d9e5a92d

За Маномая Кошей следует Виджнанамая Коша.


3.6. За Маномая Кошей следует Виджнанамая Коша. Говоря о Маномая Коше, мы ссылались на определённые свойства умственной оболочки, как самджнана, аджнана, виджнана и праджнана (Айтарея Упанишада III.2). Трансцендентальная сущность нескольких черт Маномая Коши переходит в Виджнанамая Кошу.

Согласно выдержке из Тайттирия Упанишады, процитированной ранее в предыдущей главе, Маномая-форма Личности составлена из Яджурведы (Прикладные Науки) в качестве головы; Ригведы (Фундаментальные Науки) в качестве правой стороны; Самаведы (Эмоциональные Науки или Эстетика) в качестве левой стороны; традиционное учение, включающее экклесии в качестве тела; и Атхарваведы, комплексной систематики, в качестве нижней части. Квинтэссенцией всего этого умственного достижения является чистая умственная сфера, известная как Виджнанамая Коша. Личность, существующая в Виджнанамая Коше, имеет Шраддху (веру) в качестве головы, Риту (правильность или справедливость [праведность]) в качестве правой стороны, Сатью (истину) в качестве левой стороны, Йогу (созерцание) в качестве тела и Махас (трансцендентальное могущество или величие) в качестве нижней части основания.

Таким образом, вся Виджнанамая Коша создана из Шраддхи, Риты, Сатьи, Йоги и Махаса.
Всё, что человек чувствует, думает, о чём размышляет, созерцает, приобретает в ходе опытов и изучений, каждая крошечная часть этого превращается в главные свойства и возможности (детали слишком громоздки и здесь опущены) и запасается в Виджнанамая Коше Атмана. Одной из целей нашей жизни является укрепление этих потенциальных возможностей, выраженных в терминах Шраддхи, Риты, Сатьи, Йоги и Махаса. Они являются конечными сущностями, если брать во внимание познающую часть (виджнана или понимание).
3.7. Виджнанамая Коша составляет один слой микрокапсулы, а её другим слоем является Анандамая Коша. Таким образом, вся капсула состоит из этих слоёв оболочки трансцендентального понимания и оболочки трансцендентального блаженства. Что касается материала этих оболочек, то его нельзя назвать ни материальным, ни нематериальным. Он является одновременно и тем, и другим.

Эти две оболочки, взятые вместе, обеспечивают Атмана каузальностью (причиной), или карана шарирой. Будучи нематериальной сама по себе, она управляет деятельностью материальных оболочек: Аннамаи, Пранамаи и Маномаи, и, в свою очередь, получает от них сущность достижений, сделанных Атманом посредством этих трёх материальных оболочек.
Окружённый этой капсулой, Атман переходит из одного тела в другое, от одной жизни к другой. В Веданта Сутре (III.i.1) сказано относительно этой капсулы следующее: Следует окружённый со всех сторон (рамхати сампаришвактах).
Сущность любви и ненависти, удовольствия и страдания, удобства и неудобства, согласия и несогласия, привязанности и непривязанности и других подобных переживаний (опытов) сублимированы в тонкой субстанции, которая в конечном счёте составляет материал Анандамая Коши. Анандамая Пуруша имеет прию (удовольствие) в качестве головы, моду (восторг) в качестве правой стороны, прамоду (огромный восторг) в качестве левой стороны, и ананду (блаженство) в качестве своего тела; а его основанием, конечно, является Брахман.
Содержание Анандамая Коши было описано терминами моды, амоды, прамоды, а также и другими подобными терминами в Шрути. Так в Тайттирия Брахмане в связи с названиями Мухурт ночей Шукля Пакша и Кришна Пакша использовались термины Ананда, Мода и Прамода (Тайттирия Брахмана III.10.1.1-3).
3.8. Внутри капсулы, состоящей из двух полуэллиптических оболочек Виджнанамая Коши и Анандамая Коши, находится микрообласть, которая является местом пребывания души в теле. Капсула становится как бы контрольным пунктом для всех функций.

