d9e5a92d

Национальное богатство и его использование.

Проблематика формирования и развития человеческого потенциала оказывается, таким образом, тесно связанной с проблематикой экономических и прочих возможностей разных социальных слоев и групп, стало быть, с экономической и социальной дифференциации общества. Это, в свою очередь, подводит к вопросу о новых механизмах социальной солидарности, которые позволили бы смягчить неблагоприятные последствия неравенства и в то же время не означали бы возврата к уравнительному государственному патернализму советского времени.

Он действительно ограничивал дифференциацию, но это достигалось на крайне низком общем уровне благосостояния и уничтожало стимулирующее действие зависимости между трудовым вкладом и экономическим результатом. Лишенная обратных связей экономика не могла быть эффективной. Чтобы избежать повторения этой тупиковой схемы, надо переформулировать саму задачу социальной защиты: стремиться не к тому, чтобы облагодетельствовать из государственной или общественной казны как можно большее число людей, а к тому, чтобы как можно большее число людей не нуждалось в государственных или общественных благодеяниях.

Это и означало бы повышение самостоятельного экономического потенциала индивида и семьи.
Еще одна сторона человеческого потенциала - социокультурный потенциал (культурный уровень, образованность, духовные интересы, система ценностей). Носителями индивидуальных, групповых и классовых интересов всегда выступают конкретные люди, деятельность которых направляется усвоенными ими в процессе социализации целями и ценностями. Эти цели и ценности складываются на соци-етальном, надиндивидуальном уровне и отражают коллективные интересы всего общества или его частей, социальных слоев и групп.

Поэтому для формирования и реализации человеческого потенциала очень важно, насколько устойчивы и непротиворечивы принимаемые обществом цели и ценности и насколько облегчено или затруднено усвоение этих ценностей каждым отдельным человеком.
Последнее десятилетие XX в. оказалось для российского общества временем коренной переоценки ценностей переориентации людей, развития индивидуализма на смену коллективизму. Сейчас главная черта социально-экономического сознания населения - его переходность, сочетание в нем "духа социализма" и "духа капитализма".

Это переходное сознание проявляется в противоречивости действующего сегодня набора ценностей, и сказывается ценностная и, в частности, в неготовности к жизни в условиях рыночной экономики, в непонимании природы рыночных отношений, в неприятии богатства и богатых, новых собственников, "новых русских".
Ценностная переориентация российского общества неизбежна. Этот сложный и противоречивый процесс нуждается в серьезной научной рефлексии.

Необходимо систематизировать и структурировать его главные направления, оценить происходящие перемены с позиций будущего российской экономики и общества в целом. Только в этом случае можно объективно разобраться в том, как переживаемые обществом перемены воздействуют на человеческий потенциал, на его развитие и мобилизацию, какие из них позитивны, а какие - негативны, что можно и нужно сделать, чтобы добиться перевеса первых над вторыми.
В понятии человеческого потенциала соединяются самые разные стороны возможностей человека и-общества и самые различные механизмы их социальной детерминации. Это понятие все шире входит в практику международных сравнений. В 1993 г. рассчитанный по единой международной методике индекс развития человеческого потенциала составлял для России 0.804.

Она входила в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала занимая среди них последнее, 57-е место. В 1994 г. Россия с индексом 0,792 отодвинулась на 67 место, а в 1995 г. ее ИРЧП снизился до 0,760.

Подобная динамика не может не тревожить российское общество. Цель Белой книги не сводится к более подробному анализу условий формирования человеческого потенциала России и к более точному его измерению.

Главная задача - выявить основные проблемы российского отставания с тем, чтобы начав его преодолевать, добиться роста ИРЧП России и улучшения ее позиции в мировой "табели о рангах".

Национальное богатство и его использование.


Из применяемых ныне макроэкономических индикаторов возможности долговременного развития страны наиболее адекватно характеризуются показателем национального богатства. Другой макроэкономический индикатор, традиционно употребляемый в подобных целях - валовый внутренний продукт, больше пригоден как отправной пункт кратко- и среднесрочных прогностических проектировок.

Особенно это относится к России при нынешнем депрессивном состоянии ее экономики.


С признанием в последние годы главным фактором общественного развития человеческого потенциала радикально изменились политико-экономические представления о национальном богатстве и соответственно его статистические измерения. В настоящее время, по данным ООН, на человеческий капитал приходится 64% накопленного в мире богатства, а доля материального богатства - всего лишь 36%.

Для России названные показатели - соответственно 60% и 40%.
По размерам материальной составляющей национального богатства Россия -одна из стран - мировых лидеров. Но если в большинстве цивилизованных стран в материальном богатстве превалирует воспроизводимое, рукотворное богатство, то в России преобладающая его часть - 75% приходится на природные ресурсы: запасы полезных ископаемых, земельные угодья, леса и т.п.

