d9e5a92d

Интегральный алгоритм чтения


 

Скорость чтения
Количество знаков в минуту
Очень медленная
900
Медленная
1200
Средняя
1500
Выше средней
1800
Быстрая
3000-5000
Очень быстрая
10000
Сверхбыстрая
20000 и более

 
Обращаем ваше внимание, что скорость чтения не является самоцелью, а выполняет лишь роль контрольного показателя, фиксирующего результативность обучения.
Задание 2. Изучение объема читаемого текста и бюджета времени
При выполнении задания 2 нужно прежде всего не спешить и выбрать спокойную для вас неделю, когда вы учитесь или работаете в привычном для себя ритме. Будьте внимательны при заполнении теста № 1 (прило жени е 5). Каждый день аккуратно записывайте, сколько часов в день вы читали и что именно.

На отдельном листе запишите названия газет, книг, журналов, учебников и другой литературы, которую вы читали.
Задание 3. Как вы читаете?
Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения, полезно провести анализ своего чтения. Приготовьте мягкий карандаш. А теперь мы предлагаем вам ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете вы сами, обводя карандашом кружочком соответствующее число баллов.
 
1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

Всегда очень четкую, и чтение мотивировано
10
Всегда приблизительно и без мотива
6
Иногда
4
Лишь изредка
2
Никогда
0

 
2. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной
статьи?

Постоянно меняю
10
Иногда
6
Скорость определяю перед началом чтения заранее
4
Всегда читаю со средней скоростью
2
Всегда читаю очень медленно
0

 
3. Удается ли вам целиком сосредоточиться на тексте?

Удается всегда
10
В основном удается
6
Лишь в случае, если материал очень интересный
4
В редких случаях
2
Не удастся
0

 
4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?

Построение текста чувствую всегда
10
Мне удастся быстро понять, какие разделы наиболее важны
6
После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру
4
Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст
2
На структуру не обращаю внимания
0

 
5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы части его ?

Могу всегда
10
Могу, если текст легкий
6
Иногда
4
Изредка
2
Не могу
0

 
6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

Никогда
10
Если есть непонятные места, то возвращаюсь
6
Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов
4
Иногда, если не понимаю смысла текста
2
Возвращаюсь часто по различным поводам
0

 
7.Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

Голова и руки всегда без движения
10
Иногда двигаю головой
6
При чтении важных мест вожу пальцем по тексту
4
Часто так делаю
2
Всегда
0

 
8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю
10
Не могу ответить точно
6
Произношу отдельные (трудные) слова
4
Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст
2
Всегда читаю с артикуляцией
0

 
9.Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Возникают всегда
10
Иногда
6
Затрудняюсь ответить
4
Очень редко
2
Никогда
0
<

p>  
10. Как двигаются ваши глаза при чтении?

Вертикально, плавно и быстро по середине страницы
10
Зигзагообразно от строки к строке
6
По диагонали
4
С остановками на каждой строке
2
С остановками на каждом слове
0

 
Общее число баллов ............

до обучения
 
после обучения
 

 
При выполнении задания 3 подсчитайте общее количество баллов, которое у вас получилось в итоге, и запишите их на тесте в графе "до обучения". После окончания обучения проведите повторное тестирование и количество балов запишите в графе "после обучения".
Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты:
опытный читатель получает общее число баллов, равное 100; обученный навыкам быстрого чтения - от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) - от 40 до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.
В уроке 1 вам предстоит выполнить 3 упражнения: чтение без регрессий, созерцание зеленой точки, гимнастику для глаз.
Почему мы читаем с регрессиями
Один из мудрецов Востока, арабский писатель Аббас Махмуд Аль-Аккад в сочинении, которое он назвал "Часы, проведенные среди книг", писал:
"Не знаю, откуда у читателей привычка читать книгу один раз. Ведь книга содержит в себе больше таинственных символов и простора для обозрения окружающего, чем вид и голос. Если твой ум развит более, нежели чувства, то тебе лучше всего возвращаться к прочитанному - этим проверяется развитие твоего умения. Можно согласиться с предложением читать сложные и интересные книги по несколько раз.

Повторение и многократное чтение закономерно и оправданно при чтении учебной, трудных и сложных текстов. К сожалению, очень часто приходится наблюдать возвратные движения глаз при чтении простых и легких текстов. Пример такого чтения показан на рис.3.
 


 
При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст. Именно такого рода регрессии мы и считаем одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты - также недостаток чтения.

Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей.
Какова же природа регрессии? Первая причина - сила привычки. Одна из слушательниц экспериментальных курсов
 
Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания ?
Запишите в дневнике свои впечатления. В течение недели выполняйте это упражнение ежедневно.
Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.
Отныне законом вашего чтения должно стать: всегда читать без регрессий. Напоминаем, что в соответствии с первым правилом быстрого чтения возвратные движения глаз возможны и допустимы, но только в том случае, если этому предшествует осмысление прочитанного.
Упражнение 2. "Созерцание зеленой точки"
Патент России №2109346
Это комплексное упражнение, которое решает одновременно две важные задачи: помогает в тренировке внимания при чтении и расширяет оперативное поле зрения. Для выполнения упражнения используется приложение 3. Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно, без перерывов, непосредственно перед сном.
 
Порядок выполнения упражнения:
1. Вырезать текст приложения 4 и наклеить его на плотный картон, закрасив кружок в центре в зеленый цвет.
2. Каждый вечер, желательно в одно и то же время, прежде чем лечь спать, вы садитесь за письменный стол. Текст с зеленой точкой находится перед вами. Для удобства можно использовать подставку для книг, чтобы текст всегда был в одинаковом наклонном положении. Если вы читаете в очках, выполнять это упражнение также нужно в очках.

Расстояние от точки до глаз должно быть постоянным, таким же, как при обычном чтении (30-33 см).
3. В этом упражнении очень важный момент его подготовки -сеанс аутогенной тренировки. Наиболее эффективный способ проведения сеанса - прослушивание магнитофонной записи заключительного сеанса AT, текст которого читает Генеральный директор школы, академик Олег Андреевич Андреев.
Если вы получили из школы магнитофонную запись или пластинку, то вы должны, сидя за столом перед листком с зеленой точкой, вместе с диктором вслух читать текст этого упражнения. После слов "Я буду быстро читать всегда" выключайте магнитофон и приступайте к созерцанию зеленой точки.
Всем, кто работает без магнитофонной записи, также следует медленно и спокойно вслух прочитать весь текст, после чего приступить к созерцанию зеленой точки.
4. Выполнить гимнастику для глаз. Голова неподвижна. Посмотрите вниз, вверх, влево, вправо, вдаль, вблизи.
5. Созерцайте зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом, в течение 10 мин. Посторонние мысли отгоняйте. Концентрируйте внимание только на зеленой точке, вес мысли, сознание должны быть связаны только с ней.

Максимальная концентрация сознания.



Содержание раздела