В этой области сосуществуют Безграничный Бог, Вездесущий, а также бесконечно малая душа, Низший Атман. В отношении самой глубоко расположенной области мы можем привести следующие выдержки из Упанишад:
(i) Там находятся двое, которые пьют праведность [справедливость] (рита) в мире добрых дел;
оба вошли в тайное место (сердца) и в высшую верхнюю сферу.


Знатоки Брахмана говорят о них как о свете и тени.
Так же поступают домохозяева, которые поддерживают пять жертвенных огней, а также те, кто совершает тройную Начикету с огнём.
(Катха III.1).
(ii) Меньше меньшего, больше большего,
является Высшая Душа (Атман), расположенная в сердце живого существа,
тот, кто без активной воли (а-крату), созерцает его и становится свободным от печали –
когда по милости (прасада) Творца (дхатри) он созерцает величие Высшей Души (Атмана).
(Катха III.20).
(iii) Кто был рождён давно из аскетизма (тапас),
был давно рождён из вод,
кто проник в тайное место (сердца), кто смотрит посредством существ, –
Этот, поистине, является Тем!
(Катха IV.6).
(iv) Она (Пракрити), которая поднимается с жизнью (прана),
Адити (Бесконечность), творец божественности,
которая проникла в тайное место (сердца),
которая была рождена посредством существ, – Эта, поистине, является Тем!
(Катха IV.7).
(v) Далее от Него идут семь жизненных дыханий (прана),
семь языков пламени, их топливо, семь жертвоприношений,
эти семь миров, где заставляют двигаться
  жизненные дыхания, которые обитают в тайном месте (сердца), расположены семь и семь.
(Мундака II.1.8).
(vi) Обширный, божественный, невообразимой формы,
и ещё меньше, чем крошка, он сияет.
Он дальше дали, и тем не менее здесь, рядом, на расстоянии вытянутой руки,
сидит в тайном месте (сердца), даже здесь, среди тех, кто созерцает.
(Мундака III.1.7).
(7) Было сказано так: …Удгитха, который называется ОМ, ведущий, блистательный, бдительный, не имеющий возраста, бессмертный, трёхстопный, трехсложный, а также известный как состоящий из пяти частей, спрятан в тайном месте (сердца).
(Майтри VI.4).
Тайное место сердца, которое так часто упоминается в этих текстах, есть гуха или самая глубоко расположенная область, где Бог и низшая душа (оба на языке Упанишад известны как Атман) сосуществуют. Это место, носящее название хридая, весьма сильно отличается от биологического сердца, насосной станции для перекачивания артериальной и венозной крови. Йог ищет своего Бога и ищет Его благословения в этом месте.
3.9. Учение Йоги – это курс, который ведёт поклоняющегося к самой глубоко расположенной сердцевине, антаргухе, области, и в этом отношении мы имеем в Упанишаде следующее:
Когда исчезают пять
(чувств) – знания, вместе с умом (манас),
и интеллект (буддхи) не волнуются –
это, говорят, является высшим курсом.
Это рассматривают как Йогу –
устойчивое поглощение чувств.
Тогда человек становится неотвлекаемым.
Йога, поистине, является началом и концом.
(Катха VI.10,11).
В этой самой глубоко расположенной области низшая душа имеет Видение Бога; затем она становится свободной от всех своих недостатков и в конечном счёте освобождается от оков. Так говорит Шветашватара Упанишада:
Точно так же, как зеркало, покрытое пылью,
ярко сияет, когда его очистили,
так же воплощённый, видя природу Высшей Души,
становится единым. Его цель достигнута и наступила свобода от печали.
Когда с природой я, как с лампой,
практикующий Йогу созерцает здесь природу Брахмана,
нерождённого, устойчивого, от всей природы свободного– познав Бога, человек освобождается от всех оков.
(Шветашватара II.14,15).



Содержание раздела