d9e5a92d

Оставь все надежды и желания.


Вашишта продолжил:
Уддалака зашел в эту замечательную пещеру и уселся в медитативной позе. Решив достичь состояния ума без внутреннего диалога, он сконцентрировал свое внимание на умственных склонностях.
Уддалака так раздумывал про себя:
О ум, какое отношение ты имеешь к этому видимому миру? Мудрецы не желают и подходить близко к удовольствиям, которые потом превращаются в боль.

Тот, кто оставляет спокойствие, которое можно найти в себе, и ищет вместо этого удовольствий вовне, оставляет прекрасный сад и идет в поле, полное ядовитых растений. Можно идти куда угодно, ты нигде не найдешь высшего спокойствия, кроме как через успокоение мыслей.

Поэтому, оставь все надежды и желания. Все эти объекты, кажущиеся прекрасными, по природе своей не есть воплощение или не воплощение и не предназначены для твоего счастья.
Не поймайся, как олень привлеченный звуками музыки и колокольчиков, или как слон, которого приманивают слонихой, или как рыбка, привлеченная приманкой на крючке, или как мотылек, летящий на огонь, или как пчела, чье чувство вкуса ведет ее к цветку, который закрывается на ночь и запирает пчелу внутри.
О глупый разум, все они погибают, поддавшись только одному из органов чувств (олень - слуху, пчела - запаху, мотылек - зрению, слон - прикосновению, рыба - чувству вкуса) - а ты подвержен всем пяти типам ощущений, как ты можешь быть счастливым? Как гусеница плетет кокон и сама ловится в нем, ты выплел сеть своих собственных концепций, которая поймала тебя самого. Если ты смог избавиться от всего этого, достигнуть чистоты, преодолеть даже страх жизни и смерти и достичь полного равновесия, тогда ты достиг величайшей победы.

С другой стороны, если ты цепляешься за этот вечно меняющийся артефакт, называемый миром, ты обязательно погибнешь в печали.
Почему я тебе все это говорю, о разум - ибо если исследовать истину, можно убедиться в том, что разума нет! Ум - это результат глупости, когда глупость изнашивается, ум тоже изнашивается. Ты сейчас находишься в процессе распада. Какая глупость - говорить с тем, кто находится в процессе распада!

День за днем ты становишься все слабее и слабее, и я отказываюсь от тебя; мудрые люди не учат то, что вот-вот выбросят.
О разум, я есть неэгоистичная бесконечность и однородное самосознание, у меня с тобой нет никаких дел, потому что ты источник эгоизма.
Уддалака продолжал раздумья:
Бесконечное самосознание не может быть в разуме, как слону невозможно поместиться в деревянное яблоко (деревянное яблоко, слоновое яблоко, wood-apple, - дерево, растущее в Гималаях, со съедобными плодами в твердой деревянной оболочке - прим. Ана.). Самосознание, которое в процессе само-ограничения заключает себя в ограниченность, - это и есть разум.

Все это - результат глупости и непонимания, и потому я это принять не могу. Чувство собственного достоинства - детская концепция и ей может поверить только тот, кто не исследует истину.
Я аккуратно расследовал, я наблюдал все от кончиков ног до верхушки головы, и я не нашел ничего, про что можно сказать вот это и есть я. Кто же этот я? Я есть вездесущее сознание, которое само не является объектом знания и свободно от чувства эгоизма. Я есть то неделимое, без имени и изменения, которое вне понятий единства и множества, оторое вне измерений, больших или малых, и от которого нет ничего отличающегося.

Поэтому, О разум, уходи, потому что ты есть источник страдания.
В этом теле, состоящем из плоти, крови, костей и т.д. - кто говорит вот это - я? Движение есть природа энергии, думание - сознания, старость и смерть естественны для тела - кто говорит это - я? Вот язык, это - уши, нос, движение, а это глаза, - кто может сказать вот это - я? Я ничего из этого, и я не ты, О разум, и не эти концепции, - на самом деле я есть бесконечное сознание, чистое и независимое. Я - это все и я - ничто - оба выражения выражают истину, ничто другое не является истиной.
Увы, так долго я был жертвой глупости, но к счастью, я обнаружил то, что не давало мне познать самого себя! Я больше никогда не буду жертвой глупости.



Как облако, застрявшее на вершине горы, горе не принадлежит, так и, хотя и кажусь связанным с печалью, на самом деле независим от нее. Когда не сознаешь себя, возникает чувство собственной важности, - но теперь я свободен от чувства эго.

Пусть тело, чувства и все такое прочее будут или не будут - мне-то какое дело? Органы чувств (глаза и т.д.) существуют, чтобы воспринимать то, что они могут воспринимать сами по себе - кто же тот я, заблуждающийся и думающий это я, я вижу и т.д.?

