется какой-либо системный очаг повышенной возбудимости, т. е. очаг, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения. “Если бы можно было, говорил И. П. Павлов, видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной “возбудимостью светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью”23.


Именно этому “светлому пятну”, которое может охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное осознание того, что воздействует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, как эффект сосредоточения.
Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый А. А. Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. Он как бы привлекает к себе все слабые побочные возбуждения, поступающие в это время в мозг, и благодаря этому в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила первичного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы.

С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других, действующих в данный момент. Есть люди, от рождения обладающие усидчивостью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг оптимальной доминантной возбудимости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вызываемым действием несильных побочных раздражителей.

Эта закономерность хорошо объясняет некоторые парадоксальные факты из практики восприятия внешних событий.


Внмание - это избирательная направленность сознания на определенный объект

Так, в свое время в Лондоне, желая создать максимально благоприятные условия для работы над книгой, построили новую библиотеку, в которой читатели были совершенно изолированы от каких-либо посторонних воздействий. Скоро, однако, выяснилось, что заниматься в этой библиотеке трудно: внимание читателей часто отвлекалось и быстро наступало утомление.

Оказалось, что при полном отсутствии внешних, казалось бы, отвлекающих раздражителей поддерживать постоянное внимание невозможно.


При полном отсутствии внешних раздражителей поддерживать постоянное внимание невозможно

При проектировании одного из конструкторских бюро в Ганновере архитекторы предусмотрели все, чтобы ни один посторонний звук с улицы не проникал в здание. Применены были рамы с тройными стеклами, звукоизоляционные панели и специальные пластмассовые обои, гасящие шум. И что же? Буквально через неделю сотрудники стали жаловаться, что не могут работать в условиях гнетущей тишины.

Они нервничают, теряют работоспособность. Администрации пришлось установить магнитофон, который время от времени автоматически включался и создавал эффект тихого уличного шума.

Рабочая атмосфера в бюро не замедлила восстановиться.
Но не только творческая работа требует особых условий для поддержания оптимального внимания. Когда человек отдыхает, казалось бы, его внимание дремлет. Однако это не так. В большом отеле, построенном поблизости от Чикагского аэропорта, все помещения были тщательно изолированы от внешнего шума. Но вскоре после открытия этого отеля каждый номер пришлось “зашумлять” с помощью специальных динамиков: гости жаловались, что в полной тишине не могут заснуть.

Специалисты в области эргономики, приглашенные дирекцией отеля, подтвердили, что человеку необходим небольшой шум, так как нервная система не выносит абсолютной тишины.

При постановке подобного эксперимента человек на внимание машина особо дом существенным мальчик является шляпа вероятно туфля то конфета чтобы старый материал лошадь который дерево должен ручка быть звонить прочитан корова испытуемым книга в жаркий качестве булавка существенного стоять задания вид был небо вполне читать связным человек и машина грамматически дом полным мальчик но шляпа не был туфля бы конфета ни лошадь настолько дерево легким ручка что звонить не потребует корова полного книга внимания жаркий для тесьма того булавка чтобы стоять прочесть вид его небо и не красный слишком трудным
24
Важно чтобы испытуемый человек мог машина слегка дом превысить мальчик свои шляпа туфля нормальные конфета границы лошадь способностей дерево потому ручка что только звонить таким корова образом книга человек жаркий может тесьма быть булавка уверенным стоять что щелкает он своими обращает зубами внимание в на пустом соответствующее воздухе задание и шляпа лишь туфля минимальное конфета внимание лошадь на дерево вторую переферическую задачу
25

А теперь проведем небольшой эксперимент. На 24 напечатан текст № 1. Прочтите заштрихованную часть текста как можно быстрее, не обращая внимание на остальные слова. Потом закройте книгу и скажите, какие слова вы запомнили из тех, что не были заштрихованы. Заметили ли вы, что каждое слово повторялось дважды?

Очевидно, ваш ответ будет отрицательным. Этот эксперимент говорит о том, что при чтении текста наше внимание отбирает только существенную его часть. Означает ли это, что, следуя формальной начальной установке, мы концентрировали свое внимание только на заштрихованных словах и ничего остального не запоминали? Чтобы ответить на этот важный вопрос, продолжим эксперимент.

Прочтите текст № 2 на 25. Читать его надо так же: только заштрихованные слова. Как вы, наверное, обнаружили, заштрихованное предложение внезапно перешло в ряд не связанных между собой слов. Само же предложение физически продолжается в незаштрихованной части, которую согласно инструкции вы должны были пропускать. Как показали наши наблюдения, любой человек, читая этот текст, сбивается, отступает от заданной инструкции, и тот камень, о который он невольно спотыкается, называется подсознательным поиском смысловых рядов.

Оказывается, наше внимание, управляя процессом чтения, переключает взор вполне целесообразно и осмысленно, вопреки начальной установке следя за ускользающим смыслом маскируемого текста. Это означает, что объем нашего внимания значительно больше, чем можно себе представить.

Многое из того, что мы наблюдаем, остается незамеченным нами именно потому, что в его изучении в данный момент нет нужды. Вместе с тем это означает также, что резервы нашего восприятия более значительны и соответствующей тренировкой внимания их можно использовать более полно.



Содержание раздела