d9e5a92d

Маркс первый раскрыл фетишистский характер товара


В таких колониях свободная земля имеется в избытке и всем доступна. Всякий работник обычно имеет там возможность вести производство самостоятельно, он но вынужден продавать свою рабочую силу. Вследствие этого всякий предпочитает работать на себя, а не на других. А раз дело обстоит так, то деньги, средства к жизни, машины и другие средства производства перестают бьть капиталом Они не приносят прибавочной стоимости. Поэтому те самые экономисты, которые в капиталистических странах с таким пафосом кричат о святости собственности и о свободе трудового договора, требуют, чтобы в молодых колониях в целях развития там капитала рабочим не давали земли и чтобы государственная власть содействовала иммиграции, даже за счёт ранее поселившихся там рабочих.

Иными словами, они требуют насильственного отделения рабочего от средств производства и существования и искусственного создания избыточного рабочего населения, фактически не свободного, а вынужденного продавать свою рабочую силу, А где колонисты находят покорных работников Љ особенно из местного населения,-- которым это можно навязать, там открыто вводят принудительный труд и рабство.
Те самые интересы, которые заставляют экономиста, сикофанта капитала, теоретически обосновывать в метрополии тождество капиталистического способа производства с его собственной противоположностью,-- эти же самые интересы побуждают его здесь to make a clean breast of it [очистить свою совесть в этом отношении] и громко провозгласить противоположность этих способов производства (Капитал, т. 1, стр. 768-769).].
Этот тип экономистов Маркс подверг в Капитале уничтожающей критике, но его работа не ограничивается разоблачением всей
пошлости и фальши вульгарной
экономии.
Маркса часто называют духом отрицания, который только критиковал и разрушал, но не был в состоянии создать ничего положительного.
Однако уже один очерк процесса капиталистического производства, который дал нам Маркс, показывает, что он на самом деле создал новую экономическую и историческую систему. Критика предшественников составляет только обоснование этой системы.
Нельзя преодолеть старого, не поднявшись самому на новую и более высокую точку зрения. Нельзя критиковать, не приобретя более глубокого познания. Нельзя разрушить какую-либо научную систему, не создав предварительно другой, более всеохватывающей и превосходной системы.
Маркс первый раскрыл фетишистский характер товара. Он первый показал, что капитал -- не вещь, а отношение, опосредствованное вещами, он показал, что капитал является исторической категорией. Он первый исследовал законы движения и развития капитала.

Он же первый показал, что цели современного социального движения представляют собой естественный и необходимый результат из предыдущего исторического развития, а не образуются произвольно в головах людей в виде требований какой-то вечной справедливости.
С той точки зрения, на какую поднимает нас Маркс, мы нс только видим, что все попытки вульгарных экономистов лживо изобразить современные отношения как патриархальные и простые столь же тщетны, как и попытки превратить патриархальные отношения в современные. Мы видим также, что единственный путь, который остаётся для дальнейшего развития общества,-- это приведение формы присвоения в соответствие со способом производства, переход средств производства в собственность всего общества, полное превращение производства из частного в общественное. А вместе с этим начинается новая эпоха человеческой истории [Этот переворот совершается социалистической революцией пролетариата, свергающей власть буржуазии и устанавливающей диктатуру рабочего класса.



Учение о диктатуре рабочего класса -- главное в марксизме. Экономическое учение Маркса является
наиболее глубоким и всесторонним обоснованием необходимости пролетарской революции и диктатуры рабочего класса. Всем ходом капиталистического развития пролетариат подготовляется к выполнению своей исторической миссии могильщика капитализма и созидателя нового, высшего, социалистического общества. По мере развития капитализма растет и возмущение рабочего класса, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистическою производства (Капитал, т. 1, стр. 766). Раскрывая историческую тенденцию капиталистического накопления, Маркс писал: Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой.

Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют (Капитал, т. 1, стр.

766). Гениально предвиденная Марксом социалистическая революция победила в 1917 г. в СССР. ]P>Место анархического товарного производства занимает планомерная и сознательная организация общественного производства. Господству продукта над производителем наступает конец. Человек, ставший во всё большей степени господином над силами природы, тогда станет также господином общественного развития.

И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в значительной и все возрастающей степени и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы
(Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1953, стр. 267).



Содержание раздела