d9e5a92d

Задержите своё дыхание, и трепет пройдёт


9.6. Нелегко следовать анатомии маномая коши, которая, возможно, распространена во временном измерении, как в пространстве. Мы сведущие в познании аннамая коши, только знакомы с некоторыми сложностями, имеющимися в пространственном измерении, поэтому мы испытываем трудность в осознании того, что происходит во временном измерении тела.

Мы вкратце покажем некоторые функции ума для того, чтобы следовать связям ума с такими сущностями, как прана, органы восприятия, органы действия, я и для того, чтобы следовать взаимосвязям между различными умственными функциональными действиями.
9.7. Вначале мы разберём связь ума с органами восприятия. Давайте возьмём случай наблюдения круглого и красного объекта. Ум должен указать пране дать небольшую паузу (аяма).

Фиксация нашего внимания на что-либо всегда связана с небольшой паузой, продолжительность может быть равна каким-то долям секунды. Восприятие запаха обычно связано с втягиванием воздуха, а затем с очень небольшой паузой (выдыхание воздуха не связано с обонянием, если изнутри выходит не испорченный воздух). Попеременные паузы и перерывы необходимы для получения яркого спектра вкуса; различные сосочки на языке расположены и распределены по-разному для восприятия различных вкусовых ощущений. Почти для каждого вкуса мы имеем специфический сосочек, и воспринимающие контакты быстро, словно автоматически, устанавливаются с помощью праны.

Ни один вкус не бывает чистым; он также смешан с ощущением осязания, а иногда даже с ощущением запахов и приятных привкусов. Следовательно, аппетитное блюдо должно быть не только вкусным, но и ароматным и должно давать приятное ощущение (горячий чай, мороженое, солёные привкусы и мягкие привкусы определённых блюд или песок в других случаях). Но различные восприятия передаются в различные моменты, а не сразу в одно мгновение.

Ум быстро устанавливает связи с помощью праны. Колебательные связи пран, т.е. поочерёдные соединения и перерывы, помогают в механизме восприятий. Дыхание, задерживаемое дольше определённого периода, будет ослаблять и парализовывать чувствительные связи. (Задержите своё дыхание, и трепет пройдёт).

Вдохи и выдохи помогают в установлении связей пран в жизненно важных точках.
Таким образом, Дэйва-манас, с помощью пран устанавливает связи с комплексом восприятий, распространённым почти всюду внутри и на поверхности тела. Самым замечательным органом восприятия является орган осязания. Слепой и глухой человек в состоянии преодолеть путь только с помощью одного осязания.

Носовое восприятие – это просто восприятие испарений, соприкасающихся с чувствительными точками в носовом органе; языковые восприятия также являются прикосновениями водных растворов к определённым сосочкам на языке. Вещь, совершенно не растворимая в воде, не будет иметь вкуса, а вещь, которая неспособна быть испарённой, не имеет запаха.
Аспект или грань манаса, которая используется в восприятии с помощью органов чувств, называется Дэйва-манас; в ведической терминологии слово дэва (обычно переводимое как бог или боги) применяется для индрий или органов восприятия отдельно, но иногда также для органов действия (особенно вач или орган речи).
9.8. Грани манаса, упомянутые в Шрути как якшаманты, которые устанавливают связи с органами действия, известны как Якшаманас. С помощью языка мы можем говорить (не одного языка, а всего органа речи, начинающегося голосовыми связками и заканчивающегося губами).

Орган речи является передатчиком, данным человеку в таком совершенстве, как ни одному другому существу (подобно тщательно разработанному механизму органа слуха или приёмника для улавливания акустических звуков). Когда человек говорит, он посылает вибрации в воздух; перед этим начинает вибрировать орган речи. Это движение в речевом аппарате производится с помощью праны.
Существует громкая и тихая речь, где функция праны так очевидна. Кроме того, мы имеем мысленную или молчаливую речь: губы закрыты, язык по-видимому не движется, и тем не менее мы разговариваем с собой. В этом молчаливом разговоре мы используем слова, фразы и предложения. Мы также спорим внутри себя. Просто язык не слышен, он не может быть записан на плёнку.



Эта речь в молчании также управляется праной; прана – это орган осязания речи, но прикосновения мягкие и слабые. Когда мы произносим к, п, т и так далее, молча внутри нашего собственного слуха, мы можем сказать, что у нас есть внутренний передатчик и внутренний приёмник (внутренний орган речи и внутренний орган слуха). И оба эти внутренних органа также заставляют играть с помощью праны, внутренней жизненной силы, слегка отличающейся от жизненного дыхания (фактически силой, стоящей за дыханием, является прана; дыхание само по себе не является праной).

