d9e5a92d

Несколько слов о имитациях.


Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу.

Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.
Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.
Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.
Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в десятку, эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в десятку просто невозможно.

Поэтому он и не попадает. Перестарался, очень хотел, - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.
Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами - и заключается суть идеомоторного принципа построения движений.
Подведем основные итоги. Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:
во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;
во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;
в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных - опорных - элементов в отрабатываемом движении.
К четвертому этапу - физическому исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо размяты мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.
Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод проб и ошибок.
А теперь несколько слов о СК-идеомоторике. Так вот, оказалось, что если идеомоторное представление о
движении пропустить через СК, то движение обретает более высокую точность, чем после идеомоторной тренировки, осуществленной при обычном состоянии сознания.
Существует два вида СК-идеомоторики:
1) с помощью преподавателя (гетеро-СК-идеомоторика) и
2) самостоятельная (ауто-СК-идеомоторика).
Итак, резюмируем: психическая подготовка к сложным ав-
томатическим двигательным навыкам - это ежедневная систематическая, целенаправленная тренировка функций головного мозга, в первую очередь с помощью слов и соответствующим словам мысленных образов, с одновременной тренировкой умения управлять своим вниманием и своими эмоциями.
А теперь несколько слов об идеомоторных тестах.
Под идеомоторным тестом мы понимаем испытание умения выполнять действия без зрительного контроля, только по двигательному представлению, двигательному чувству. Идеомоторные тесты дают возможность реагировать и измерять точность пространственньк, временных и силовых характеристик как простых,
так и сложных движений и действий, выполняемых спортсменами после разных вариантов непосредственной подготовки к ним. Результаты тестирования можно регистрировать приборами, специальными устройствами и приспособлениями.
Кинематометры (ручной и ножной) позволяют получит показатели точности двигательно-мышечных дифференцировок в локтевом, лучезапястном, коленном, тазобедренном суставах при выполнении простых движений после соответствующей идеомоторной тренировки. Так, испытуемый садится боком к аппарату в удобной позе и кладет предплечье на ложе кинематометра.



Делает несколько попыток отведения руки по заданной амплитуде, контролируя движение зрительно и стремится запомнить при этом двигатедьно-мышечные ощущения, возникающие в локтевом суставе.
Затем несколько раз (в зависимости от задания) идеомоторно воспроизводит эти чувства и выполняет 3-5 контрольных попыток с закрытыми глазами. Величина ошибки учитывается по градуированной шкале кинематометра, изменяется лишь исходное положение испытуемого или прибора.
Секундомеры определяют точность идеомоторного воспроизведения скорости, длительности, одновременности, последовательности движений различных частей тела, отдельных действий и упражнения в целом. Сравнительный анализ временных параметров идеомоторного и реального выполнения заданий позволяет судить об эффективности идеомоторной тренировки, о способности каждого индивида к идеомоторике и косвенно - о состоянии его тренированности и технической готовности к соревнованию.
Динамометры (ручной или становой с индикатором часового типа конструкции Абалакова) показывают точность воспроизведения статистических и динамических усилий исследуемых групп мышц. Показатель точности мышечного усилия свидетельствует о степени влияния разных видов настройки на результативность действия.
Экран-мишени, ростометры, сантиметровые рулетки регистрируют данные (до 1 мм), по которым можно судить о тренирующем эффекте различных идеомоторных заданий. Например, на специальном стенде, с учетом роста испытуемого, крепится лист бумаги с начерченной в середине окружностью диаметром 15 мм).
Испытуемый, стоя на расстоянии 0,5 м от мишени, после пробных попыток и предварительной идеомоторной тренировки, выполняет без зрительного контроля пять уколов в мишень. Аналогично проводится и тест на выполнение из основной стойки шага вперед по начерченной на полу линии (расстояние 50 см от исходной позиции) и поднимание ноги на высоту 50 см из положения стоя у опоры боком к ростометру.

Ошибки фиксируются по данным, полученным после вычисления отклонений точек-уколов от центра круга и носка ступни от контрольной отметки на полу или на ростометре (в мм).
Тренирующий эффект представления движения определяется по улучшению результата в сравнении с выполнением контрольных действий с помощью зрения и без него.
Прибор для выполнения графических заданий позволяет получить графическую продукцию, по которой можно установить зависимость результативности написания фигур от тренирующего действия идеомоторных заданий и косвенно диагностировать состояние психической готовности к предстоящему действию.
В основе конструкции прибора лежит устройство для проведения миокинетического теста (Мира, Лопес, 1939). Прибор состоит из подставки и укрепленной на ней рабочей площадки, которая устанавливается в двух плоскостях (горизонтально и вертикально) и может смещаться по вертикали в зависимости от роста испытуемого. На площадке крепится протокол-бланк.

Графическими заданиями могут являться: горизонтальная линия длиной 5 см, равносторонний треугольник со стороной 5 см, прямой угол и т.п. Отклонение от шаблона определяется в мм и град.
Влияние индивидуальных способностей и навыков в черчении и рисовании исключается условиями эксперимента: карандаш в данном случае служит не чертежным инструментом, а писчиком, регистрирующим движение всей руки. Рука не должна касаться рабочей площадки.
Тремометры (конструкции Меде или Верхало) и специальные планшеты с вырезанными фигурами, включенные в электрическую сеть с электросчетчиком и электросекундомером (А.Ц.Пуни, В.И.Секун), позволяют получать объективные сведения о тренирующей степени идеомоторных заданий по количеству ошибок, фиксируемых счетчиком от прикосновения щупа тремометра и по времени, которое требуется испытуемому для прохождения фигур, прорезанных на передней панели тремометра и планшетах.
Гребной аппарат и градуированные экраны дают возможность получить данные об эффективности идеомоторной тренировки в естественных условиях. Гребной аппарат представляет собой установку (длина 150 см, ширина - 24 см, вес - 5,2 кг) с сиденьем обычной байдарки и веслом длиной 115 см с тонкими иглами или мелом, закрепленным на его концах. Его можно устанавливать на ровной песчаной или деревянной (фанерной) площадке.

Следы, оставленные веслом после гребков с двух сторон аппарата, замеряются в см. При этом фиксируется расстояние от начала проводки до ее конца и от корпуса аппарата до точки захвата весла.
Начерченный градуированный экран и специальный прибор позволяют регистрировать отклонения от точного выполнения упражнений и прыжков после разных вариантов идеомоторной тренировки и настройки (в град. и см). Например, правильным исполнением сложных прыжков с поворотами на 360 и 720 в наших исследованиях считалось приземление в отмеченную область.

Точка приземления определялась по средней линии, соединяющей пятки. Перпендикуляр, восстановленный из этой точки, показывал отклонение от идеала в градусах.



Содержание раздела