d9e5a92d

Ключ к повышению творческих способностей


Древние знания
Задолго до того как ученые разработали и доказали теорию о специализации полушарий головного мозга, древние интуитивно догадывались о существовании такой специализации. В различных мировых культурах левая половина тела (правое полушарие мозга) ассоциировалась с загадкой и эмоциями. А правая половина тела (левое полушарие мозга) ассоциировалась с моралью и разумным отношением. Уильям Домхофф, проводя исследования символического значения правого и левого в старинных мифах, заметил, что левая рука (правое полушарие) обычно ассоциируется с табу, жертвенностью, подсознанием, женственностью, интуицией и мечтательностью. Правая же рука (левое полушарие) ассоциируется с добром, правильностью, мужественностью и логикой.

Индейцы племени хопи с юго-запада США разграничивали использование рук. Правой рукой они писали, а левую руку оставляли для музицирования. Арабы едят правой рукой, а моются левой рукой.

Наши предки считали, что всякая ведьма - левша. Если младенец отказывался брать левую грудь матери, это считалось первым признаком того, что он станет святым.

Полагалось также, что девочка может быть зачата с помощью семени левого яичка, а мальчик - с помощью семени правого яичка.
Считается, что о различиях между правым и левым полушариями головного мозга первым заявил Гиппократ. Различия были обнаружены им при наблюдении за ранеными воинами.

У воинов, которые получил ранения правой половины головы, отмечался паралич левой половины тела, а у воинов, раненных в левую половину головы, - паралич правой половины тела.
На основании этого Гиппократ и сделал вывод о том, что мозг у человека двойной.
Прошло почти две тысячи лет, прежде чем это наблюдение Гиппократа привлекло внимание врачей. В 1861 году молодой французский медик Поль Брока обнаружил связь между повреждением левого полушария головного мозга и потерей речи.

Это явление он назвал афазией.
После этого врачи всерьез заинтересовались мозгом и его функциями. Они стали искать различия в поведении пациентов с повреждением левого и правого полушария. Они обследовали пациентов, у которых было удалено то или иное полушарие, и поняли, насколько серьезны существующие между полушариями различия. Это произошло еще до знаменитой операции по разделению полушарий головного мозга.

Как мы помним, эта операция была проведена в шестидесятых годах двадцатого века. Она позволила ученым изучать особенности обоих полушарий у одного пациента: ведь полушария были изолированы друг от друга, и благодаря этому можно было сначала наблюдать за правым полушарием, а потом - за левым.

Исследования пациентов, у которых были изолированы полушария головного мозга, явились основным источником информации о специализации полушарий мозга.
Противоречия
Новые результаты научных исследований, вступающие в противоречие с общепринятыми догмами, всегда поначалу принимаются скептически. Однако в защиту тех, кто не согласен с установившимися взглядами, следует сказать, что исследования только начали приоткрывать тайну функционирования полушарий головного мозга.

Мозг был великой загадкой с самых древних времен, и эта загадка не будет разгадана еще многие годы. Вряд ли я или вы доживем до того времени, когда будут раскрыты абсолютно все тайны мозга.

Мы находимся в самом начале пути, и до установления неопровержимых истин мы наверняка столкнемся с большим количеством противоречивых взглядов. Поэтому при обсуждении такой сложной и тонкой темы, как функции полушарий мозга, правильнее не использовать абсолютные категории - именно поэтому я обычно употребляю выражения в большинстве случаев, часто, иногда и т.д.
В своей речи при получении Нобелевской премии доктор Сперри сказал: Чем больше мы узнаём, тем сложнее становится картина и тем больше нам нужно узнать для того, чтобы подтвердить свои убеждения.
Медицинские исследования движутся медленно. К счастью, новая информация, получаемая учеными, позволяет исследователям сразу же применить ее для изучения творческих способностей.

Если вас это заинтересовало, - потрудитесь постоянно знакомиться со специальной литературой.