Минимальная стоимость разведанных запасов полезных ископаемых оценивается в 28,6 трлн, долларов, а прогнозный потенциал - в 140 трлн, долларов.
Характеризуя воспроизводимое материальное богатство, следует отметить, что и здесь Россия существенно отличается от других цивилизованных стран. В этих странах свыше половины воспроизводимого богатства - непроизводственного назначения.

Так в США, жилой фонд составляет 30% его объема, домашнее имущество 25%. В России около 60% накопленного воспроизводимого богатства приходится на производственный основной и оборотный капитал.
Значительная часть российского производственного капитала в настоящее время недоиспользуется. Загрузка мощностей обрабатывающей промышленности составляет в среднем примерно 30%. Причина здесь не только и не столько в нынешней депрессии или неумелом управлении.

Большинство предприятий не отвечает современному техническому уровню, не в состоянии выпускать продукцию, конкурентоспособную по качеству и ценам даже на внутреннем рынке. С помощью иностранных инвесторов и партнеров многие предприятия будут реконструированы.

Но немало и таких, для которых единственная перспектива - утилизация.
Последовательное осуществление реформ включает как одну из важнейших составляющих переход к преимущественно рыночным механизмам воспроизводства богатства. Радикально меняется социальная природа богатства - именно в нем в наибольшей мере отражается глубина процессов разгосударствления и приватизации, перехода к реальному многообразию форм собственности.

В настоящее время в системе отношений собственности на основной капитал еще продолжаются серьезные подвижки, но начало следующего века будет ознаменовано переходом экономики России к достаточно стабильной, стационарной системе отношений собственности на основные элементы национального богатства. При этом доля государственной и муниципальной собственности составит примерно 1/3.

Преобладающей формой собственности станет частная и корпоративная.
Несомненный интерес представляет вопрос о "внешних элементах" национального богатства России, о ее собственности за пределами страны. Основная масса этого богатства в виде недвижимости сформировалась еще в советский и даже досоветский периоды и была унаследована Россией, одновременно перенявшей на себя и все внешние обязательства бывшего СССР.

В настоящее время указанная недвижимость продолжает находиться в государственной собственности. В последние годы названная форма "заграничного богатства" интенсивно дополняется другими - за счет вывоза капиталов из России, который, по различным оценкам отечественных и зарубежных экспертов, составляет порядка 30-50 млрд, долларов ежегодно.

В целом в настоящее время зарубежные активы России (всех субъектов собственности) оцениваются в 800 млрд, долл., из которых около половины находится в виде недвижимости, а остальное - вывезенная валюта; средства, переведенные в зарубежные банки; а также иные ценности.
В Белой книге национальное богатство России будет охарактеризовано как стартовая площадка долговременного развития страны. Рассмотрены вопросы повышения эффективности использования национального богатства.

Особое внимание будет уделено проблемам управления зарубежными активами России, репатриации вывезенных из страны капиталов.
Раздел шестой. Формирование качественно новой российской экономики.
Натурально-распределительная - командно-административная - экономика дореформенной России представляла собой полную противоположность рыночной. Определяющими ее особенностями служили абсолютное преобладание государственной собственности, высокая централизация, концентрация и монополизация производства, значительная степень автаркии.

По сравнению с другими странами Восточной Европы экономика России оказалась наиболее трудно реформируемой также вследствие "нерыночности" ее структуры, чрезмерной доли добывающих и сырьевых отраслей, а главное - военно-промышленного комплекса.
В соответствии с новой геополитической ситуацией и ограниченными экономическими возможностями страны, намечается проведение последовательной демилитаризации и конверсии, значительное уменьшение численности вооруженных сил и персонала ВПК, сокращение мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва. Решающее значение здесь будет иметь начатая в 1997 г. с серьезным и болезненным для страны запаздыванием военная реформа.
Крупным недостатком экономики, осложняющим ее структурную перестройку, является технологическая неоднородность, разноуровневость отечественной промышленности. В то время как производство вооружений, сосредоточенное хотя и в огромном, но обособленном ВПК, находилось на достаточно высоком техническом уровне, отвечало мировым стандартам пятого технологического уклада, в остальной экономике преобладающим оставался третий и отчасти четвертый уклад. Наряду с институциональной нерыночностью ВПК, это создает принципиальные трудности использования для подъема гражданского производства наукоемких технологий конверсируемых предприятий. Наблюдается отторжение предлагаемых последними инноваций.

