d9e5a92d

Технология погружения в гипно-СК-сон.


Если никакой реакции не последовало, то вы вправе сделать вывод, что ученик не поддается внушению. Если руки действуют раздельно на протяжении трети времени, это указывает, что ученик находится в легкой стадии гипноза.

В случае движения рук в течение половины времени - на средней стадии. Когда руки действуют раздельно на протяжении всего упражнения, причем левая рука поднимается, а правая опускается, это говорит о стадии глубокого гипноза.
Данное упражнение часто называют "мерилом". Ученик обычно изумляется, обнаружив, что его руки двигались точно в соответствии с вашими словами, в то время как он не осознавал, где они находились в каждый конкретный момент. Если он хорошо реагирует" похвалите ученика за способность сосредоточиваться и за яркое воображение.

Если вы разочарованы его реакцией, не делайте поспешных выводов, пока он не пройдет остальные тесты. Никогда не говорите ученику, что вы разочарованы.

Пусть он думает, что сделал все, что от него ожидали.
Предоставьте ученику возможность выбрать один, подходящий ему зрительный образ, например толстую книгу, тяжелую гирю, камень, большой воздушный шар, привязанный к запястью, порыв ветра, толкающий его, или шнур, привязанный к потолку и поднимающий его вверх. Данный тест часто применяется в самом начале сеанса.

Если реакция ученика на тот или иной тест не оправдывает ваших ожиданий, подумайте о том, не стесняется ли он на начальном этапе, и проведите тест в следующее его посещение.
Технология погружения в гипно-СК-сон. Погружение состоит из двух этапов:
Первый - внешнее сосредоточение. Ученика просят посмотреть на неподвижный предмет, такой как ручка, карандаш, стеклянный шарик, свеча или пятно на стене.

Или на движущийся предмет, например на вспыхивающий свет, вращающийся диск. После того как ученику внушат, что его веки тяжелые, его просят закрыть глаза на счет 5 или 10 (или любой другой счет).
Как только глаза закрываются, ученик вступает во вторую стадию процедуры погружения.
Внутреннее сосредоточение. Ученика просят сконцентрироваться на внутреннем телесном ощущении, расслаблении и глубоком дыхании.

Процесс можно дополнить использованием звуков, например музыки, колокольчика, гонга или метронома.
Гипнотизер говорит: "Когда вы услышите звук колокольчика, вы закроете глаза и под воздействием моего голоса погрузитесь в особый сон. Ваши ноги становятся тяжелыми, очень тяжелыми. Ваши руки становятся тяжелыми, очень тяжелыми.

Все ваше тело становится тяжелым, очень тяжелым. Вы погружаетесь в глубокий, глубокий сон". (Затем повторите внушение.)
Итак, общая психотехника СК-сеанса состоит из следующих основных этапов:
1) Подготовительная беседа. Психофизиологическое расслабление.
2) Внешнее сосредоточение внимания.
3) Перевод внешнего сосредоточенного внимания во внутреннее сосредоточенное сознание.
4) Рассредоточение активного сознания и создание эффективного раппорта.
5) Внушение текста учебной или иной программы.
6) Посттрансовое кодирование.
7) Активная .СК-проработка учебной или иной программы.
8) Выход из СК.
Как мы видим, общая психотехнология СК-сеанса начинается с разъяснительной беседы и психофизического расслабления, которое применяется перед началом основной техники погружения в СК-сон. Известно, что утомление зрения ведет автоматически к изменению состояния коры головного мозга и способствует общему психофизическому расслаблению. Поэтому задача первого (подготовительного) этапа выполняется следующим образом. Ученика усаживают или укладывают в положение удобное для сна, а затем приказывают внимательно, не мигая, пристально смотреть на какую-нибудь точку или неподвижный предмет.

Затем СК-невролог внушает: "Теперь я начну считать, а вы должны на каждый счет закрывать и открывать глаза, и так будет продолжаться до тех пор, пока глаза не утомятся и у вас появится тяжесть, сонливость и желание глаза закрыть и отдыхать. Я буду считать от 1 до 20. К тому моменту, как я досчитаю до 20 или еще раньше, ваши веки станут такими тяжелыми, что глаза закроются и вы погрузитесь в состояние глубокого отдыха... Начинаю считать.