ПредлагHемая в этой книге программа развития правого полушария базируется на результатах исследований полушарий головного мозга, однако, не следует забывать, что эти результаты являются основой. То есть, какие бы новые знания ни получила современная наука, предлагаемые вашему вниманию упражнения всё равно можно будет использовать для развития творческих способностей.
3. Ключ к повышению творческих способностей
Введение
Чтобы извлечь максимальную пользу из этой книги, необходимо понять специфические цели каждого из упражнений описанной здесь шестидневной программы. Почему и как они срабатывают? В чем заключается их эффект? Каким образом они способствуют стимуляции правого полушария человеческого мозга?

Объяснения, изложенные ниже, освещают такие вопросы, предоставляя вам возможность понять функции упражнений левым полушарием мозга, т.е. аналитически, логически, рационально. Однако полностью осознать эффективность упражнений, описанных в третьей части книги, вы сможете лишь после того, как правая (творческая, созидательная) половина вашего мозга испытает их на себе.
Вам наверняка знакомы некоторые приемы, используемые в программе. Многие из них берут свое начало в различных видах медитации, в практике биологической обратной связи (БОС), в психиатрии, психологии и смежных областях науки. Уникальность программы заключается именно в синтезе различных методик. Ее упражнения вбирают в себя наиболее сильные и ценные методы каждой из дисциплин.

Медитация поможет вам научиться расслабляться и концентрировать свое внимание, способствуя развитию спонтанности мышления и интуиции. Из психологии придет ценное понимание того, как воспоминания детских лет и стимуляция чувств могут быть использованы для переключения эмоций на решение текущих проблем.

Изучив методы психиатров и опыт просвещенного племени аборигенов с Малайского полуострова, вы узнаете, как заставить собственные сновидения вполне определенным образом работать на вас. Подобно редким драгоценным камням из самых дальних уголков земли, мною были собраны идеи специалистов из широчайшего спектра областей знания, чтобы служить достижению поставленной цели.
Несмотря на то, что в упражнениях используются многие методики из психологии, программа не имеет своей целью обучение самоанализа, если же вы приобретете такие навыки, будем считать, что этой книге повезло. Задачи, решаемые описанными здесь упражнениями, четко определены: каждая категория разработана для продвижения вас прямо к достижениям в продуктивной творческой деятельности.
Прочитав эту главу и тщательно разобравшись в каждой из одиннадцати категорий упражнений, вы без труда узнаете сценарии, используемые выдающимися людьми, о которых рассказывается во второй части книги. Когда вы увидите, как эти творческие люди научились использовать потенциал правого полушария своего мозга, вам будет легче доверять процессам, происходящим в вашем собственном мозгу.

Ежедневно, шесть дней подряд, вам следует выполнять по одному упражнению каждой из одиннадцати категорий. (Для первого дня курса есть одно дополнительное упражнение.) Последовательность упражнений такова, что каждое новое позволяет вам все глубже проникать на территорию, управляемую правым полушарием мозга.
Категория 1. Отключение левого полушария
Люди наиболее склонны к восприятию окружающей действительности правым полушарием мозга, когда тело их расслаблено, а сознание свободно от логических рассуждений. Таким образом, первые два упражнения курса являются вспомогательными и позволяют вам достичь восприимчивого умственного и физического состояния.

Вам наверняка приходилось разглядывать под микроскопом срез ветки растения или снежинку. Эти картинки являются примерами мандал - геометрических узоров, состоящих из концентрических фигур, сходящихся к центральной точке.

Мандалу представляет и рисунок человеческого глаза: зрачок является фокальной точкой, а радужная оболочка образует симметричный узор. Вы также можете обнаружить мандалы в драгоценных камнях, цветах и семенах растений.

Мандалы издавна использовались мистиками для повышения сосредоточенности и достижения умственного состояния восприимчивости к спиритическим эффектам.
Использование симметричных форм также можно обнаружить в живописи, архитектуре и религиозных символах. Эти формы исключительно гармоничны и во) многих случаях изысканны в построении.

Поднесите к глазу калейдоскоп и понаблюдайте, как мандалы сменяют друг друга. Художники использовали их множеством различных способов: в ювелирных изделиях, в живописи, в гончарном деле (особенно на Востоке). Психолог Карл Юнг применял мандалы для собственного профессионального роста и как один из способов лечения своих пациентов.

Он отмечал их периодическое появление в сновидениях и верил, что мандалы имеют значение и за пределами непосредственных переживаний данного сна.



Содержание раздела