d9e5a92d

Как вы читаете. первое правило быстрого чтения


 
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
Цель урока - провести анализ количественных и качественных показателей вашего чтения, а также освоить первое упражнение техники быстрого чтения.
С того момента, как вы научились читать, чтение сопровождает всю вашу жизнь. Вас не удовлетворяет существующий метод чтения, это естественно. Но прежде чем совершенствовать какой-либо процесс, нужно изучить его, знать его особенности, недостатки.

Мы предлагаем вам провести анализ особенностей вашего чтения, его недостатков.
Недостатки традиционных методов чтения
Можно выделить пять основных недостатков традиционных методов чтения.
1. Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст - как легкий, так и трудный, как бы доя верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики.

Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии - довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.
Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их, в отличие от регрессий, реципациями.

Основная цель реципаций - более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.
2. Отсутствие гибкой программы чтения. Что означает этот недостаток?
Главное в проблеме быстрого чтения - не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста. Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно. Американские психологи Авень и Хороню описывают этот недостаток, образно отметив: большинство читателей читает одинаково медленно и квартальный отчет о расходовании горюче-смазочных материалов, и статью о новом типе автомобильного двигателя, и роман А. Хейли "Колеса", тогда как, естественно, каждый из этих текстов должен читаться особо. Квартальный отчет заслуживает краткого взгляда, чтобы увидеть итоговые цифры.

Научный журнал нужно читать иначе, а художественные тексты требуют совершенно другого подхода.
Та или иная скорость и техника чтения подчиняется прежде всего тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.
Наша задача заключается в том, чтобы вооружить мозг более эффективной программой. Решению этой задачи посвящен урок 2 "Интегральный алгоритм чтения".
3. Артикуляция. Это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений зависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста.

Чем. менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция. Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.

Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Наша научная группа провела комплекс исследований, снимала рентгенограммы гортани читающего человека. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.
Большинства зарубежных методик обычно ограничивается общими рекомендациями: читайте как можно быстрее, и артикуляция у вас исчезнет сама собой. Сомнительность этих рекомендаций очевидна, так как предлагается воздействовать на следствие, а не на причину.


Нами разработана оригинальная методика сокращения артикуляции. Вам предстоит рассмотреть ее в уроке 4 "Артикуляция и чтение".
4. Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда.

Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.
Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.
Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т.е. холостых движений глаз, на которые расходуется;
не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.
Отработке техники движения глаз посвящены уроки 5 и 6.
5. Отсутствие внимания. Что такое внимание? Внимание -это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания.

К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.
Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.
Комплекс упражнений для тренировки внимания будет предложен в уроке 7 "Внимание при чтении".
Изучите недостатки традиционных методов чтения. Подумайте, поразмышляйте: какие из этих недостатков присущи вашему чтению. Запишите их в своей рабочей тетради - "Техника быстрого чтения", которую мы советуем вам завести.
 
Как определить скорость своего чтения?
Скорость чтения можно вычислить по формуле:
V=Q*K/T,
где V - скорость чтения (зн./мин);
Q - число знаков в тексте (объем);
Т - время, затраченное на чтение текста, мин;
К - коэффициент понимания.
На протяжении всего курса обучения при самостоятельном освоении быстрого чтения вам предстоит определять скорость чтения по этой формуле. Результаты измерения скорости чтения контрольных текстов на каждом уроке мы советуем вам регистрировать в вашем примерном плане по освоению техники быстрого чтения (см. приложение 1). Кроме того, для наглядности мы предлагаем вам в своей рабочей тетради построить график роста скорости чтения по образцу, показанному на рис. 2.
Как определить объем читаемого текста? Как вы уже знаете, мы определяем объем текста в знаках, под которыми понимается каждая буква, цифра, знак препинания, каждый пробел. между словами. Контрольные тексты, которые мы будем предлагать
 
 
Рис. 2. График роста скорости чтения в процессе занятий
 
вам в книге, всегда сопровождаются данными об их объеме. Но вы должны уметь определять объем любого текста самостоятельно. Делать это очень просто.

