d9e5a92d

ПРАНАЯМА


При обучении глубокой релаксации важную роль далее играет дыхание. Все йогические школы для углубления расслабления рекомендуют удлиненный глубокий выдох, так что с каждым выдохом степень расслабления возрастает (те же рекомендации даются и в аутотренинге и в физиотерапии).

Причиной этого является связанное с фазами дыхания изменение возбудимости: во время выдоха возбудимость многих нейронов ниже (Dostбlek, Lepicovskб 1982), (см. также 4.6.2.).
Распределение направленного на поддержание позы мышечного тонуса в скелетно-двигательной системе подвержено также весьма значительному влиянию со стороны вестибулярного аппарата.

Вестибулярный аппарат испытывает адекватное раздражение от ускорений костного черепа, причем макулярные рецепторы отвечают на линейные ускорения, такие как, например, ускорение земного тяготения, а полукружные каналы - на угловые ускорения в трехмерном пространстве. Помимо восприятия положения и движений головы в пространстве, что, между прочим, служит субъективному установлению направления земного тяготения, от вестибулярного органа идет множество влияний на скелетную моторику, которые необходимы для регуляции позы и координации движений в пространстве. Эти так называемые лабиринтные рефлексы через переключения в вестибулярных ядрах и других структурах ствола мозга воздействуют по нисходящим нервным путям на мотонейроны спинного мозга таким образом, чтобы в итоге возникло некоторое целесообразное распределение тонуса скелетных мышц. Целесообразность означает здесь, что голова держится так, чтобы поле зрения оставалось стабильным.

Туловище и конечности при этом занимают такую позицию по отношению друг к другу, которая при тех или иных возможных помехах обеспечивает стабильное положение поля зрения. Это можно продемонстрировать на ряде классических впечатляющих опытов, как например, «рефлекс падения-вращения», «реакция лифта», «реакция опрокидывания» или «нистагмы» (подробнее см.

Magnus 1928, Roberts 1978).


10. Тоническая собственная рефлекторная дуга и г-петля и возможное надспинальное воздействие. (Аб - б-мотонейрон, иннервирует волокна скелетных мышц; Аг - г-мотонейрон, иннервирует внутриверетенные мышечные волокна; s.sp. - надспинальный нервный путь (например, пирамидный путь) может прямо или через интернейроны влиять на б- и г-мотонейроны; Sp.aff. - афферентные нервные волокна мышечного веретена, Go.aff. - афферентные нервные волокна сухожильных органов Гольджи, IN - интернейроны; Aб , Sp.aff. и Аг образуют т.н. г-петлю, красным цветом показаны возможности их взаимовлияний).

Задаваемое вестибулярными влияниями определенное распределение скелетно-моторного тонуса может иметь место при всех асанах, в которых голова нередко значительно отклоняется от положения, обычного для нашей повседневности, так что прежде всего наступают изменения возбуждения макул. Если при этом достигается требуемое сознательное расслабление и удержание асаны продолжительное время, то это в частности означает, что произошло согласование вестибулярного распределения тонуса с произвольно желаемым, т.е. произошло «переформирование лабиринтных рефлексов».
4. ПРАНАЯМА
Термин «пранаяма» означает буквально «обуздание праны». На практике это связано с выполнением дыхательных упражнений, поэтому пранаяма часто переводится как «регуляция дыхания». В традиционном понимании указанные дыхательные упражнения служат для управления получением и распределением праны в организме, что, с одной стороны, должно дать гармонию тела и духа, а с другой - подготовить или непосредственно подвести к духовным медитативным практикам (см.гл.5).

Для начала мы рассмотрим собственно понятие праны с тем, чтобы далее перейти к воздействиям различных пранаям.


4.1.Теории праны


Санскритское слово «прана» индологи обычно переводят как «жизненная энергия» или «космическая энергия». Можно ли понимать это просто как энергию в физическом смысле, остается спорным, но обычно такое толкование отклоняется. Утверждается, что эта космическая энергия пронизывает вселенную и обеспечивает жизнь.



Дыхание рассматривается как важнейший вид жизнедеятельности, посредством которого в организм поступает прана (кроме того, прана может проникнуть в тело также через кожу и с пищей). Поскольку дыханием можно произвольно управлять, то и обмен праны можно сознательно регулировать с помощью дыхания.

