d9e5a92d

Тема 3 Основы: Главные мотивы, движущие вами


Основы: Главные мотивы, движущие вами
Ставя перед собой задачи по управлению временем и борьбе со стрессом, очень легко погрузиться в первую очередь в решение маловажных вопросов. При подобном подходе (и в этом его недостаток) мы упускаем из вида принципиальный вопрос: для чего все это делается? На что нам в первую очередь нужно время?

Для чего мы хотим развиваться?

Вторая тема курса потребует от вас заглянуть внутрь себя, но не в пространно-философском смысле слова: вас ждут простые и увлекательные техники, которые помогут выяснить, чего вы на самом деле хотите от жизни.
Изучая эту тему, обязательно выполните упражнения: если вы отложите их на другое время, то в итоге так и не сможете выполнить их. Ознакомьтесь с техниками; сделайте себе пометки о том, когда и где вы можете ими воспользоваться. Обязательно примените их, когда вам представится для этого благоприятная возможность в общении с людьми.
2.1
Упражнение:
В поисках талантов
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Пять минут. Средства для выполнения: Не требуются.

Частота выполнения: Ежегодно.
Для начала вам нужно дать оценку самому себе. Освежите в памяти все то, что вы делаете дома, в общении и на работе. Без ложной скромности: что у вас получается хорошо?

Какие из ваших достижений получают самые высокие оценки? Теперь составьте список своих талантов и способностей.

Не отделяйте работу от повседневных дел: таланты всегда природные дарования.
Теперь таким же образом проанализируйте свое прошлое. Может быть, несколько лет назад вы в чем-то преуспевали, но с тех пор не занимались этим? Кроме того, окиньте взором и будущее: есть ли такие области, в которых вы себя еще не проявляли, но в каких, как вам кажется, вы достигли бы успеха?

Речь идет не о несбыточных мечтах, а о талантах, которые, как вам кажется, могут проявиться, если предоставить такую возможность.
Вам может понадобиться несколько сократить и упорядочить этот список, если в разных областях своей жизни вы отыщете у себя схожие способности.
Обратная связь
Смысл управления временем, если рассматривать его в качестве аспекта саморазвития, заключается в том, чтобы у вас появилось больше времени на то, что вы по-настоящему хотите сделать. Подступиться к решению этой задачи можно, в частности, изучив свои таланты и способности, которые могут вам пригодиться. Не исключено, что некоторые из них покажутся вам никчемными, а может быть, какие-то дела, в которых вы преуспели, вам не нравятся, но дело не в этом: будет все же полезно установить, что определенные способности у вас есть.
Результат
Выполнив это упражнение, вы получите список своих талантов и способностей. Позже он пригодится нам для выполнения других упражнений, поэтому держите его где-нибудь по-
близости (можете ввести особую папку в компьютер, внести этот список в органайзер или положить его в папку для документов).
Варианты
Вариантов выполнения здесь немного: судя по всему, оптимальным является ежегодный анализ способностей либо анализ их после курса обучения; впрочем, обычно способности меняются крайне медленно, так что не беда, если вы будете делать их обзор не слишком часто. Как и все данные, которые обновляются нерегулярно, список может легко забыться; сделайте в ежедневнике соответствующие пометки, чтобы время от времени к нему возвращаться.


2.2
Упражнение:
Если бы я был богат
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Пять минут. Средства для выполнения: Не требуются.

Частота выполнения: Ежегодно.
Первым шагом по управлению временем является вовсе не обзаведение ежедневником и не планирование задач: в первую очередь вы должны установить, чему вы хотели бы посвятить свое время. Помочь вам определиться со своими желаниями и призвано следующее упражнение. Представьте себе, что вы получили в свое распоряжение огромную сумму денег и вам больше не придется работать.

Потешьте себя некоторое время этой мыслью и всем, что из нее вытекает.
Теперь перечислите все свои занятия на данный момент (составьте список в десять-двадцать пунктов). Пишите подряд все, что заслуживает внимания, не различая работу и личные дела. Теперь начертите три колонки и озаглавьте их "Да", "Нет" и "Новое".



Затем распишите свои нынешние занятия по двум первым колонкам. Какие из своих занятий вы сохранили бы, а с какими немедленно бы распрощались?
Когда первые две колонки будут заполнены, переходите к третьей. Прежде чем заполнять ее, было бы полезно выполнить предыдущее упражнение ("В поисках талантов"). Если бы ваше состояние дало вам неограниченный выбор, чем бы вы тогда занялись?

