d9e5a92d

Тема 6 Работа и личная жизнь: Достигаем равновесия


Работа и личная жизнь: Достигаем равновесия
Для успехов в деле борьбы со стрессом и личного развития очень важно выстроить правильное соотношение между работой и всей остальной жизнью. Для большинства из нас работа (независимо от того, приносит ли она доход) является важным условием насыщенной и интересной жизни. Однако у человека должно оставаться вдоволь времени и для других занятий, и он должен уметь отключаться от работы, уметь разнообразно отдыхать и развлекаться.
Едва ли когда-либо от каждого человека требовалось работать больше, чем теперь, поэтому обретение равновесия в занятиях стоит того, чтобы над ним потрудиться. Некоторое время назад я написал статью для журнала "Professional Manager", печатного органа Института управления, в которой предположил, что баланс работы и частной жизни у большинства людей неоправданно смещен в сторону работы. За это я удостоился отповеди от рассерженного читателя, заявившего, что я "не понимаю перспектив современного бизнеса" и что, в конце концов, "кто будет делать за человека его работу, когда его нет на месте?".

Этот читатель пришел к выводу, что "следует уделять работе еще больше внимания". Очевидно, этот господин совершенно не владеет вопросом.

Я призываю не работать как можно меньше, а трудиться эффективнее, чтобы в результате появлялось время для других занятий. Работать лучше это значит, что тяжелее и больше: в последнем случае люди часто "отсиживают часы" вместо того, чтобы сосредотачиваться на смысле своей работы. Я прямо-таки чувствую, что этот читатель-менеджер тратит большую часть своего времени на собрания, а в результате его деятельность не приносит никакой пользы.

Возможно, я несправедлив к нему, однако не будем забывать о том, что большинство людей уделяют работе неоправданно много времени, И это должно быть изменено, причем так, чтобы эффективность труда не пострадала.
Изучая эту тему, обязательно выполните упражнения: если вы отложите их на другое время, то в итоге так и не сможете выполнить их. Ознакомьтесь с техниками; сделайте себе пометки, когда и где вы сумеете ими воспользоваться. Обязательно примените их, когда вам представится для этого благоприятная возможность в общении с людьми.
5.1
Упражнение: Инвентаризация портфеля
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Десять минут. Средства для выполнения: Портфель.

Частота выполнения: Один раз.
Всему должно быть свое место и время это залог правильного управления временем. Следовательно, вы должны уметь разделить стоящую перед вами задачу на части, справиться с одной из них и затем переключиться на следующую. Нигде это умение не является настолько важным, как в разграничении работы и частной жизни. Считается нормой, что не следует позволять личной жизни чрезмерно влиять на работу, однако против аналогичного влияния трудовой деятельности возражают редко.

Я предлагаю упражнение, которое поможет вам создать защитный вал против вторжения со стороны работы.

Достигнутые с его помощью успехи будут развиты в другом упражнении этой темы (занятие 5.4. "Никакой работы на дом").
Если у вас нет портфеля (или иных приспособлений для того, чтобы приносить домой документы), вы можете пропустить это упражнение. Если он у вас есть, то откройте его и посмотрите, что вы носите в нем. Сколько из ваших вещей по несколько раз кочуют с вами домой и на работу?

Подумайте, как часто и для какой цели вы пользуетесь этими вещами.
Теперь приучите себя пользоваться сумками, оптимальными для тех или иных конкретных надобностей. Например, если вам надо нести сколько-нибудь тяжелые вещи, то сумка на плече будет гораздо удобнее. А если вы берете с собой бутерброды, их лучше положить в хозяйственную сумку.

Словом, пользуйтесь новой сумкой всякий раз, когда для этого будет возникать необходимость. Обзаведясь новой сумкой, следите за тем, что вы в нее кладете.

Помимо неизменно необходимых вещей (письменных принадлежностей), в ней должно быть только то, что вам сегодня понадобится.
Обратная связь
Это упражнение призвано не уменьшить вес вашего портфеля, а изменить ваше отношение к тому, что и для чего вы с собой носите.


Результат
Это упражнение является первым шагом к тому, чтобы произвести эффективное разделение между работой и частной жизнью; кроме того, оно помогает установить значимость различных документов.
Варианты
Иногда быть честным нелегко. Вы берете с собой какие-нибудь документы, чтобы почитать их вечером, но затем находите себе более интересное занятие, и эти документы по многу дней лежат в вашем портфеле. Попробуйте сделать следующее: каждое утро выкладывайте из портфеля все то, с чем вы определенно не будете работать.