Преодоление подобных трудностей потребует немалых усилий и средств, привлечения на взаимовыгодной основе зарубежных партнеров.
В результате структурной перестройки возрастет доля обрабатывающей промышленности, особенно финишных ее отраслей, ориентированных на платежеспособный спрос конечного потребителя. Коренная модернизация производственного аппарата на основе новейших технологий позволит существенно уменьшить энерго- и материалоемкость продукции, повысить ее качество и обеспечить конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках.
Опережающее развитие получит инфраструктура. Предстоит проложить многие тысячи километров современных транспортных магистралей, линий оптико-волоконной связи, создать многоканальные телекоммуникационные спутниковые системы.
В ходе формирования новой экономики придется решать сложные социальные проблемы, связанные с ликвидацией убыточных предприятий, неконкурентоспособных производств; реструктуризацией угольной и других отраслей промышленности, а также сельского хозяйства. Понадобятся широкомасштабные мероприятия по смягчению возрастающей безработицы; поддержанию занятости посредством создания новых рабочих мест, развития малого и среднего предпринимательства, массового переобучения населения, трудовой миграции и др.
Формирование новой российской экономики потребует огромных инвестиций, осуществляемых прежде всего за счет внутренних источников. Важнейшие из них - средства предприятий, федерального и территориальных бюджетов, сбережения населения. Значительные инвестиционные ресурсы дало бы прекращение утечки капиталов за рубеж и репатриация вывезенных ранее десятков миллиардов долларов.

Добиться этого можно, лишь радикально улучшив инвестиционный климат в стране, что позволит также многократно увеличить иностранные инвестиции, которые в настоящее время ни в коей мере не соответствуют масштабам и потребностям России.
Существенное внимание в Белой книге будет уделено рыночным механизмам и субъектам мобилизации инвестиционных ресурсов и эффективного инвестирования. Среди них на первом месте уже сформировавшаяся в основном банковская система. С преодолением чрезмерного бюджетного дефицита и сокращением высокодоходных государственных заимствований типа ГКО для его покрытия, все большие средства коммерческих банков в виде долгосрочных кредитов будут направляться в реальную экономику. Из других субъектов инвестирования весьма перспективными представляются страховые компании, а в дальнейшем - пенсионные фонды.

Их роль в развитой рыночной экономике трудно переоценить. В США по размеру капиталов эти финансовые институты уступают лишь коммерческим банкам.
В России страхование - пока еще наименее развитый сектор финансового рынка. 90% собственности предприятий в России не застраховано, отсутствуют многие обязательные во всем мире виды страхования -автогражданской ответственности и др. Общий объем страховых взносов составляет в России менее 1% от ВВП. В США этот показатель достигает 10%, а в европейских странах соотношение страховых взносов и ВВП еще выше.

Отставание страхового сектора тормозит социально-экономическое развитие страны, отрицательно сказывается на стабильности и устойчивости экономики и общества, усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне.
При благоприятном сценарии развития в течение 20-25-летнего начального периода XXI века в России будет осуществлена коренная перестройка отраслевой, технологической и территориальной структуры производства; сформирована современная рыночная экономика, ориентированная, главным образом, на удовлетворение потребностей населения - нынешнего и будущих поколений.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Располагая обширными, слабозаселенными даже в европейском центре территориями, Россия, тем не менее, относится к числу экологически неблагополучных стран мира. Процесс деградации природной среды в обжитых ее регионах становится все более опасным.

Тяжелая экологическая обстановка - это, прежде всего, результат накопленных за длительный период деформаций структуры экономики, расточительного и разрушительного природопользования.
На пороге третьего тысячелетия экологическая безопасность приобретает для России первостепенное значение. Кумулятивное ухудшение среды обитания, фиксируемое ежегодными Государственными докладами об экологической ситуации, чревато непоправимыми последствиями не только для нынешних поколений, но и для потомков.

В стране с разрушенной природой устойчивое развитие в принципе неосуществимо.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) призвала все страны отказаться от ресурсорасточительных и наносящих экологический ущерб моделей экономического роста с тем, чтобы обеспечить переход к устойчивому развитию. В ответ на подобный вызов времени на Западе предложен ряд моделей, различающихся интенсивностью отражения названных факторов.
Широкий спектр эколого-экономических концепций, лежащих в основе предлагаемых моделей, простирается от концепции ‘охраны окружающей среды" до экотопии - экоцентрической концепции. Если первая исходит из сохранения в основном и лишь корректировки нынешнего антропоцентрического характера социально-экономического развития, то вторая - из полного подчинения общественного развития задачам возрождения природной среды.

В середине спектра находятся умеренные концепции - замедленного экономического роста вплоть до "нулевого", гармонического развития природы и общества (ноосферы) и др. Однако, человечество пока еще не готово к восприятию и реализации хотя бы умеренных концепций, несмотря на всю их обоснованность.

Даже развитые страны с их изобилием товаров и услуг не согласны ради сохранения окружающей среды самоограничивать рост производства. Тем более не следует ожидать этого от России с ее перманентным недопроизводством потребительских товаров.

