d9e5a92d

Белкин В. - Россия на пороге 3-го тысячелетия

Уходящий XX век оставляет России тяжелое и сложное наследие.
В пассиве, бедность значительной части россиян при огромной дифференциации доходов, высокая смертность и сокращение численности населения; экологическое неблагополучие на большей части пригодной для жизни территории страны; иррациональная отраслевая и территориальная структура производства и расселения; отсталая инфраструктура; изношенный и морально устарелый производственный аппарат; хронический бюджетный дефицит; чрезмерная внешняя и внутренняя задолженность; криминализация экономики и общества, нестабильность и социальная напряженность.
В активе: обильные и разнообразные природные ресурсы; высокий образовательный уровень населения; солидный научный потенциал; продвинутая интеграция в мировое сообщество; относительно благоприятные геополитические условия; в основном осуществленная, хотя и незавершенная, трансформация командно-административной экономики в рыночную; насыщенный потребительский рынок; конвертируемая во внутреннем обороте, обеспеченная золото-валютными резервами национальная валюта; активный внешнеторговый баланс; демократизация общественно-политической жизни.
В наиболее общем виде сценарии будущего можно сгруппировать в следующие четыре типа:
Экстраполяционно-инерционный, построенный исходя из предположения о сохранении тенденций деградации экономики, экологии и общественной жизни, что в условиях отсталой структуры - может привести к новому накату системного кризиса, вплоть до катастрофического развития событий в течение ближайших лет.
Рыночный - неуправляемый (либеральный), основанный на предположении, что будут завершены рыночные институциональные преобразования при дштьнейшем свертывании государственного воздействия на экономику, в надежде исключительно на рыночную самореіуляцию и создана соответствующая законодательная и нормативноправовая база. Такой сценарий означает болезненное развитие криминализованного рынка, дальнейшую дифференциацию доходов, массовую безработицу и т.п.

Социальные издержки и длительные сроки преодоления депрессии делают и этот сценарий неприемлемым.
Плановый-государственный ("тоталитарный"). Возможность такого сценария не исключается в случае прихода к власти левоэкстремистских сил, реставрации тоталитарного режима и командно-административного управления хозяйством.

В этом случае, учитывая уже свершившуюся деградацию производства, неизбежны все недостатки застойного времени в гипертрофированном виде: разрушение потребительского рынка, изоляционизм, автаркия и ремилитаризация экономики, нищета населения. Этот сценарий неизбежно приведет к национальной катастрофе.
Рыночный - регулируемый ("социальный"). Этот сценарий строится с учетом усиления государственного регулирования экономики, ускорения структурных преобразований, восстановления управляемости госсектором, введения индикативного планирования, адресной социальной защиты нуждающихся, активизации инвестиционной деятельности и предполагает формирование государственной страгегии развития экономики и общества.

Прогноз на основе такого сценария имеет позитивную направленность.
В уходящем XX веке в результате военных действий, политических репрессий и голода Россия потеряла третью часть населения, а с учетом не родившихся - около половины, значительно больше, чем любое другое крупное государство. И в последние годы смертность в стране в 1,6 раза превышает рождаемость, продолжительность жизни почти на 20% меньше среднеевропейской.
Чрезвычайно болезненно осуществляется в России формирование рыночной экономики. И до нынешнего кризиса уровень жизни в России был значительно ниже, чем в других развитых и во многих развивающихся странах.

Дальнейшее его падение - при нарастающей дифференциации доходов - серьезно повлияло на здоровье и продолжительность жизни, породило недовольство населения, массовую преступность, усилило другие факторы социальной напряженности.
Доходы ниже прожиточного минимума-официально установленной черты бедности - имеет в настоящее время около четверти населения России. Если же в качестве критерия принять минимальный потребительский бюджет, то за чертой бедности окажется примерно половина населения.
Наиболее адекватна сложившейся обстановке, историческому опыту и прогнозируемой демографической ситуации национальная идея, обоснованная еще М.Ломоносовым: "Сбережение народа" В этом, как писал первый российский академик,... состоит величие, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей.
В наше время последовательным сторонником идеи сбережения народа развивающим и пропагандирующим ее, неизменно выступает А.Солженицын. На реализацию этой идеи и должна быть направлена долговременная стратегия России.