Прана помогает нам мысленно произносить к, т или п. Это та же прана, которая помогает нам произносить эти буквы устно и слышимо.
9.9. Аналогично Речи, Орган Обоняния, Глаз, Ухо, Ум, Интеллект рассматриваются как дэвы или боги (божества), Прана, Дышащий Дух (Дух Дыхания) рассматривается как Брахман, поскольку Прана выше других божеств. Мы находим это в Каушитаки Упанишаде (II.2):
Дух дыхания (прана) является Брахманом, и так в самом деле был Пайнгья, имевший обыкновение говорить.
Тот же дух дыхания, как Брахман, поистине стоит за речью, глаз ограждён; за глазом, ухо ограждено; за ухом, ум ограждён; за умом, дух дыхания ограждён.
Этому духу дыхания, как Брахману, поистине все эти божества без его просьбы приносят подношения. Действительно, так же ему все существа без его просьбы приносят жертвы.
Та же Каушитаки Упанишада, описывая Самьяману или самообуздание, согласно Мудрецу Пратардане (та же вещь известна как Внутреннее Жертвоприношение Агнихотра), говорит следующее (II.5):
Поистине, пока человек говорит, он не может дышать. Тогда он приносит дыхание (прану) в жертву речи. Воистину, пока человек дышит, он не может говорить. Тогда он приносит вач (речь) в жертву дыханию.

Это два некончающихся, бессмертных жертвоприношения; постоянно, бодрствуя или спя, человек непрерывно совершает жертвоприношение.
9.10. Во время бессонницы или сна манас или ум кажется словно работает без помощи праны (по крайней мере макродеятельность праны кажется сниженной; микродеятельность может помогать уму в расшифровке с помощью кода памяти). Это дэйва манас работает здесь или четана-манас, либо чеита-манас.

Вритти или водовороты ума также выступают здесь, как в состоянии бодрствования. Спящий человек кажется словно наслаждается своими васанами так же, как и при любых других обстоятельствах. Сны и мысли при бессоннице (мимолётной фазе между состоянием пробуждения и действительного сна) являются, возможно, суммированными усилиями дэйва и чеита манаса, обычно лишённых пран или получающих поддержку только тонких пран.
9.11. Относительно сна в Прашна Упанишаде (IV.2) сказано следующее:
Ему (т.е. Саурьяянин Гаргья) тогда он (Пиппаляда Риши) сказал: О Гаргья, подобно лучам заходящего Солнца, сливающимся воедино в круговое сияние и идущим вперёд снова и снова, когда оно восходит. Точно так же, поистине, всё здесь становится единым в уме (манас), высшем боге.
Следовательно, в том состоянии (тархи) человек не видит, не слышит, не чувствует запахов, вкусов, не имеет осязания, не говорит, не берёт, не наслаждается, не выделяет, не движется. Говорят: Он спит!.
Но праны или огни жизни в этом состоянии остаются бодрствующими. Выдох (апана) есть огонь Гархапатьи (семьянина). Растворённое (диффузное) дыхание (вьяна) является огнём Анвахарьяпачана (Южного Жертвоприношения).

Вдох (прана) является огнём Ахавания (Жертвоприношения), будучи взятым (пранаяна), с тех пор он взят (пранияте) из огня Гархапатьи.
9.12. Что касается снов, то наблюдателем является универсальный ум, о котором Прашна-Упанишада говорит следующее (IV.5):
Там во сне тот бог (универсальный ум) переживает величие. Какой бы предмет он ни увидел, он видит снова; что бы он ни услыхал, он слышит опять. То, что было отдельно пережито в разных местах и областях, он отдельно переживает снова и снова.

То, что он видел и не видел, то, что слышал и не слышал, то, что переживал и не переживал, реальное и нереальное (сат и асат), он видит всё. Он видит это, сам будучи всем. (5)
И, наконец, относительно этого Упанишада говорит следующее (IV.6):
“Когда он одолевается блеском (теджас), тогда тот бог не видит снов; тогда здесь, в этом теле появляется счастье (сукха).
Теперь, когда Прашна Упанишада говорит об асате или нереальном, что видно во снах (или когда она упоминает о видении, которое не было видно; слышании того, что не было слышно, и о переживаниях, которые не переживались), она просто обращается к смешению созданных переживаний. Во снах переживания бодрствования повторяются в хаотической и беспорядочной манере.
9.13. Современная наука изобрела усиление мозговых волн и запись с помощью электроэнцефалографа или аппарата ЭЭГ. Новая техника помогла нам, до известных пределов, в понимании сложного феномена, связанного с несколькими категориями сна.

Открытия бесконечны. Конечно, они интересны.**



Содержание раздела