Эти глаза и другие органы чувств видят или чувствуют то, что им положено от природы. Поэтому, если действия выполняются спонтанно без умственных обусловленностей, их переживание будет чистым и свободным от воспоминаний о прошлых счастьях и несчастьях. Поэтому, О органы чувств, выполняйте свои функции без влияния памяти. Эта память или умственная обусловленность на самом деле не факт - она не отлична и не независима от бесконечного сознания.

Поэтому от нее легко можно отказаться, просто не оживляя ее в сознании. Поэтому, О разум, оставь это восприятие разнообразия и пойми нереальность своей собственной независимости от бесконечного сознания - это и есть освобождение.
Уддалака продолжал раздумывать:
На самом деле, сознание не может быть обусловлено - оно неограничено и тоньше самого мелкого атома, и потому находится вне влияния умственных ограничений. Разум начинается с чувства собственного достоинства, а отраженное сознание - с органов чувств, отсюда и возникает иллюзия само-огXаничения сознания. Когда это ощущается и продумывается снова и снова, чувство эго и иллюзия само-ограниченности становятся как бы иллюзорно законными.

Но воистину я - сознание, которое всему этому неподвластно.
Пусть тело продолжает жить в мире, созданном своими собственными глупыми действиями, или пусть не продолжает там жить - ведь я есть сознание, которое все это абсолютно не затрагивает. Сознание, будучи бесконечным и вездесущим, не рождается, не умирает и никто им не владеет. Оно ничего не приобретает живя как отдельная единица, потому что оно вездесуще. Рождение и смерть - только умственные концепции, и к сознанию не имеют никакого отношения.

То, что принимает во внимание понятие чувства собственной важности, может быть схвачено и ограничено, а сознание свободно от этого чувства и потому находится вне понятия существования или несуществования.
Чувство эго - бесполезная глупость, разум похож на мираж, а предметы этого мира инертны - кто же говорит я? Тело есть мясо, кровь и кости, разум пропадает, как только начинаешь размышлять о его природе, само-ограниченность сознания и подобные концепции не имеют смысла - что же тогда чувство эго? Органы чувств существуют и заняты все время самоудовлетворением, предметы в этом мире есть просто предметы в этом мире - где же эго?

Природа есть природа и ее качества взаимодействуют друг с другом - как зрение и свет, слышание и звук и т.д., и они ограничены друг другом - где же эго?
Истинная сущность, сознание, существует как высшая сущность всего и везде, во всех телах и в любое время. Кто есть я, из чего я сделан, какова моя форма, кем я сделан - и чего мне надо достичь и от чего отказаться?

Нет ничего, что можно было бы назвать я, которое то существует, то не существует - и если нет на самом деле чувства эго, к чему может относиться это я и как? Когда становится понятно, что ничто здесь ни с чем не соотносится, тогда пропадает неверное понятие двойственности. Поэтому все, что есть, - есть единое космическое существо (бог, Брахман, истинная сущность, сознание) - и я есть эта реальность, почему же я все еще страдаю в заблуждении? Когда только единое существует, как чистое вездесущее существо, как вообще может возникнуть что-либо, называемое чувством эго или чувством собственной важности? На самом деле нет никакой материальности в любом предмете, есть только сознание, или если предположить, что материальность существует, нет никакой связи между ней и сознанием.

Органы чувств работают как органы чувств, разум существует как разум, и сознание не затрагивается ничем из них - как же они соотносятся и как возникают? Просто потому, что они существуют рядом друг с другом, нельзя предположить их связи - камень и железный прут могут лежать рядом и быть никак не связанными между собой.
Уддалака продолжал раздумывать:
Только после возникновения фальшивого чувства эго возникают искаженные понятия это мое и это его. И когда это видится как трюк фальшивого чувства эго, эти искаженнные понятия исчезают.

Воистину, нет ничего кроме всеобщего сознания, поэтому я сознаю, что все это вокруг есть единое космическое существо или Брахман. Обман под названием чувство эго похож на обман синевы неба - и лучше не развлекаться подобными понятиями снова, а оставить их навсегда.

После отказа от чувства собственной важности, я остаюсь в истинной само-сущности, природа которой есть мир и спокойствие.
Чувство собственной важности - источник бесконечных страданий, печали и неправедных действий. Жизнь кончается смертью, смерть приводит к рождению и все, что есть, имеет свой конец - такие понятия чувства эго ведут к великой печали. Беспокойство, вызванное мыслями я должен сделать это сейчас и мне надо получить и вот это тоже, сжигает глупца изнутри.

Это верно и а это - нет - такие понятия вызывают беспокойство у эгоиста. Но когда прекращается чувство эго, тогда семя иллюзорного внешнего мира не прорастает снова и все желания кончаются.



Содержание раздела