С XVIII века содержание названной идеи и ее адресат существенно изменились. В современных условиях имеется в виду не только демографический, но,-главным образом, социальный аспект.

И адресована названная идея не только властным структурам, но и всему населению, которое эти структуры формирует прямо - путем выборов, или косвенно - благодаря общественному мнению, влияние которого с развитием демократии возрастает.
В свете новейших представлений о ведущей роли человеческого потенциала в современной экономике и обществе реализация идеи сбережения народа получает адекватный измеритель в виде индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП исчисляется Программой развития ООН (ПРООН) на основе трех базисных характеристик качества жизни - ее продолжительности, среднедушевого дохода, образованности населения. Показателем ИРЧП предстоит в ближайшее время заменить в макроэкономических измерениях и международных сопоставлениях традиционно используемые индикаторы - национальный доход, ВНП, ВВП и т.д;
Идея, аналогичная сбережению народа, но в более глобальной постановке - сохранения рода человеческого - положена в основу концепции устойчивого развития, которая приобрела в настоящее время планетарный характер. И это принципиально важное обстоятельство, ибо став на путь интеграции в сообщество цивилизованных стран, расширяя жизненно необходимое участие в международном разделении труда, Россия должна сообразовывать свою стратегию с общемировой.
Стратегия мирового сообщества на будущее столетие представлена в "Повестке дня на XXI век", принятой на Конференции ООН в 1992 г. руководителями всех стран мира. В решениях Конференции указано, что поскольку значительная часть природных ресурсов планеты исчерпана и ей угрожает перенаселенность, а экологическая обстановка становится все более неблагоприятной, следование человечества прежним путем развития неприемлемо.

Отсюда необходимость перехода к устойчивому развитию - такому, при котором удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения обеспечивается при сохранении подобной возможности для следующих поколений.
*Хотя перенаселенность в обозримом будущем России не угрожает и природных ресурсов пока достаточно, вследствие деградации окружающей среды этот подход актуален и для нашей страны. Острое и очень острое экологическое неблагополучие наблюдается на территории, где проживает более половины населения России.
Однако препятствия переходу к устойчивому развитию этим далеко не исчерпываются. Наряду с экологическими, имеются также другие, более значимые сегодня и в ближайшие десятилетия угрозы существованию не только будущих, но и нынешнего поколения россиян.

Для того, чтобы не было размытости самого понятия "устойчивое развитие", следует различать устойчивое развитие в узком и в широком смысле. Устойчивое развитие в узком смысле предполагает экологическую устойчивость, в широком - включает все виды устойчивости: экологическую, демографическую, социальную, экономическую, техногенную и т.п.
Протяженность перехода к устойчивому развитию вызывает необходимость его периодизации. С известной долей условности переход России к устойчивому развитию в широком смысле этого понятия при реализации рыночного регулируемого (социального) сценария можно подразделить на 3 этапа: выживание - 1998-201 Огг., модернизация - 2011-2025, непосредственный переход к устойчивому развитию - 2026-203 5гг.
Главное содержание первого этапа -искоренение бедности. При нынешних ее масштабах ни о какой устойчивости говорить не приходится.

Ведь само существование на доходы ниже прожиточного минимума носит по идее временный характер, ибо бюджет прожиточного минимума не включает, в частности, затрат на обновление гардероба и покупку предметов домашнего обихода.
Основное содержание второго этапа -модернизация производственно-технологическая и социально-экономическая, позволяющая создать современное постиндустриальное общество с достаточно высоким уровнем благосостояния и социального обеспечения, со значительной долей в населении (порядка 50%) среднего класса, с высокоразвитой и надежно функционирующей инфраструктурой.
Главное содержание третьего этапа -непосредственный переход к устойчивому развитию в экологическом смысле этого понятия: крупномасштабные природовосстановительные мероприятия, в т. ч. реабилитация экологически неблагополучных территорий, восстановление и реконструкция разрушенных и поврежденных экосистем, очистка атмосферного воздуха и водоемов, аналогичная той, что проводилась в 60-е-80-е годы в Западных странах и в Японии (Питсбург, Лондон и Токио, Великие озера и Рейн).
Разумеется, на каждом этапе перехода к устойчивому' развитию, наряду с указанными главными целями и задачами будут решаться также в той или иной мере задачи других этапов. Так, на этапе выживания будет осуществляться обновление производственного аппарата, проводиться мероприятия в области охраны природы с тем, чтобы не допустить ее необратимой деградации, улучшить экологическую ситуацию в кризисных регионах. На всех этапах, а не только на первом, должен быть обеспечен рост благосостояния.

