d9e5a92d

Тестирование полушарий головного мозга


Из табл. 22 следует, что медитацию можно рассматривать как состояние, противоположное как стрессовой реакции, так и сну, - состояние кортикального бодрствования при одновременной двигательной релаксации и трофотропной вегетативной ситуации.
Эта психофизиологическая триада может рассматриваться как типический признак всех видов медитации и является предпосылкой для успешного осуществления пассивной концентрации (дхианы), в результате чего возможен прорыв переживаний целостности. Этот опыт, очевидно, следует понимать как функциональную разновидность измененного состояния сознания, нейрофизиологическое истолкование которого может быть получено с помощью концепции межполушарной асимметрии головного мозга.
5.4.4. Функциональная специализация полушарий головного мозга
После первых посмертных исследований мозга у людей, которые при жизни имели только одно полушарие и при этом характеризовались вполне адекватным поведением (Wigan 1844), были накоплены многочисленные, прежде всего нейрохирургические данные, которые позволили установить два факта:
1. С одним единственным полушарием возможно обеспечить все функции головного мозга, при условии, что у этого полушария имеется достаточно времени для развития (в том случае, если повреждение одного из полушарий произошло в раннем детстве).
2. При ненарушенной симметрии двух полушарий некоторые функции латерализованы, т.е. представлены только в одном полушарии (подробный обзор см.: Лурия 1970). Потрясающие результаты в области латерализации дали исследования Sperry в 60-х годах на пациентах с расщепленным мозгом.
Имеются ввиду больные эпилепсией, перенесшие операцию по рассечению мозолистого тела и, соответственно, связующих волокон между левым и правым полушариями. Такие пациенты внешне не выделяются своим поведением, но при тщательных исследованиях выясняется, что оба полушария действуют независимо друг от друга.

Эксперимент Sperry состоит в использовании факта разделения нервных путей зрительной, соматосенсорной и двигательной систем (см. 39).


39. Принцип тестирования полушарий головного мозга с использованием анатомически разделенных путей в зрительной и двигательной системах.

При фиксации взгляда возможно добиться того, чтобы поле зрения, лежащее от центра слева, было спроецировано в правое полушарие, а правое поле зрения - в левое полушарие. Причем зрительный контакт с руками по условиям эксперимента исключен.

Оценка высказываний пациентов и их спонтанного поведения (мимика, жестикуляция, вегетативная реакция) соответственно, характер поиска наощупь руками при предъявлении зрительных, слуховых и тактильных стимулов позволяют делать выводы о характере реактивности обоих полушарий (по: Sperry 1969).
Следующие функции относятся к разным полушариям (по Sperry 1968, 1964, 1969, Bogen 1969, Galin 1974, Galin, Ornstein 1972, Durnford, Kimura 1971, Kimura, Archibald 1974, Kimura 1973, Smith 1966, Zangwill 1967, Gazzaniga 1967, 1971, 1972, 1979, Shallige 1972, общий обзор см. у Dimond, Blizard 1977).
Левое полушарие (соответствует правому полю зрения, реактивной чувствительности правой половины тела и управляет правосторонними мышцами) реагирует на все языковые и логико-аналитические вопросы и отвечает у человека за чтение, письмо, счет и вычисления. В нем сосредоточены все семантические, фонетические, грамматические и синтаксические функции.

Здесь генерируются «произвольно» управляемые, точные движения (которые также можно топографически локализовать на кортексе), равно как и спонтанные движения при акте речи. Предметы, ощупываемые правой рукой, могут быть названы.

Оно порождает организованное во времени последовательное поведение и, по-видимому, в его компетенции находится вербально-аналитическое мышление (реактивность левого полушария подобна языку дискретных знаков - цифровому языку).
При повреждении левого полушария пациенты могут даже петь песни, но не могут произносить отдельные слова, понимают значение римских, но не арабских цифр. Левое полушарие неспособно охватывать или создавать пространственно-временные процессы и образы в их целостности. Пациенты с расщепленным мозгом не могут составить правой рукой предложенную модель рисунка, при тестировании они прибегали к помощи левой.



