d9e5a92d

МАКАРОВ М. - ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ

В одной из песен Б.Гребенщикова есть такие слова -Мир, который мы знали, приходит к концу.... Эти слова как нельзя кстати подходят к реалиям наших дней. В середине 2008 года завершился длительный период мирового роста 2000-2008 года.

Это был первый по-настоящему глобальный, общемировой подъем за несколько десятилетий (до 1970-ых годов в мировом росте не участвовали социалистические страны, Китай, СССР). После распада Советского Союза в 1991 году Восточная Европа и Россия были слишком подавлены кризисом переходного периода - от госсоциализма к рыночной модели - и не могли полноценно участвовать в росте 90-ых. Крушение ипотечного рынка, а затем и огромные проблемы рынка коммерческих облигаций США четко показали, что этот механизм финансирования роста больше не работает
вот - мировой рост 2000-2008 года. Сейчас, в начале 2009 мы видим несомненный конец этого оптимизма: падение рынков США, Европы, Китая, России; обвал цен на нефть - со 147 до 35 долларов за баррель.
Единственный актив, который, возможно, еще не завершил тренд роста, - это золото. Связано это, естественно, с текущей попыткой США и Европы простимулировать выход мировой экономики из кризиса так называемой масштабной денежной накачкой, вливанием сотен миллиардов долларов ликвидности в банковскую систему на фоне практически нулевых ставок.

Инвесторы в этой ситуации опасаются если не роста инфляции, то обесценивания денег, и рассматривают золото практически как единственное защитное средство от мирового дефолта и краха долговых обязательств.

ЗАВЕРШИВШИЕСЯ ТРЕНДЫ

Ралли на американском рынке завершилось вместе с падением в октябре 2007 года. Летом 2008 за американскими индексами последовали индексы фондовых рынков Европы. Развивающиеся рынки -Китай, Россия - также вступили в фазу падения в середине 2008 года.

Здесь возник немаловажный вопрос: смогут ли совместно развивающиеся рынки, т.е. страны БРИК, заместить слабеющую экономику США. Напомним, что был период, когда это, казалось бы, произошло: с октября 2007 до лета 2008, т.е. от падения рынка США до обвала нефти и сырьевых рынков и фондовых рынков сырьевых стран.

Теперь ответ вполне ясен: пока еще развивающиеся рынки слишком слабы, чтобы заместить роль США как мирового экономического драйвера.
Стоит также отметить, что рост 20022007 года на рынках США был удивительно слаб: основные фондовые индексы (к примеру, Dow Jones, SP500) едва преодолели максимумы 1999-2000 годов, прежде чем начать снижение, а индексы технологического сектора (NASDAQ100 и NASDAQ Composite) даже не достигли своих максимумов. Это косвенно подтверждает идею о нетехнологическом характере мирового роста 2002-2007 годов.

СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ - НЕФТЬ, МЕТАЛЛЫ

Посмотрим непредвзято на график цены нефти в 2008 году. Безумный взлет на $147/барр., и не менее стремительное падение до $35.

При этом известно, что изменение объемов физического производства и потребления нефти составляло не более 2% от среднего уровня.
О чем это говорит? Об огромной спекулятивной составляющей в цене нефти, в зоне выше текущих $40.

Говорит это также о практически полной непредсказуемости цены нефти - помните, профессиональные аналитики от Goldman Sachs прогнозировали цены в районе $200/барр. в 2009 году? Так и сейчас, уже нашлось достаточно много экспертов, уверенно предсказывающих цены на нефть в диапазоне $10-25/барр.

Если посмотреть реально, эти прогнозы имеют абсолютно нулевую пользу.
Как возможно оперировать таким непредсказуемым активом? Исключительно с жесткими ограничениями убытков, розыгрышем длительных трендов, а также с постепенным занятием позиции по тренду. Пока еще развивающиеся рынки слишком слабы, чтобы заместить роль США как мирового экономического драйвера


Для сохранения экономического паритета, США должны были предложить мировому рынку что-то взамен - очевидно, что-то высокотехнологическое. Но как уже отмечено многими экспертами, нового технологического прорыва с конца 1990-ых пока не видно

НЕОЖИДАННЫЙ СПУРТ ДОЛЛАРА. НОВЫЙ РОСТ ЗОЛОТА?