Постарайтесь мыслить реалистично и принимать во внимание свои способности, но можете одновременно и дать волю своим мечтам.
Обратная связь
Не пропускайте это и другие упражнения первых глав, даже если они кажутся вам бледными и незначительными. Они очень важны: без этого первого шага вы не сможете правильно и взвешенно выбрать приоритетные занятия и адекватно распределить свое время.
Результат
Выполнив упражнения второй темы, вы составите себе четкое представление о том, на что вы хотели бы тратить свое время.
Варианты
Личные цели могут меняться, хотя и очень медленно. То, чем вам хотелось заниматься в школе, могло оказаться для вас не настолько интересным после нескольких лет этой работы. Множество сил, как внешних (обзаведение семьей, смена работы, увольнение), так и внутренних (кризис среднего возраста), может вызывать у нас совершенно иные потребности.

Так что каждый раз, когда на вашем пути будет возникать подобная веха, вы можете производить переоценку своих целей.

Можно также пересматривать их ежегодно это очень уместно делать перед каждым Новым годом или днем рождения. А чтобы: не забывать об этом, делайте в ежедневнике соответствующие пометки.


2.3
Упражнение: День вашей мечты
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Пять минут. Средства для выполнения: Не требуются.

Частота выполнения: Один раз.
Как и другие упражнения из первых тем книги, упражнение "День вашей мечты" поможет разобраться в том, на что вам хотелось бы тратить свое время. Если вы не будете этого знать, развитие навыков по управлению временем потеряет для вас смысл, поскольку вы окажетесь без эталона, от которого сможете отсчитывать свой прогресс.
Когда вы будете совершенно спокойны, уединитесь в тишине и сядьте в кресло. Приготовьте себе кофе и поставьте музыку, которая поможет вам расслабиться. Теперь набросайте описание своего идеального дня: подробно опишите, что бы вы делали, если бы целиком и полностью контролировали свое время в течение суток (не забыв, например, указать, что бы вы делали между пробуждением и одеванием).
Теперь выберите те занятия, в которых вам бы хотелось достичь успеха. Возможно, для этого потребуется сделать ваши несбыточные мечты более реалистичными (если это возможно); вместе с тем ключевые элементы дня вашей мечты все же должны в итоге сохраниться.
Обратная связь
Не поддавайтесь искушению подвергнуть свои мечты цензуре. Получив от упражнения нужные результаты, можете смело выкинуть все остальное. Например, если вам очень хочется принять ванну с кинозвездой или пристрелить соседского кота, не следует из-за этого переживать: запишите свою идею, а затем подумайте, при помощи каких реальных целей вы можете получить желаемый результат.
Результат
Это упражнение по выяснению идеальных для вас целей принесет большую пользу в сочетании с предыдущим (упражнение "Если бы я был богат").
Варианты
Существуют и другие способы выманить свои желания наружу. Если вам нетрудно оперировать схемами из категорий и подкатегорий, классифицируйте свои стремления по этому плану (можно порекомендовать построить наглядную схему или диаграмму). Подумайте, что бы вы стали делать, если бы вас высадили на необитаемом острове, обеспечив всем необходимым, и у вас было бы неограниченное количество времени.

Что бы вы предприняли, если бы вас на все выходные заперли в торговом комплексе, открыв вам доступ ко всему, что там есть.

Чтобы видеть более широкую перспективу, попробуйте посмотреть на подобные проблемы под разными углами зрения.


2.4
Упражнение: Схема препятствий
Подготовка: Постановка целей. Время выполнения: Пять минут. Средства для выполнения: Записная книжка.

Частота выполнения: Ежегодно.
Прежде чем приступить к этому упражнению, выполните несколько предыдущих, чтобы установить свои личные цели. Данное упражнение будет очень полезно, если у вас уже есть цель, но вы понятия не имеете, как к ней двигаться. Тем, у кого подобных проблем нет, это упражнение не пригодится (хотя такие люди встречаются нечасто).

Итак, у вас есть цель, которую вы установили с помощью предыдущих упражнений, и желание как-то изменить свою жизнь или просто чем-то заняться. Если у вас нет ясного представления о том, как достичь этой цели, сделайте следующее.

Во-первых, запишите ее: это должно быть не просто ваше желание, а несколько коротких фраз о том, что из этого вытекает, что предполагается при наличии такой цели.



Содержание раздела