В качестве общего вывода можно сказать: левое полушарие специализируется на вербально-аналитических функциях и коммуникации.
Правое полушарие (соответствует левому полю зрения, реактивной чувствительности левой половины тела и левосторонней моторике) ответственно за целостное восприятие сенсорной информации и управляет преимущественно непроизвольными движениями, а также сложными поведенческими процессами. Повреждение правого полушария вызывает нарушения процессов взаимосвязного поведения.

При тестировании правое полушарие обнаруживает правильное обращение с предметами, взятыми рукой, и правильный выбор наощупь, немедленное и соответствующее обстоятельствам узнавание сложных рисунков, структур и конфигураций. В нем происходит дополнение образов (восстановление целой картины из ее частей - функция pars pro toto (часть вместо целого.- лат.), - здесь наилучшие результаты дает обоняние - по запаху вспоминается вся сцена во всех деталях). Правое полушарие обеспечивает более точное зрительное восприятие пространства, чем левое, но оно далеко уступает левому во всех речевых и арифметических функциях - ощупываемые левой рукой предметы определяются правильно, но правое полушарие не может их назвать.

В нем воображение и мышление отражаются в образах. Правое полушарие участвует в лишенном аналитической оценки восприятии музыки и обеспечивает воспроизведение целой мелодии, а также аффективную моторику (мимику, жесты, тембр).

В общем функция правого полушария может быть охарактеризована как целостно-синтетическая, вневременная и конструктивная.
Это разделение функций полушарий формируется в онтогенезе. Хотя врожденными являются межполушарные различия уже на уровне цитоархитектоники, но специализация левого полушария на вербально-аналитической функции (использование сигналов сигналов) происходит в возрасте лишь 2-4 лет. Возникает вопрос, как взаимодействуют оба полушария у здорового человека с интактным мозолистым телом: так, чтобы целесообразно дополнять друг друга - специфические функции обоих полушарий жизненно необходимы - одна из двух доминирует, т.е. контролирует и оценивает деятельность другой.

Эта нейрофизиологическая гипотеза подтверждается таким множеством данных, что на ее основе возможно высказать некоторые допустимые заключения. Следует однако учитывать, что возможность перенесения результатов исследований разделенного мозга на лиц с интактным мозолистым телом не получило еще окончательных доказательств.
Выявленные в опытах по тестированию расщепленного мозга два функциональных комплекса, пользуясь языком психологии, можно охарактеризовать как два когнитивных модуса. В сфере социальных отношений, прежде всего при вербальной коммуникации, значение имеет вербально-аналитический когнитивный модус - здесь над всеми эфферентными сигналами доминирует левое полушарие.
Правое полушарие доминирует там, где все сводится к аффективно выразительному поведению (выражение эмоций, невербальная коммуникация) или необходима мгновенная оценка всех взаимосвязей (экстремальные ситуации): например, когда неспешное, продуманное катание на лыжах вдруг становится опасным для жизни. Таким образом, доминантность следует рассматривать только по отношению к анализируемой функции; в той или иной ситуации доминирует то полушарие, которое для данной ситуации окажется более компетентным. Galin (1974) полагает, что компетентность определяется по скорости обработки информации: доминирует то полушарие, которое быстрее справится с задачей.

По мнению Gazzaniga (1971) доминантным становится то полушарие, которое обеспечит более быстрое получение вознаграждения - у обезьян доминантность полушарий определяется мотивацией. Тогда событиями, обусловившими появление межполушарной доминантности у человека, являются, по-видимому, социальные взаимодействия, имевшие место в упомянутой фазе онтогенеза (см. выше).
Позднее Tsunoda (1978) обратил внимание на различия в распределении аналитических и целостных функций у европейцев и японцев, латерализация полушарных функций которых обусловлена культурной спецификой. Причины этих различий, предположительно, кроются в том, что в Китае и Японии распространено иероглифическое письмо, аналогичное рисунку, первичная обработка которого, по всей вероятности, осуществляется в правом полушарии.



Содержание раздела