Политика ФРС и американской администрации сейчас находится в мощнейшей денежной накачке и попытке таким путем вывести экономику США из кризиса. Как мы видим, процентные ставки практически равны нулю. В результате, план Обамы представляет собой ту же самую денежную накачку.

Есть, правда, серьезные сомнения, что кризис, вызванный неумеренными денежными вливаниями в американский кредит в 2002-2004 году, можно нейтрализовать новой порцией денежной накачки.
Главный вопрос здесь состоит в том, согласятся ли развивающиеся страны (в первую очередь, Китай) продолжать импортировать к себе инфляцию из США, вкладывая заработанные доллары в американский госдолг.


Чем было вызвано стремительное укрепление доллара США во второй половине 2008 года? Неужели в ситуации кризиса экономики американский рынок переоценил национальные активы в сторону повышения? Разумеется, нет.

Просто стало очевидно, что мировой рост 2002-2007 года стимулировался, в первую очередь, недорогим долларовым кредитом, а во вторую очередь - кредитами в йенах. Именно огромный отток долларов из США создал финансовую основу мирового роста и привел к тотальному снижению доллара.

Однако, как только наступил резкий стоп в долларовых кредитах (из-за кредитного кризиса), сразу резко встал вопрос о невозможности перекредитования, особенно для стран со слаболиквидными валютами. За этим тут же последовал резкий сброс всех недолларовых активов.
Можно предположить, что после завершения острой фазы кризиса и возобновления рисков доллара инвесторы вновь начнут покупать золото.

ПОЛИТИКА

Важнейшим политическим событием 2008 года стало избрание новым президентом США Барака Обамы. Смена правящей партии, полная смена кабинета, приход к власти молодого, энергичного темнокожего Обамы - явное свидетельство глубоких перемен, ожидающих мир в ближайшие 3-5 лет.
Решающее влияние на выбор американцев в период мирового финансового и экономического кризиса вполне очевидно. Если посмотреть историю, то предыдущие кризисы, похожие по глубине на текущий, вызывали огромные изменения в мировом политическом и экономическом раскладах.
Так, Великая Депрессия 1930-ых годов, которая сама по себе была революцией для США, в форме кризиса вызвала такие процессы, как кризис в Европе и приход к власти Гитлера в Германии, что, в свою очередь, спровоцировало Вторую мировую войну с известными последствиями.
Кризис конца 1970-ых - начала 1980-ых, до глубины которого мы сейчас опустились по многим макропоказателям, привел сначала к неоконсервативной революции (наиболее яркими персонажами которой стали М.Тэтчер и Р.Рейган), а потом и к падению социалистического блока, крушению СССР вкупе со всей мировой социалистической системой и переходу Китая к тесному сотрудничеству с США.
Неслучайно патриархи американской внешней политики последних 30-ти лет, З.Бжезинский и Г.Киссинджер, сегодня выступают с идеей более тесного объединения интересов США и Китая в Большую Двойку - G2.
Основная проблема выхода из кризиса - это приспособление американской экономической модели к посткризисным условиям. Вполне очевидно, что нынешняя ситуация в американской экономике спровоцирована, в частности, выводом производства из США и Европы в Китай, а также другие страны Азии (среди них Индия) и Латинской Америки (Бразилия). Согласятся ли развивающиеся страны (в первую очередь, Китай) продолжать импортировать к себе инфляцию из США, вкладывая заработанные доллары в американский госдолг?
Способна ли американская бюджетная система переварить такой объем долгов и способны ли США стабильно осуществлять процентные платежи по госдолгу?
нансовые инструменты, которые огромными объемами эмитировали инвестбанки, в первую очередь, США (Большая пятерка - Bear Sterns, Lehman Brothers, Morgan Stanley, Merrill Lynch, Goldman Sachs) и Европы - (UBS и Deutsche Bank).
C помощью этих финансовых продуктов до определенного момента покрывалась потребность в финансировании роста стран Азии, прежде всего Китая и Японии. Гарантом выступали национальные имущества США (в первую очередь, американский рынок недвижимости) через огромный рынок ипотеки.
Однако крушение ипотечного рынка, а затем и огромные проблемы рынка коммерческих облигаций США четко показали, что этот механизм финансирования роста больше не работает. Многие эксперты говорят, что американский потребитель больше не может быть мотором мирового экономического роста.