Один. Ваши глаза открыты. Два. Закройте глаза!

Три. Откройте! Четыре.

Закройте! С каждым движением ваши веки становятся все более тяжелыми!

Пять. Откройте!

Шесть. Закройте, появилась сонливость? Вам хочется спать... спать... спать! У вас очень тяжелые веки. Семь, восемь... становятся все тяжелее...

Ваши веки тяжелые... Очень хочется держать глаза закрытыми... Общее состояние расслабления, покоя и сонливости... Девять, десять...

Веки тяжелые, глаза сонные... Непреодолимое желание спать! Одиннадцать. Двенадцать. Тяжесть и покой...

Приятная истома... Тринадцать.

Четырнадцать. Хочется еще больше расслабиться... и заснуть... Пятнадцать.

Шестнадцать. Семнадцать. Восемнадцать. Глубокое чувство расслабления... отдыха... и покоя... Девятнадцать.

Вы засыпаете... Двадцать. Ваши глаза закрыты, вы расслаблены и отдыхаете!"
Далее следует техника погружения человека в СК-сон.
"Ваши глаза закрыты, я кладу палец на ваш лоб. Теперь, не открывая глаз, двигайте глазами вверх и вниз, а я в это время буду постепенно двигать свой палец от вашего лба к затылку. Следите глазами за моим пальцем, сосредоточьте на месте, где он касается вашей головы, все ваше внимание! Ни о чем постороннем больше не думайте и не отвлекайтесь! Все внимание на ощущении касания пальцем и на моих командах!" (Двигаем пальцем к затылку, в такт движения глаз ученика, в момент движения глаз снизу вверх).

Когда палец достигает затылка, вновь следует приказ СК-невролога (гипнотизера): "Теперь, когда мой палец находится на затылке, продолжайте смотреть на него и попытайтесь открыть глаза. Вы удивитесь, обнаружив, что не можете этого сделать! (Не позволяйте ученику делать много попыток увидеть ваш палец и начинайте медленно и плавно запрокидывать его голову назад с коротким жестким движением в конце). А теперь засыпайте!

Спите! Отключайтесь и отдыхайте!!! У вас тяжелые ноги, тяжелеют руки, все ваше тело тяжелое, вы все глубже и глубже погружаетесь в сон и не можете открыть глаза...

Вы погружаетесь в глубокий, глубокий сон, ноги тяжелые, руки тяжелые, тело тяжелое, глубокий сон... Вы не можете открыть глаза, попытайтесь, вы не можете, не можете, попытайтесь сильнее, вы не можете открыть их!.. Перестаньте пытаться!

Перестаньте пытаться и наступает глубокий, глубокий сон... Спите!

Спите глубже и глубже!.. Спите!"
Далее СК-невролог ждет 2-3 минуты, и если ученик не смог открыть глаза и погрузился в СК-сон, то начинается учебная или иная программа. А если ученик маловнушаем и открыл глаза, то СК-невролог говорит: "Хорошо!

Очень хорошо! У вас все хорошо получилось.

Вам удалось немного расслабиться, и теперь мы пойдем дальше!
Выберите какую-нибудь точку на потолке и внимательно посмотрите на нее. Продолжайте смотреть на точку и слушайте мой голос. Расслабляйтесь, пока вы смотрите на нее.

Вы ощущаете приятное расслабление... все более и более полное. В то время как вы смотрите на точку, ваши веки становятся тяжелыми и сонными. Все тело становится тяжелее и тяжелее... ваши руки тяжелые... безвольные и расслабленные... ноги безвольные, тяжелые и расслабленные... ноги расслабляются... расслабляются полностью. Пока вы смотри-те на точку, ваши глаза могут слезиться, мигать... вам хочется спать... приятно... спокойно... прекрасное ощущение, тепло растекается по вашему телу, пока вы расслабляетесь еще больше... ваши глаза мигают... слезятся... они скоро закроются... скоро закроются. Когда они закроются, вы впадете в глубокий спокойный сон... глубокий... спокойный сон... мой голос все больше и больше погружает вас в сон... скоро вы впадете в приятное состояние расслабления... скоро ваши глаза закроются... вам хочется спать... вам все труднее и труднее... сосредоточить свой взгляд... глаза закрываются...".