Вы считаете это слишком радикальной мерой?

Тогда просто выкладывайте все, что вы принесли для вечерней работы, на свой стол, хотя эта мера далеко не так эффективна.


5.2
Упражнение: Устранение дисбаланса
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Пять минут. Средства для выполнения: Ежедневник.

Частота выполнения: Один раз.
Смысл этого упражнения заключается в следующем: задаться целью разграничить профессиональные и личные занятия. Подсчитайте, сколько часов в неделю вы тратите на профессиональные занятия (воспользуйтесь ежедневником, если он может вам в этом помочь). Если вы выполнили упражнение "На что уходит мое время?" (занятие 1.1), то должны уже располагать этими сведениями.

В это количество должна быть включена и работа, которую вы берете на дом.

Теперь вычтите из общего количества часов в неделю (их в ней 168) время сна (49 часов), если вы спите в среднем семь часов, у вас должно оставаться 115120 полезных часов в неделю.
Устраивает ли вас получившееся соотношение? Будьте честны с собой и не старайтесь угодить ожиданиям своей компании или семьи: как бы вы сами хотели занять это время? Взгляните на образовавшийся дисбаланс с учетом повседневного распорядка: сколько часов в день вы хотели бы "отнять" у работы и посвятить личной жизни, или наоборот?

Возможно, между этими областями вашей жизни никакого нарушения равновесия нет, и тогда вы можете ничего не предпринимать, однако такой дисбаланс в большинстве случаев все же имеется.

Возведите уравновешивание работы и частной жизни (в нужном вам соотношении) в ранг одного из ключевых занятий.
Обратная связь
Мало кому удается совершать подобные перемены в мгновение ока, однако не следует из-за этого считать их менее реальными или желанными. Эти перемены могут подразумевать изменение характера вашей работы сегодня все больше и больше людей предпочитают гибкий график и все больше компаний отдают предпочтение независимым консультантам и поставщикам. А может быть, от вас просто потребуется по-новому взглянуть на то, когда вам нужно уходить с работы домой.
Вместе с тем не забывайте: у вас есть только одна попытка устранить этот дисбаланс, поэтому воспользуйтесь ею!
Результат
Это упражнение не производит немедленного эффекта: скорее, оно помогает наметить план действий.
Варианты
Конфликт между работой и частной жизнью относится к числу наиболее очевидных, но вы можете рассмотреть и другие конфликты: между оплачиваемым и неоплачиваемым трудом, между службой с разным уровнем оплаты, работой на дому и в офисе и так далее.


5.3
Упражнение: Чтение
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Пять минут. Средства для выполнения: Не требуются.

Частота выполнения: Один раз.
Чтение является одним из важнейших занятий во всех областях, где оно находит себе применение, однако часто мы не уделяем ему должного внимания. Чтение книги или журнала (даже книги по специальности или делового журнала) за рабочим столом мы обычно причисляем к занятиям, требующим немногим больше напряжения, чем сон. Однако внимательное чтение имеет большое значение, независимо от того, стремитесь ли вы работать более продуктивно, усовершенствоваться в своем хобби или развить творческий потенциал.
Процесс чтения требует особого отношения в силу того, что кажущаяся и реальная ценность этого занятия значительно различаются между собой. В течение пары минут проанализируйте, что вам можно будет почитать в течение недели (рекомендую остановиться на художественной и документальной литературе или выбрать журналы и газеты). Теперь попробуйте представить себе, материалы какого содержания стали бы для вас идеальным чтением.

Поставьте себе реалистичные цели прочесть, например, один роман (или одну книгу по специальности) в неделю.
И наконец, найдите для этого свободное время в течение недели. Поскольку чтение часто кажется не слишком важным делом, лучше всего выделить для него время, когда вам ничто не помешает читать, за исключением тех случаев, когда вы можете это делать прямо на работе. При этом ничто не должно заставлять вас откладывать это занятие.

Ему можно посвятить те промежутки времени, когда у вас не останется сил на другие занятия (об энергии мы поговорим в двадцать первой теме курса), но не так, чтобы чтение нагнало на вас при этом сон.



Содержание раздела