Естественно поэтому, что и в России из всех названных природосберегающих концепций обеспечения устойчивого развития избрана концепция "охраны окружающей среды".
В принятых названной Конференцией ООН рекомендациях подчеркивается необходимость перевода сырьевых ресурсов на систему цен, включающую издержки в экологической, ресурсной и социальной областях. И это правильно, ибо только подобные цены будут в известной мере ценами воспроизводства, смогут служить основой хозяйственного механизма устойчивого развития, его экологического аспекта.

Из других направлений формирования такого механизма основное место занимают экологизация налогообложения и введение рыночных методов регулирования природоохранной деятельности. В экологизации налогообложения наиболее перспективен переход от существующего преимущественно косвенного налогообложения к прямому природно-ресурсному.

Стимулирующая функция платежей за загрязнение окружающей среды может быть реализована также при условии приобретения ими рентного характера, т.е. превращения в налог за использование ассимиляционного потенциала окружающей среды.
Среди рыночных механизмов регулирования природоохранной деятельности важнейшее место занимают экологическое страхование и торговля лицензиями по допустимому воздействию на окружающую среду.
Система институциональной поддержки экологизации производственной и непроизводственной деятельности включает совершенствование законодательства нормирования, сертификации, экспертизы, мониторинга в экологической сфере и формирование экологического аудита. Задачи последнего - обследование действующих объектов с целями: воспрепятствования продаже лицензий на загрязнение предприятиям с повышенным экологическим риском; ранжирования источников загрязнения при экологическом страховании; учета экологического фактора при этапе приватизации собственности.

РОССИЯ РЕГИОНОВ.

Среди множества проблем реформирования российской экономики, региональные еще не имеют рациональных, достаточно разработанных путей решения. Концептуальная слабость регионального аспекта экономической реформы служит одной из серьезнейших причин нарастания центробежных тенденций в РФ, угрожающих целостности государства.
В XXI веке реформы в социально-экономической, этнополитической и правовой сферах будут ориентированы на обеспечение принципов федерализма. Но соблюдение данного условия потребует переосмысления сути и качественной корректировки тактики и стратегии преобразований. В Белой книге будет обоснован новый подход к формированию региональной политики.

Ее генеральной целью должно стать построение России как государства многообразных взаимодействующих регионов, образующих в своем синтезе единство территории нашей страны.
С позиций концепции устойчивого развития особое значение приобретает проблема гармонизации меж- и внутрирегиональных отношений в РФ. Способствовать решению этой проблемы будет совершенствование систем расселения. В XXI веке будет возрастать влияние этнотерриториальных общин, которые дают своим гражданам смысл стабильного существования на данной территории, возможность исторической и культурной самоидентификации, лучшего использования природно-ресурсного потенциала благодаря знанию местности и условий преодоления конфликтов и трудностей, что затруднено на федеральном уровне.

Совершенствование способов распределения власти может вызвать изменения традиционных конституционных подходов к федеративному устройству государства.
Одна из важнейших проблем региональной политики на перспективу - достижение эквивалентного обмена регионов сырьевой ориентации с регионами, не обладающими ресурсами сырья. При любых сценариях развития в переходный период регионы -"держатели" сырьевых ресурсов оказываются в более благоприятных условиях.

Регионы с преобладанием обрабатывающей промышленности должны будут действовать в двух направлениях: принимать долевое участие в подготовке и добыче сырья в других регионах и предпринимать усилия для повышения конкурентоспособности своей продукции.
По мере модернизации экономики в XXI веке и ее интеграции в мировой рынок преимущества сырьевых отраслей и регионов уменьшатся.
Замена рентой налога на добавленную стоимость в сырьевых отраслях повлечет серьезные последствия для экономики, даже при неизменности общей суммы налогов. Рента, по сравнению с НДС, имеющим чисто фискальное значение, означает для предпринимателей экономическую целесообразность более активного и бережного использования природных ресурсов. Часть ренты будет направляться в федеральный бюджет и использоваться для дотирования депрессивных регионов, не обладающих сырьевыми ресурсами, либо обладающих ими, но не имеющих средств для их разведки и подготовки к промышленной эксплуатации.

Эта мера обеспечит социальную справедливость при использовании ресурсов, являющихся общенародным достоянием.
Нужна принципиально новая' стратегия России, призванная находить конституционные пути обеспечения высокой степени самостоятельности регионов.
В Белой книге будет предложено новое макрорайонирование экономико-географического пространства Российской Федерации. Особое внимание уделяется концепциям развития экономико-географических зон и крупных проблемных территорий России: Дальнего Востока, Севера, Нечерноземья, Северного Кавказа, а также кризисных городских поселений.
В целях снижения негативного влияния автаркии в использовании природных ресурсов необходима долгосрочная программа территориальной демонополизации экономики, которая гарантировала бы выживание и устойчивость развития экономики при любой региональной конфигурации РФ.



Содержание раздела