При этом посредством вдоха через главные нади (Ида и Пингала, см.1.3.) прана поступает в тело и по многим тысячам малых нади распределяется в теле во время выдоха. Посредством мысленного сосредоточения на определенных частях тела, с использованием той или иной дыхательной техники (изменяя интенсивность и продолжительность фаз дыхания и т.п.) возможно в этих частях тела накапливать прану и получать желаемые результаты, такие как, например, уменьшение боли или исцеление.
Исходя из того, как используется понятие праны в тех или иных естественнонаучных контекстах, можно заключить, что имеется в виду не кислород воздуха. Это обстоятельство позволяет выдвигать современные «толкования» праны.

При этом нельзя не учитывать и тесную связь пранаямы с ментальными процессами, которую йоги подчеркивают постоянно.
A. van Lysebeth (1972) отождествляет прану с отрицательными ионами и ссылается на то, что эффекты от пранаям подобны воздействию морского или горного климата на состояние здоровья человека. В качестве критического дополнения необходимо отметить, что свободные отрицательные ионы в биологически значимые интервалы времени в тропосфере отсутствуют. Ионизация аэрозольных и пылевых частиц под влиянием солнечных лучей и электрических полей происходит таким образом, что отрицательные или положительные заряды располагаются на поверхности частиц, причем внутри частицы сумма всех положительных и отрицательных зарядов будет равна нулю вследствие закона сохранения электрического заряда.

Там, где имеется много аэрозолей, под воздействием ионизирующего излучения или сильных электрических полей (к примеру, морской климат, грозовой фронт) у поверхности земли в особенности накапливаются отрицательно заряженные частицы (Reiter 1963). Пыль состоит, как правило, из положительно заряженных частиц. Хорошо известно, что в морском климате человек чувствует себя здоровым и сильным, тогда как в пыльном «промышленном климате» - наоборот. Впрочем, какой-либо строго доказанной причинно-следственной взаимосвязи между ионизированными частицами и физиологическими функциями не установлено. И тот факт, что ионы каким-то образом воспринимаются и оказывают влияние на состояние здоровья человека, вряд ли следует безоговорочно отрицать или, равным образом, принимать.

Тем не менее исключено, чтобы отрицательно заряженные частицы продолжали свое существование в теле или в крови, поскольку их заряд тотчас выровнялся бы вследствие закона сохранения электрического заряда. Более вероятной была бы та или иная реакция организма на связанные с электрическими зарядами поля (тогда бы это не зависело от дыхания), на что однако нет никаких экспериментальных доказательств; кроме того, у человека неизвестен соответсвующий орган чувств (органы, чувствительные к электричеству, имеются у некоторых рыб как система ориентировки, см.

Fessard 1974).
Vigh (1970) видит в понятии праны фиксируеммые при дыхании ощущения от внутренних органов. Поскольку йог работает с собственным телом преимущественно в состоянии сосредоточения, то он в большей степени воспринимает идущие от внутренних органов интероцептивные ощущения, идентифицируемые попросту с «чувством жизни».

Можно сказать, что йог развивает «вегетативное сознание». А так как дыхание связано со всеми жизненно важными вегетативными функциями, то возможность посредством дыхания оказывать влияние на ощущения от органов есть в некоторой степени природная данность. По мнению многих индологов, такое толкование праны не вполне соответствует действительности, поскольку в наиболее древних философских текстах Индии термин «прана» упоминается не только в связи с дыханием (Kucharski 1982).

Впрочем, даже если ощущения от органов и прана не одно и тоже, все же мысль Vigh"а указывает на то, что понятие праны как-то связано с самочувствием, а оно воспринимается лучше при осознанном дыхании, через которое на него, несомненно, можно и влиять. Разумеется, прежде чем строить на основании этого какие-либо осмысленные теории о том, что такое прана, необходимо иметь по возможности полное физиологическое определение понятия «самочувствие», что на нанешнем уровне физиологии вряд ли достижимо. Физиологически неясно, что значит чувствовать себя бодрым, сильным, или же больным, слабым, и что значит чувствовать себя «как обычно». С физиологических позиций объяснимы исключительно только конкретные восприятия боли или иных специфических ощущений, но они, со своей стороны, не могут раскрыть сути общего самочувствия.

Не исключено, что в будущем как раз именно физиологические исследования йоги смогли бы дополнить наши познания в этой области.



Содержание раздела