d9e5a92d

Сеть причинности


В основе большинства взглядов на нашу взаимосвязь с окружающим миром, в том числе и в основе веры в то, что мы обладаем свободой воли лежит такое всем известное понятии как причинность. Принято считать, что все явления в мире имеют между собой причинно-следственную взаимосвязь, беспричинно ни одно событие произойти не может. Одни явления - следствие других и одновременно причина для третьих.

Существует даже философское учение называемое детерминизмом, которое изучает соотношение явлений, их причин и следствий.
Люди обо всем привыкли мыслить категориями причинности, с раннего детства маленькие "почемучки" заваливают своих мам и пап бесконечными вопросами наподобие: "Почему солнышко на небе? Почему крокодил зеленый? и т.п. Дети хотят знать причину и возможные последствия существования каждого из явлений, которое попадается им на глаза.. "Почему, да почему?!".

И бедным родителям не отделаться простым ответом "Да потому".
Искать всему причины - нас научили с самых малых лет. Попробуйте мысленно найти хоть что-то, что не имеет причины и, уверен, вы не сможете этого сделать. Мы всегда найдем причину того или иного явления и, соответственно, легко можем сказать, какие примерно последствия оно может иметь.
Многие слышали о так называемом "эффекте бабочки", согласно которому взмах крыла бабочки на одном краю земного шара может по цепочке взаимосвязей вызвать ураган на другом. Нам также известен "принцип домино", на основе которого, считается, устроена вся наша жизнь.
Категория причинности лежит в основе мощнейшего стереотипа нашего мышления, который снова мешает нам увидеть истинную суть вещей. Необходимо понять, что причины и следствия - лишь очередные мысленные образы о явлениях немеющих реального существования.
Проведем небольшой эксперимент, я попрошу вас, уважаемый читатель, взять сейчас какой-либо предмет, поднять его на несколько сантиметров и отпустить. Пусть он упадет на какую-нибудь горизонтальную поверхность, будь то пол, стол или даже ваша собственная ладонь. Сделать это вам не составит никакого труда, правда ведь?
После того, как вы сделали это я задаю вам такой вопрос: "какова причина того, что тот предмет, который вы бросили, упал?" Если причина и следствие - реальны, то у падения предмета брошенного вами должна быть причина. Ну, так что скажите?
Уверен, что вы немного замешкались при ответе. В любом случае, давайте поищем причину вместе. Правда, я не обещаю, что мы найдем ее.
Итак, я например, при подобном эксперименте взял шариковую ручку и, подняв ее на сантиметров 30 над столом, бросил. Так вот, причиной падения ручки в моем случае, можно назвать любое из условий, которое способствовало ее падению. Первое, что приходит мне в голову - сила притяжения.

Второе - то, что я выпустил ручку из рук и дал ей упасть. Так что, ослабление моей хватки - нельзя не назвать причиной падения ручки. Так... что у нас дальше - то, что ручка тяжелее воздуха - тоже причина ее падения, иначе бы она не упала. То что, я решил написать эту книгу и мне в голову пришла мысль провести с вами указанный эксперимент - тоже причина. Заметьте, я называю причины, без какого-либо порядка, сразу те, что приходят в голову.

То, что я родился - тоже причина конкретного падения конкретной ручки, ведь не было бы меня - ручка не упала бы. Если следовать смыслу слова "причина", то применимо к нашему эксперименту причиной падения предмета можно назвать любое из невероятного количества условий, предшествовавших этому падению.
Следуя логике детерминизма, причиной падения моей ручки могут быть названы не только реально имевшиеся или имеющиеся условия, например, такие как сила притяжения, масса ручки и т.д., но и условия несуществующие. Блуждающий разум может найти миллион условий, которые если бы имели место, то не позволили бы ручке упасть. Например, когда мне было 12 лет, я чуть не утонул, переплывая небольшую речку. Таким образом, то, что событие в виде моей гибели не произошло - тоже необходимое для проведения нашего эксперимента условие. Также мне могла прийти в голову мысль провести совсем иной эксперимент, нежели бросание какого-либо предмета.



Например, я мог бы попросить вас похлопать себя по животу, при этом бы мы сейчас искали причину именно этого. То, что выбор эксперимента с похлопыванием по животу - не произошел - тоже можно назвать причиной падения моей ручки.
Это похоже на абсурд, но следую логике детерминизма, любой предмет, любое обстоятельство, любое явление этого мира можно связать с причиной падения моей ручки. Если причина события -необходимое условие, без наличия которого это самое событие произойти не может, то в моем конкретном случае у падения ручки можно определить неисчислимое количество таких условий. Количество этих условий (причин) возрастает тем больше, чем дальше, удаляясь в прошлое, мы их ищем.

