d9e5a92d

Йоготерапия


Здесь имеет место воздействие сознания на вагусное управление сердечной деятельностью. N.vagus (блуждающий нерв) иннервирует синусный узел сердца, доминантный центр автоматизма сердца: активизация блуждающего нерва ведет к замедлению частоты водителя ритма - т. н. «отрицательный хронотропный эффект».
Тот же испытуемый в ходе дальнейших исследований Bhole и др.(1973) показал максимальные интервалы между ударами сердца около 5,6 с. О таких произвольных замедлениях сердечной деятельности сообщают еще многие исследователи (Hoenig 1968, Chhina 1974, Green и др. 1970).

При аутогенной тренировке также можно добиться понижения частоты сердечных сокращений (Schultz 1936).
У двух йогов был зафиксировано экстремальное ускорение сердечной деятельности, которое было вызвано не посредством какого-либо мускульного действия, а, наоборот, в состоянии покоя. В одном случае Green (1970, цит.по: Funderburk 1977) зарегистрировал продолжавшееся в течение 17 с трепетание желудочков сердца с частотой 300/мин, которое сопровождалось уменьшением амплитуды ЭЭГ и низкой частотой дыхания (2-3/мин).
Kothari и др. (1973) описали обратимую многодневную остановку сердца у йога, который медитировал восемь дней под землей без доступа воздуха. На протяжении первых двух дней у него, по данным электрокардиографии, развивалась синусовая тахикардия, сходная с трепетанием желудочков (250/мин, время изгнания - 120 мс, комплекс QRS - 60 мс, рост интервала S-T), пока не наступила остановка сердца (прекращение электрической активности), которая продолжалась вплоть до восьмого дня. За два часа до условленого времени снова появилась синусовая тахикардия (142/мин), которая к моменту вскрытия снизилась до 98/мин.

К сожалению, все это время не регистрировались другие функции, включая ЭЭГ и дыхание, не был проведен и анализ воздуха в яме. После вскрытия ямы была замерена температура тела (34,8C ), чего не производилось во время эксперимента. В табл. 29 содержатся все данные, полученные до и после опыта.

По поводу этих данных существует множество трактовок, от «мнимой смерти» до «зимней спячки». Фактом является то, что йог в течение восьми дней выдерживал следующий «стресс»:
1.застой кровообращения (?); 2. аноксия (кислородное голодание) (?); 3. сухость; 4. голод; 5. лишение сенсорных стимулов и изоляция. Каким образом он смог это выдержать, сейчас не поддается физиологическому объяснению.

Этот эксперимент до сих пор не воспроизводился.
Таблица 29. Данные до и после 8 дней обратимой остановки сердца у йога, восемь дней медитировавшего под землей (из Kothari, Bordia, Gupta 1973)


Параметр
До
После
пребывания под землей
Вес тела [кг]
55,0
50,5
Кровяное давление [мм рт.ст.]
164/92
140/88
Частота сердечных сокращений [1/мин]
106
98
Частота дыхания [1/мин]
20
16
Оральная температура тела [С]
37,2
34,8
Сахар в крови [мг/100мл]
88,0
73,1
Мочевина в крови [мг/100мл]
30,0
56,0
Белки в крови [мг/100мл]
5,8
5,5
Кальций в крови [мг/100мл]
9,8
9,2
Холестерин в крови [мг/100мл]
220,0
300,0
Гемоглобин [г/100мл]
12,5
12,0
Количество лейкоцитов [мм-3 ]
4600
9200


6.6. Йоготерапия
Уже с древнейших времен целью йоги было обретение правильного знания посредством медитации (см.1.1.), которая имеет своей предпосылкой гармоническое равновесие тела и духа. Во всех текстах хатха-йоги подчеркивается, что практика асан, пранаям и крий служит не заключению души и тела в «два непроницаемых отсека» (Kuvalayananda, Vinekar 1963), но для того, чтобы установить единство души и тела. Согласно традиционным представлениям состояние «гармонии тела и духа» является предпосылкой здоровой жизни. Так что человек становится невосприимчивым к различным факторам, которые могут привести к болезням или недомоганию. Pasek и Romanowski (1971) описывают это как достижение «состояния гомеостаза, который обеспечивает безупречное функционирование всех механизмов физиологического равновесия».



Основываясь на этих соображениях, уже с начала нашего века в Индии занимаются йоготерапией. В этой области был накоплен большой клинический опыт и, как выяснилось, определенные комбинации упражнений оказывают целительное действие при целом ряде заболеваний (Kuvalayananda, Vinekar 1963).