ДВА ПУТИ

У США в лице Обамы и новой администрации есть два пути. Первый путь- ввести ощутимые барьеры на пути иностранных товаров, с целью повысить занятость американских работников и поддержать промышленность.

Это то, что называется протекционизмом. Минусы такого подхода также очевидны: торговые конфликты с Китаем и Европой, подрыв механизмов ВТО и отступление от принципов свободной торговли.

Сложность в реализации данного подхода также и в том, что, по оценкам экспертов, совокупная стоимость долларовых активов в собственности китайских держателей может достигать $1,7 трлн.
Второй путь для США - это попытаться пройти период кризиса, не закрывая своего рынка от китайских товаров за счет стимулирования новых технологий и инфраструктурных проектов.
Разумеется, второй путь более привлекателен для США и всей мировой экономики в целом. В конечном счете, это шаг вперед, а первый вариант - это скорее шаг назад.

Сам Обама однозначно выступил за второй путь в своей инаугурационной речи. Но вот в чем вопрос: в состоянии ли бизнес в различных отраслях экономики США адекватно отреагировать на призывы Обамы и пакеты стимулов. Если безработица в США будет расти теми же темпами, как это происходило в ноябре 2008-январе 2009-го (я имею ввиду потерю более 500 тысяч рабочих мест ежемесячно), думаю, уже к лету граждане США потребуют от президента Обамы намного более жестких мер по защите рынка труда.

В этом случае, скорее всего, протекционистским мерам не будет реальной альтернативы. Можно уверенно сказать, что динамика рынка труда США окажет критически важное влияние не только на выбор пути выхода из кризиса, но и на дальнейшее развитие мировой экономики.
Здесь напрашивается следующий вывод: уже скоро должны произойти очень интересные события как в американской, так и в мировой экономике и политике. Скучно не будет.

СОВСЕМ ПЛОХОЙ СЦЕНАРИЙ

Существует, однако, и сценарий с гораздо более плохим исходом. Дело в том, что над рынком потенциально нависает еще одна финансовая пирамида - американский госдолг, стремительно возросший за последние 8 лет с приемлемых $1 трлн. до огромных $8 трлн.
Пока держатели американских Treasures (облигаций Казначейства) стойко поддерживают этот рынок, госбанки Китая и Японии прекрасно понимают, что массовый сброс долговых обязательств ударит, в первую очередь, по их же портфелям. К тому же, такое развитие событий предельно обострит отношения с крупнейшим торговым партнером - США.
Однако это не означает, что сценария обвала пирамиды госдолга США не существует и мы еще не ушли от опасной черты высокого риска такого сценария.
Сейчас в американском Конгрессе принимают новый пакет стимулов объемом до $800 млрд. На очереди, как говорят эксперты, пакет спасательных вливаний в крупнейшие банки - до $1 трлн.

Кроме того, специалисты говорят о возможных проблемах крупнейших компаний пенсионного страхования США, таких как AIG, которые также могут иметь долги до $1 трлн.
В случае увеличения риска дефолта, под давлением вновь, как в октябре-декабре 2008 года, окажется валютный рынок: волатильность может подскочить в разы, и движение в 1000 пунктов по евро/доллару за день может стать реальностью. Трейдерам нужно иметь в виду такие варианты.
В случае резко негативного сценария, золото может значительно вырасти в цене. Тогда цифра в $2000/тр. унц. может стать реальностью.

В конечном счете, именно эти соображения и поддерживают сейчас котировки золота.



Содержание раздела