Это проще себе представить, если посмотреть на приведенный схематичный рисунок. Я назвал его сеть причинности.
Сеть причинности
А
начальное событие
В
итоговое событие
С
промежуточные события
Мы видим, что эта сеть состоит из множества последовательно взаимосвязанных цепочек, протяженных во времени от точки А (некой первоначальной причины) до точки В (итогового события). Каждое звено любой из цепочек - необходимое условие, без которого итоговое событие произойти не может. Эти причинно-следственные цепочки переплетены между собой так, что любое из звеньев тем или иным образом связано с остальными.

Все звенья-условия указанной сети, начинаются с некого самого первого звена А, о котором мы узнаем позже и сходятся в на одном итоговом событии В - событии нашего эксперимента.
Согласно указанной схеме условиями, которые способствовали падению моей ручки можно назвать абсолютно все обстоятельства вселенной. Любое даже самое незначительное изменение в устоявшейся сети причинности, разрушит ее всю, и в результате мы не получим итогового события.
Но правильно ли мы делаем, когда называем все вышеприведенные условия в качестве причины того, что известный предмет, предназначенный для письма грохнулся на мой стол. Наверное, мы ошибаемся, когда называем силу притяжения или мою живучесть - причиной для вышеуказанного события. Ведь если причина и существует, то она должна быть одна.

Напрашивается вывод - ни одно из многочисленных звеньев указанной сети причинности - не является причиной итогового события, ровно также как и вся их совокупность. Блуждающий разум заставляет нас искать некую единственную и непосредственную причину падения ручки.
Настоящая причина, если она и есть, должна соответствовать нескольким логически выверенным и определенным критериям. Вот первый из них - она сама не должна быть следствием какого-либо события и, соответственно, не должна вообще быть чем-либо обусловлена. Таким образом, возвращаясь к схеме сети причинности, в качестве причины точки в, можно назвать только точку А - как начальную точку отсчета.

Но что это за такое первоначальное условие, которое породило собой все остальные и можно ли его назвать истинной причиной того, что моя ручка упала?
Чтобы понять что скрывается за точкой А нужно мысленно к ней перебираться от точки В по звеньям причинно-следственной сети, совершив, таким образом, путешествие назад во времени. Итак, это будет точно не момент моего рождения, также как и не момент, рождения моего какого-либо дальнего предка. Это не момент, в который от малярии умер Александр Македонский, в результате чего изменился ход истории и это не момент падения миллионы лет назад метеорита, в результате чего наши предки, внешне похожие на землеройку, получили возможность спокойно развиться в приматов и стали впоследствии Хомо Сапиенс. И это не момент появления в первичном мировом океане несколько
{p} миллиардов лет назад первых одноклеточных организмов. Первопричина падения моей ручки появилась совсем давно, и к ней как ни к чему более подходит словосочетание "стара как мир". 13,7 миллиардов лет отделяет нас от нее.

Так называемый Вселенский взрыв, дав начало всему, что нас окружает, дал и начало всей причинно-следственной сети, которая в итоге привела к тому, что моя ручка, пролетев 30 сантиметров, рухнула на мой письменный стол. Если и называть что-либо причиной явления то только точку отсчета, с которой мы связываем появления этой вселенной. Точка начала времен.

Именно вселенский взрыв как обстоятельство подходит под упомянутый нами первый критерий причинности -событие ничем не обусловленное. Утверждение "вселенский взрыв, тоже должен иметь свою причину"
- не является состоятельным т.к. причина и следствия, явления существующие только во времени. До появления вселенной, времени не существовало, а потому и причины, которая привела к вселенскому взрыву быть не может.
Раз вселенский взрыв - единственное, что подходит под критерий необусловленности, значит он и является истинной причиной того, что моя ручка оказалась на столе?
Не тут то было. Ведь мы не упомянули второй не менее важный критерий, которому должна соответствовать истинная причина. Истинная причина любого события - это не только ничем необусловленное обстоятельство, которое само не должно иметь себе причину, это также единственное и уникальное для конкретного события условие. Истинная причина, если она существует, может порождать собой только одно событие, а не все сразу.

Вселенский взрыв же - общая причина для всех событий мира.



Содержание раздела