Приведенные выше определения этапов характеризуют их главную, "профилирующую" функцию на пути перехода к устойчивому развитию.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИИ.


Выбор исторического пути бессмыслен без определения целей, без обновления
социальных ориентиров, без формирования в сознании людей привлекательного образа будущего.
В долгосрочных прогнозах первоначальным важнейшим условием формирования целей общественного развития является оценка перспектив смены господствующих массовых идеалов. В массовых идеалах проявляются и отстаиваются фундаментальные ценности общества и индивида; формируется "ядро" культурной, социальной, поведенческой ориентации людей, определяющей их отношение к окружающему миру.
В переходную эпоху, характерную для сегодняшней России, наблюдается расщепление господствующего массового идеала, соответственно - отсутствие единонаправленных действий. Сложность проблемы заключается в том, чтобы в нынешнем конгломерате идей сформировать их общий вектор, направленный на процветание России.
Несмотря на несовместимость господствующих в различных кругах российского общества идеалов, в интересах выживания этноса, модернизации экономики и выхода на траекторию устойчивого развития необходимо обозначить область совместного действия. Эта область взаимодействия в интересах достижения важных для России долгосрочных целей оказывается весьма обширной.
Развернувшаяся в мире в 60-70-х годах XX века борьба технократического направления и эколого-гуманистического, аргументирующего демографическими, ресурсными, экологическими ограничениями, продолжается и поныне. Но при этом социальная безопасность, материальное благосостояние и душевное благополучие признаются как универсальные цели, обязательные для всего мира.
Для нынешнего и будущих поколений россиян принципиально важно не только устойчиво расширяющееся материальное воспроизводство, но и воспроизводство социокультурного процесса, возрастание морально-этических ценностей в общественном сознании.
Улучшение здоровья нации - постоянная, а в современных условиях и сверхактуальная цель государства.
Одна из важнейших составляющих качественного потенциала населения - его образованность, квалификационный уровень. Общепризнанно в мире, что средняя общеобразовательная школа определяет будущее страны, ее модернизационный ресурс.

В XXI веке судьба страны будет решаться не элитой, а массой людей, обладающих достаточно высоким и разносторонним общим образованием.
Цели социальной политики, как показывает анализ состояния и тенденций развития общества, определяются необходимостью сосредоточиться на решении четырех основных групп проблем:
- борьбе с бедностью;
- построении современной социальной инфраструктуры;
- смягчении социального расслоения;
- решении проблем социального отчуждения (роста преступности, политического экстремизма, бродяжничества и беспризорности, опасной склонности к иррациональному сектантству, маргинальным сообществам и т.п.).
Безусловным приоритетом социальной политики явится создание системы гарантированного существования всех членов общества.
При формировании системы высших целей России в XXI веке значительное внимание должно быть уделено целям технологической модернизации.
Россия, обладая значительным ресурсным и индустриальным потенциалом, сконцентрировав усилия на отобранных, наиболее эффективных и освоенных направлениях научно-технического прогресса, могла бы в первой четверти XXI века обеспечить лидерство, либо паритет в мире.
Помимо отобранных производств, Россия, при относительно небольших затратах, могла бы упрочить свое лидирующее положение в фундаментальной науке, искусстве, литературе, музыке, образовании, спорте. Успехи России в социокультурной более достижимы, чем в сфере материального производства.

