В Индии монастыри не называются монастырями. Их называют Ашрамами. Корень слова Ашрам - шрам, что на санскрите означает усилие. Ашрам - это место, где вы совершаете двойное усилие. Во-первых, это работа в Ашраме: физический труд на кухне, строительство, издательская деятельность, финансовая деятельность, работа на почте и т.д.
Во-вторых, это духовные усилия, которые вы совершаете. Следовательно, Ашрам - это место, где вы совершаете физические и духовные усилия. Мы завели обязательное правило, что каждый, кто приходит жить в Ашрам, не зависимо от того каким бы великим учёным, богачом или интеллектуалом он ни был, он должен участвовать в жизни Ашрама для того, чтобы развиться и стать подготовленным к Раджа Йоге.
Долгие годы я жил в Ришикеше со своим Гуру, Свами Шиванандой Сарасвати. Иногда я думал, что для того, чтобы делать работу, которую я выполняю здесь, было бы лучше вернуться домой в семью и работать там. Поскольку я работал не как человек: я работал как буйвол, как ишак. В конце концов, я поймал себя на мысли, что работа стала моей страстью, моей второй натурой.
Иногда целыми неделями напролёт у меня даже не было времени, чтобы подумать, я просто работал.
Однажды я спросил Свами Шивананду: Почему мы так усердно должны работать в Ашраме, когда мы отреклись от всего? Он ответил: Ты отрёкся от кармы? Если да, тогда не ходи в туалет, поскольку это карма.
Не ешь, поскольку это тоже карма. Не разговаривай, поскольку разговор - также карма. Я сказал: Но ведь это очень трудно!
Если отречение от кармы является такой трудной задачей, зачем стараться отречься от неё? Примите её. Вот, что написано об этом в Гите: В жизни человека нет ни мгновения, когда он может оставаться без действия. Пока человек живёт, он должен действовать.
Природа его ума заставляет так поступать, его желания заставляют его действовать. Если его желания, страсти и стремления не способны заставить его действовать, человек станет замедленным, вялым и апатичным. Желания, страсти и стремления стимулируют карму; они являются горючим для кармы.
Таким образом, Карма Йога, Бхакти Йога и Гьяна Йога должны практиковаться в нашей повседневной жизни одновременно. Наряду с этим вы должны практиковать Асаны, Пранаяму, Мудры, Бандхи и Крии. Тогда вы не скажете: Я занимался Раджа Йогой около 6 лет и безрезультатно. Я не прогрессирую. Похоже, я топчусь на одном месте.
Вместо этого вы заявите: Моя практика проходит очень хорошо. Каждый день я ощущаю нечто. Я получил несколько новых опытов или понимание истины и жизни.
Вы будете удовлетворены. Лишь после того, как вначале будут устранены загрязнение и рассеивание ума, а также невежество, практика Раджа Йоги станет конструктивной и приведёт к свершениям. Она станет истиной вашей жизни.
Итак, Хатха, Карма, Бхакти, Гьяна и Раджа Йога способствуют тому, чтобы создать целостную духовную жизнь.
С помощью Хатха Йоги вы можете очистить тело и нервную систему; создать равновесие эндокринной, нервной системы и психики.
С помощью Карма Йоги вы можете выразить Себя (свою энергетическую кармическую составляющую) и посредством этого пережить (испытать) освобождение. Большую часть Йоги для среднего человека должна составлять Карма Йога, путь самоотверженного служения, как самый важный аспект человеческой жизни. Человек должен работать физически, он должен усердно трудиться часами напролёт, по 10-12 часов каждый день.
С помощью Бхакти Йоги вы можете сделать возвышенными свои эмоции. Бхакти Йогу можно практиковать, имея веру и преданность Богу в любой форме, с помощью своего Гуру, практики Мантры, воспевания имени Бога, молясь ему от всей души, общаясь со святыми и мудрецами, слушая возвышенные истории о великой славе Господа и его преданных, посещая места паломничества, освященные святыми людьми, которые стали знаменитыми благодаря божественному пребыванию здесь.
С помощью Раджа Йоги вы можете осуществить контроль над чувствами, развить и постичь ум, а также превзойти его и рассматривать скрытую в человеке душу, как космическую сущность.
Их пишут с малой или большой буквы (как в английском оригинале). В именах основное имя выделяется большими буквами среди вторых имён и титулов, например: Шри Свами ШИВАНАНДА Махарадж.
Здесь применена упрощённая (часть букв теряется) транслитерация алфавита Санскрита. Некоторые правила произношения:
Буква Произношение
кха, чха, тха, пха - с придыханием после согласного (х глухое).
гха, джха, дха, бха - с придыханием после согласного (звук х звонкий, как украинское Г).
х - в большинстве случаев (кроме указанных выше) звук х звонкий (как украинское Г). Иногда так пишется буква висарга – глухой звук х.
л - мягкое зубное Л (л произносится как ль, ла - как среднее между ла и ля).
м -русское м. Иногда перед согласной меняется: мда читается нда, мджа – ньджа.
джа - читается как английское J, единый взрывной мягкий звук: джя (как звонкое ча).
джна -звук н мягкий: джня. Исключение: допускается писать и произносить гья.
е - во всех позициях произносится как русское э.
йе - произносится как йе.
ау - здесь у краткое (почти как ав; наподобие ай).
ао, оу - просторечные варианты ау.
Предисловие
Всегда должно быть оправдание для написания и публикации новой книги, и тем более, когда на эту тему уже написано так много книг замечательными авторами. Санньясины Свами Вивекананда и Свами Шивананда, уже достаточно много написали на эту тему. С академической стороны, один из моих коллег, а точнее, мой собственный Вице-канцлер в университете Аллахабада, крупный востоковед, Махамахопадхьяя Сэр Ганганатха Джха дал точное толкование одного из старейших комментариев на Бхашью Вьясы по Даршане Йоги Патанджали.
А один из моих коллег по химическому факультету, доктор И.К.Тэймни, написал замечательную книгу, озаглавленную “Наука Йоги”, являющуюся подробным комментарием к Сутрам Йоги. Эта работа была опубликована в Теософском издательстве Адьяр в Мадрасе. Возможно, что одной из лучших публикаций в Индии до сих пор является “Йога Прадипа Патанджали”, которую написал Свами Йоганада Тиртха. “Йога Варттика” Виджнанабхикшы является хорошо известной классической работой.