Приведем примеры.
Как определить объем книжной или журнальной страницы? Самый простой способ следующий. В конце книги, в так называемых выходных данных, содержатся сведения о ее объеме в учетно-издательских листах. Каждый учетно-издательский лист содержит примерно 40000 знаков.

Таким образом, зная объем книги и количество страниц, всегда можно подсчитать количество знаков на одной странице.
Для примера возьмем учебник Цветков ЛА. Неорганическая химия. - М., 1983. Его объем - 13,1 учетно-издателъского листа, количество страниц - 206. Объем одной страницы:
(13,1-40000) /206=2544 знака.
Аналогично ведется подсчет объема текста и в журналах. Количество знаков в газетной статье подсчитывается следующим образом. Нужно определить количество знаков в одной-трех строках и взять среднее арифметическое, затем подсчитать количество строк и подвести общий итог.

Например, в газете "Комсомольская правда" в одной строке, как правило, 25 знаков. Зная количество знаков, можно подсчитать объем текста:
объем текста = 25 х количество строк.
Как определить время чтения?
Время чтения можно измерять секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой. Обращаем внимание, что в формулу для подсчета скорости чтения нужно записать не общее время в минутах и секундах, а цифру, в которой содержится целое число минут и соответствующие доли минуты. Например, если вы читаете текст 1 мин 30 с, то в знаменателе нужно записать 1.5, так как 30 с составляют половину, или 0,5 целой минуты.

Для перевода количества секунд в доли минуты предлагаем вам табл. 2.

Вы уже знаете, что быстрое чтение - это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. А раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано с проверкой качества его усвоения. Для этого и вводится такой показатель, как коэффициент понимания. Он определяется путем проверки ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. Перевод секунд в доли минуты
Секунды
Доли минуты
Секунды
Доли минуты
5
10
15
20
25
30
0,08
0,17
0,25
0,33
0,42
0,5
35
40
45
50
55
60
0,58
0,67
0.75
0,83
0,92
1

 
При правильном ответе на все 10 вопросов К = 1, на 8 вопросов К = 0,8 и т.д. Вопросы к текстам по всем урокам вы найдете в приложении 7.
Теперь вы можете приступить к заданию 1.
Задание I. Чтение контрольного текста
Приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать приведенный ниже текст 1, а затем отвечать на вопросы (см. приложение 7). Запишите время начала чтения или включите секундомер.
Время начала чтения .....................
Время окончания чтения ...............
Время чтения текста ......................
Откройте приложение 7 и запишите в тетради ответы на 10 приведенных там вопросов для текста 1. Текст больше не смотрите. По окончании проверки правильности ответов на вопросы определите свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения. Например, вы читали текст 45 с (О, 75 мин), правильные ответы дали на 6 из 10 вопросов:
V=740*0,6/0.75 =590 ЗН/МИН.
 
"Известия"                                               Текст 1
20 ноября 1990 г.                                        Объем - 740 знаков
Сверхскопление галактик
Проводя наблюдения с высотного самолета, астрономы обнаружили свидетельства существования во Вселенной сверхскопления галактик.
Это предполагаемое скопление галактик, возможно, простирается на два миллиарда световых лет, и в него входит, видимо,
на 30-40 процентов больше галактик, чем в обычных их скоплениях.
Само наличие такого сверхскоплёния противоречит существующим взглядам, согласно которым наша Вселенная возникла в результате "начального взрыва", происшедшего 15-18 миллиардов лет тому назад. После этого взрыва, как считается, Вселенная расширялась равномерно и вещество двигалось во все стороны с одинаковой скоростью.
Если существует такая огромная концентрация вещества, то вероятно, она не является единственной. Может быть, первоначальный сгусток вещества имел неправильную форму, и оно не распространялось во все стороны равномерно, как это считалось до сих пор.
К. Петров.
Скорость чтения контрольного текста 1 после подсчета по приведенной формуле запишите в своем плане освоения техники быстрого чтения (см. приложение 1) в графе "



Содержание раздела