Но для этого необходимо общественное признание соответствующих приоритетов, нужна поддержка власти, должна быть сформирована государственная доктрина сохранения и развития интеллектуального потенциала. Реализация подобной цели обеспечила бы достойное место России в мировом сообществе.
Утрата статуса великой державы явилась бы разрушением исторической традиции, нанесла бы ущерб достоинству российского народа.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ.


Будущее нашей страны можно правильно определить лишь в свете общемировых тенденций развития, взаимодействия модер-низационных процессов, происходящих в России, с этими тенденциями.
Мегакризис человечества, угроза выживанию обусловливают постепенное осознание единой судьбы человеческого рода; необходимость формирования новой парадигмы развития, направленной на создание всемирной политической, эконо-мической и культурной устойчивой общности народов. Глобальные тенденции социально-экономического развития на рубеже веков свидетельствуют о том, что в ближайшие десятилетия сохранится процесс самоутверждения наций и территориально объединенных этносов, ощущающих свое единство и свою обособленность в многообразии окружающего мира.

Этот процесс в XX веке характеризовался распадом империй и конгломеративных государств.
Осознание несоответствия международных систем безопасности и сотрудничества, выработанных в минувшую эпоху, сегодняшним реалиям приведет в начале XXI века к пересмотру основ миропорядка. В ближайшие десятилетия под эгидой ООН либо другого представительного в планетарном масштабе органа предстоит сформировать новый мировой порядок. Экстраполируя некоторые уже сегодня улавливаемые тенденции, можно ожидать, что приоритет международного права над национальным распространится на следующие области:
1. Ядерный контроль, с постепенным перемещением национальных арсеналов атомного оружия под юрисдикцию ООН. При отсутствии угрозы глобальной атомной войны, для сдерживания локальных агрессий достаточно десятой части нынешнего арсенала ядерного оружия.
2. Права человека. соблюдение которых будет контролироваться полномочными институтами, обладающими реальными средствами воздействия на страны нарушители.
3. Экологическая безопасность планеты, обеспечиваемая на основе решений, принятых на Конференции в Рио-де-Жанейро (1992г.).
4. Межнациональные и межгосударственные конфликты, разрешение которых станет осуществляться на основе международного законодательства прямого действия о неприменении силы, исполнение которого реализуется ООН.
Во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности для России высшим государственным приоритетом могла бы стать инициатива по установлению такого нового миропорядка, ибо он освободил бы ее от обременительной военной нагрузки, гарантировал бы необратимость демократических преобразований, способствовал бы мирному разрешению межнациональных конфликтов, преодолению экологических кризисов.
С окончанием холодной войны произошло резкое ослабление глобальной напряженности, идеологизированности экономических связей. При нарастающей пестроте политической карты мира весьма заметны крупные центры хозяйственного тяготения, что дает основание для прогнозирования полицентрического будущего.
России, согласно зарубежным прогнозам, отводится место на периферии мирового экономического пространства; причем в военно-политическом отношении Россия останется в числе мировых лидеров и по праву сможет рассчитывать на длительные партнерские отношения с международными союзами. Поэтому интерес Запада к экономическим взаимосвязям с Россией будет обусловлен не столько экономическими выгодами, сколько стремлением сохранить стабильность международной политической системы.
На постсоветском пространстве, воспроизводящем множество проблем модернизирующегося мира, Россия при реализации благоприятного сценария естественным образом превратится в самостоятельный крупный геоэкономический и геополитический центр, способный на равных с другими центрами участвовать в международном разделении труда. Превращение России в один из динамично развивающихся полюсов планеты в XXI веке могло бы в случае противостоять центробежным тенденциям и создать собственное поле притяжения, консолидирующее СНГ и прилегающие страны Восточной Европы и исламского мира.
Однако такую потенциально благоприятную возможность предстоит терпеливо формировать и неуклонно поддерживать осторожными и непротиворечивыми политическими, дипломатическими и экономическими акциями в духе сотрудничества, миролюбия, взаимопонимания и взаимопомощи.
Пропагандистские антиамериканские, антинатовские выступления с позиции силы в современном постсоветском мире не только бессмысленны, но и вредны. Они служат наилучшим аргументом для наращивания военной мощи Запада, обладающего значительно большими ресурсами, чем ослабленная затяжным кризисом Россия. Возврат к формированию в народе образа врага в лице бывших союзников по антигитлеровской коалиции был бы непростительной геополитической ошибкой, разрушительной для экономики и социальной стабильности нашей страны.