Как только сосредоточение на внешнем объекте заканчивается, вы просите ученика сконцентрироваться на его внутреннем мире: "Продолжайте погружаться в себя... пока я буду считать в обратном порядке от 5 до 0, вы будете все глубже и глубже... погружаться в сон... слушайте мой голос и успокаивайтесь, все глубже и глубже погружайтесь в сон. Вы не проснетесь до тех пор, пока я вас не разбужу... мой голос погрузит вас глубже... вы хотите глубже погрузиться в сон. Ни о чем не думайте... вы приятно расслаблены и погружаетесь все глубже и глубже в СК-отдых и сон...

Закройте глаза и отдыхайте!" Можно одновременно с этими словами сделать два-три вертикальных гипнотических пасса правой ладонью сверху вниз вдоль лба и глаз ученика. Если глаза опять не закрылись, то следует наложить ладонь на глаза ученика и еще раз твердо и жестко приказать закрыть глаза. Отдыхайте! Успокаивайтесь... расслабляйтесь... и отдыхайте!., (выждав 2-3 минуты, СК-невролог продолжает внушение.) Вы приятно расслабились и отдыхаете... Веки стали тяжелые... будто налились свинцом, тяжелые-тяжелые...

Они склеились, и вы больше не сможете открыть глаза, даже если попытаетесь!.. Убедитесь, пробуйте их открыть, но они не открываются!.."
Если ученик не смог на этот раз самостоятельно открыть глаза, то можно, отдав приказ "отдыхайте!" и выждав 2-3 минуты, приступить к внушению учебной или иной программы. А если ученик окажется настолько маловнушаемым, что опять откроет глаза, то надо похвалить его, что он старался и теперь удалось еще больше расслабить тело и психику, а затем спросить его, что ему мешает еще больше расслабиться и отдыхать.

Это может быть неудобная поза, посторонний шум и т. д. Устранив все, что мешает ученику отдыхать и заснуть, СК-невролог говорит: "Хорошо! Очень хорошо! А теперь закройте, пожалуйста, глаза, и мы продолжим с вами сеанс на дальнейшее расслабление, отдых и СК-сон!

Старайтесь. У вас все хорошо получается. Мы уже значительно продвинулись в умении расслабиться и отдыхать. А теперь пойдем дальше. Вы отдыхайте, расслабьтесь всей душой и телом.

Отдыхайте, слушайте мой голос и засыпайте. Отдыхайте и расслабляйтесь...

Все глубже и глубже... А теперь, чтобы не отвлекаться и еще глубже отдыхать, начните мысленно считать в обратном порядке от 100 до 1. С каждым счетом все глубже и глубже расслаб-ляйтесь и засыпайте!.. С каждым счетом вы погружаетесь все глубже и глубже в состояние приятного отдыха и покоя. Если вы вдруг собьетесь, то спокойно остановитесь и начните с того места, где сбились...

Итак, вы считаете и все глубже и глубже погружаетесь в состояние покоя, отдыха и СК-сна... Когда досчитаете до 1, поднимите или пошевелите указательным пальцем, чтобы показать мне, что вы закончили счет и достигли глубокого уровня расслабления и СК-отды-ха". Когда ученик поднимет указательный палец, СК-невролог продолжает: "Хорошо, а теперь представьте себе. Как вы отдыхаете летом на берегу моря...

Вы лежите... Светит солнце... приятное и теплое... Вы все больше и больше расслабляетесь... Представляем дальше...

Вы берете в руки прутик и чертите на песке круг, затем плавно и спокойно обводите его еще три раза... а затем обводите его три раза в обратном направлении... и это еще больше вас расслабляет... и вы погружаетесь еще больше в СК-отдых... А теперь вы стираете крут и начинаете чертить и стирать последовательно цифры от 1 до 33... Начали!.. Каждая цифра, написанная и стертая вами, все глубже и глубже погружает вас в состояние СК-отдыха... Если вы собьетесь, то вернитесь к тому месту, где вы, как вам кажется, ошиблись, и продолжайте...

Продолжайте писать и стирать... И с каждой цифрой расслабляйтесь все больше и больше... все глубже и глубже погружайтесь в состояние СК-отдыха... Когда дойдете до цифры "33", вновь дадите мне знать указательным пальцем!.."



Содержание раздела