Если включить эту форму терапии в арсенал физио- или психотерапии, то, по нашему мнению, можно существенно дополнить современную физио- и психотерапевтическую практику. Решающим психическим фактором при этом могло бы быть то, что существует спрос на возможность помочь себе самостоятельно, независимо от медикаментов и назначений врача.
В связи с этим также указывается, что йоготерапия нацелена в первую очередь на психосоматические заболевания. В табл. 30 приведена сводка того, какие группы заболеваний лечат с помощью хатха-йоги в Институте Йоги в г.Лонавла (Индия). К этому можно добавить европейский опыт терапии таких ортопедических заболеваний как артриты, дегенеративные изменения межпозвонкового диска, миогелозы и проч., хотя эта практика пока не получила систематического характера. Медитация также может быть использована в терапии для регулярного получения «релаксационного ответа» (см.5.4.3.).

Вполне доказанным может считаться терапевтическое действие различных форм медитации при гипертонии (Datey и др. 1969, Benson и др.

1972, 1974, Patel 1973). Далее с помощью медитативных практик успешно излечиваются прежде всего те заболевания, причины которых коренятся в психике: наркотическая зависимость, различные мании, страхи и фобии, бронхиальная астма, стенокардия, снижение сопротивляемости стрессам, бессонница (подробнее об этом см.: Shapiro, Giber 1978, Sharfetter 1979, Hirai 1975).

Хотя отчасти в основе здесь лежат не совсем строгие исследования, в которых, например, не были одновременно обследованы контрольные группы или не производилась стандартизация терапевтических вариантов (Shapiro, Giber 1978), все же эти начинания указывают на взаимосвязь психофизиологических эффектов медитации с «выравнивающими» процессами адаптации, откуда можно вывести смысл «медитативной терапии».

Использование для целей терапии отдельных элементов йоги, выделенных из целостной системы, в древнеиндийской традиции не предусмотрено. Следовало бы разработать список показаний и противопоказаний применения йоготерапии, исходя из требований европейской медицины, а также с учетом того, что йога представляет собой целостный метод развития человека.

Поэтому применение отдельных элементов йоги имеет лишь мнимое противоречие с традицией, поскольку больной, согласно такому пониманию, не находится в состоянии равновесия, и нарушенная гармония должна быть целенаправленно восстановлена с помощью соответствующих упражнений.

Таблица 30. Некоторые успешные схемы терапии из Института Йоги Кайваладхама в г. Лонавле (Ananda 1980)


Заболевание
Терапия
Повышенная кислотность желудка
бхастрика, уддияна, пашимоттанасана, вакрасана, майюрасана, триконасана, випаритакарани, шавасана
Артриты
ритмическое дыхание, нади содхана, вакрасана, пашимоттанасана, випаритакарани, триконасана, падмасана, шалабхасана, шавасана
Бронхиальная астма
ритмическое дыхание, нади содхана, уддияна, пашимоттанасана, шавасана, випаритакарани
Сахарный диабет
ритмическое дыхание, нади содхана, уддияна, пашимоттанасана, шавасана, ардхаматсиендрасана, сарвангасана
Запор
бхастрика, уддияна, триконасана, вакрасана, пашимоттанасана, наули, ардхаматсиендрасана, сарвангасана, сиршасана
Понос
нади содхана, випаритакарани, шавасана
Геморрой
ритмическое дыхание, уддияна, випаритакарани, сарвангасана, матсиасана, сиршасана, шавасана
Головные боли
ритмическое дыхание, нади содхана, випаритакарани, шавасана
Гипертония
ритмическое дыхание, нади содхана, падмасана, (випаритакарани?), шавасана
Гипотония
ритмическое дыхание, бхастрика, сиддхасана, халасана, шавасана, пашимоттанасана, сарвангасана, сиршасана
Ревматизм
ритмическое дыхание, нади содхана, триконасана, бхуджангасана, шавасана, шалабхасана, дхануранасана, сарвангасана, ардхаматсиендрасана
Синусит
нади содхана, сурья бхедана, шавасана, випаритакарани
Туберкулез
ритмическое дыхание, нади содхана, випаритакарани, сарвангасана, шавасана, сиршасана
Язвы желудка или двенадцатиперстной кишки (ранняя стадия)
ритмическое дыхание, уджайи, нади-содхана, уддияна, пашимоттанасана, ардхаматсиендрасана, сарвангасана, сиршасана, шавасана
Варикозное расширение вен
нади содхана, бхастрика, падмасана, йога-мудра, вакрасана, випаритакарани, сарвангасана, матсиасана, сиршасана, шавасана
Синдром страха
капалабхати, нади содхана, кумбхака, ваджрасана, ардхаматсиендрасана, шавасана, триконасана, дханурасана,сарвангасана
Депрессивные состояния
ритмическое дыхание, сурья бхедана, бхастрика, вакрасана, бхуджангасана, шалабхасана, халасана, пашимоттанасана, сарвангасана, шавасана
Нервозность
ритмическое дыхание, нади содхана, йога-мудра, вакрасана, шалабхасана, халасана, майюрасана, випаритакарани, шавасана
При всех заболеваниях применяются еще и очистительные процедуры (шаткрия), соблюдается экономная диета йоги и большое значение придается концентративным практикам, особенно при психических нарушениях.


Содержание раздела