Следовало бы также уделять большее внимание обращению традиционных противников России в ее друзей.
Стратегия геополитического доброжелательного сотрудничества со всеми полюсами силы приобретает в обозримом будущем дополнительный стимул в связи с быстрым наращиванием экономической и военной мощи Китаем. Достичь равновесных, стабильно устойчивых отношений с этой страной невозможно с позиций превосходства, противостояния, сдерживания. России было бы разумно вернуться к культивируемой в прошлом братской дружбе и взаимопомощи, не воскрешая однако безнадежных попыток ссорить Китай и США.

Для стратегического дружественного партнерства с Китаем у России имеются крупные козыри, в числе которых богатство ресурсами и обширность территории.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.

Человеческий потенциал страны - это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.
Основу человеческого потенциала составляет демографический потенциал, определяемый численностью и возрастнополовым составом населения. Хотя Россия входит в число крупнейших по числу жителей стран мира, существует очевидное несоответствие между ее населением и размерами территории, протяженностью границ, огромностью пространств, нуждающихся в освоении, неразвитостью поселенческой сети и т.п. При этом Россия несет очень большие демографические потери из-за высокой преждевременной смертности. Но даже если эти потери удастся сократить, в ближайшие десятилетия у России нет шансов хоть сколько-нибудь увеличить численность своего населения за счет его естественного воспроизводства.

Единственным источником роста (а в худшем случае - хотя бы стабилизации) численности населения России может стать иммиграция. Если миграционный прирост будет составлять не менее 500 тыс. человек в год, убыль населения страны окажется относительно кратковременной, а его численность примерно в середине первого десятилетия XXI века превысит уровень 1990 г., после чего станет медленно увеличиваться.
Многомерный человеческий потенциал зависит от качественных характеристик людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой. Каково общество, таков и человек.

Но верно и обратное: каков человек, таково и общество. В этом кроются границы социального действия, в этом же - ценность понятия человеческого потенциала.
Нынешний переходный, реформаторский этап российской истории, в конечном счете, ведет к формированию новых социальных типов людей, их новых многомерных потенциалов, реализация которых и будет определять развитие российского общества в ближайшие десятилетия. В качестве задаваемого реформами стержневого процесса выступает образование среднего класса и, соответственно, развитие экономического, социально-политического, социокультурного, нравственного потенциала его представителей.
С развитием социально-политического потенциала среднего класса (доступ к властным функциям и подготовленность к их отправлению, общественный вес, активность, заинтересованность и пр.) связывается его определяющее влияние на будущее развитие России, рост ее богатства, устойчивость социальных институтов и т. д. Но так как средний класс никогда не будет единственным элементом социальной структуры, то необходимо рассмотрение всей этой структуры в ее эволюции, равно как и анализ социально-политического потенциала всех образующих ее слоев и проблем их взаимодействия.
Вопрос о социально-политическом потенциале неотделим от вопроса об экономическом потенциале (собственность, доходы, уровень жизни). Если в советское время экономический потенциал разных социальных групп был, в значительной степени, функцией их политического потенциала, ибо он измерялся мерой участия во владении общественным (читай: государственным) богатством, его распределении и использовании т. е., по существу, мерой доступа к рычагам власти, то теперь соотношение меняется. Все общественные слои, и прежде всего высший и средний классы, которые в идеале должны охватывать большинство населения, осознают свои экономические интересы и служат динамичным источником импульсов к развитию (эта роль прежде принадлежала монополисту-государству).

При определении курса развития заинтересованные собственники должны заменить равнодушного государственного чиновника - в этом заключается одна из главных целей реформ. Однако такой поворот порождает много новых проблем, связанных с необходимостью ограничивать эгоистические интересы собственников, защищать интересы неимущих или малоимущих слоев, без чего не может сохраняться социальный мир, целостность и устойчивость общества.



Содержание раздела