d9e5a92d

В Индии монастыри не называются монастырями.


В Индии монастыри не называются монастырями. Их называют Ашрамами. Корень слова Ашрам - шрам, что на санскрите означает усилие. Ашрам - это место, где вы совершаете двойное усилие. Во-первых, это работа в Ашраме: физический труд на кухне, строительство, издательская деятельность, финансовая деятельность, работа на почте и т.д.

Во-вторых, это духовные усилия, которые вы совершаете. Следовательно, Ашрам - это место, где вы совершаете физические и духовные усилия. Мы завели обязательное правило, что каждый, кто приходит жить в Ашрам, не зависимо от того каким бы великим учёным, богачом или интеллектуалом он ни был, он должен участвовать в жизни Ашрама для того, чтобы развиться и стать подготовленным к Раджа Йоге.
Долгие годы я жил в Ришикеше со своим Гуру, Свами Шиванандой Сарасвати. Иногда я думал, что для того, чтобы делать работу, которую я выполняю здесь, было бы  лучше вернуться домой в семью и работать там. Поскольку я работал не как человек: я работал как буйвол, как ишак. В конце концов, я поймал себя на мысли, что работа стала моей страстью, моей второй натурой.

Иногда целыми неделями напролёт у меня даже не было времени, чтобы подумать, я просто работал.
Однажды я спросил Свами Шивананду: Почему мы так усердно должны работать в Ашраме, когда мы отреклись от всего? Он ответил: Ты отрёкся от кармы? Если да, тогда не ходи в туалет, поскольку это карма.

Не ешь, поскольку это тоже карма. Не разговаривай, поскольку разговор - также карма. Я сказал: Но ведь это очень трудно!
Если отречение от кармы является такой трудной задачей, зачем стараться отречься от неё? Примите её. Вот, что написано об этом в Гите: В жизни человека нет ни мгновения, когда он может оставаться без действия. Пока человек живёт, он должен действовать.

Природа его ума заставляет так поступать, его желания заставляют его действовать. Если его желания, страсти и стремления не способны заставить его действовать, человек станет замедленным, вялым и апатичным. Желания, страсти и стремления стимулируют карму; они являются горючим для кармы.
Таким образом, Карма Йога, Бхакти Йога и Гьяна Йога должны практиковаться в нашей повседневной жизни одновременно. Наряду с этим вы должны практиковать Асаны, Пранаяму, Мудры, Бандхи и Крии. Тогда вы не скажете: Я занимался Раджа Йогой около 6 лет и безрезультатно. Я не прогрессирую. Похоже, я топчусь на одном месте.

Вместо этого вы заявите: Моя практика проходит очень хорошо. Каждый день я ощущаю нечто. Я получил несколько новых опытов или понимание истины и жизни.

Вы будете удовлетворены. Лишь после того, как вначале будут устранены загрязнение и рассеивание ума, а также невежество, практика Раджа Йоги станет конструктивной и приведёт к свершениям. Она станет истиной вашей жизни.    
Итак, Хатха, Карма, Бхакти, Гьяна и Раджа Йога способствуют тому, чтобы создать целостную духовную жизнь.
С помощью Хатха Йоги вы можете очистить тело и нервную систему; создать равновесие эндокринной, нервной системы и психики.
С помощью Карма Йоги вы можете выразить Себя (свою энергетическую кармическую составляющую) и посредством этого пережить (испытать) освобождение. Большую часть Йоги для среднего человека должна составлять Карма Йога, путь самоотверженного служения, как самый важный аспект человеческой жизни. Человек должен работать физически, он должен усердно трудиться часами напролёт, по 10-12 часов каждый день.
С помощью Бхакти Йоги вы можете сделать возвышенными свои эмоции. Бхакти Йогу можно практиковать, имея веру и преданность Богу в любой форме, с помощью своего Гуру, практики Мантры, воспевания имени Бога, молясь ему от всей души, общаясь со святыми и мудрецами, слушая возвышенные истории о великой славе Господа и его преданных, посещая места паломничества, освященные святыми людьми, которые стали знаменитыми благодаря божественному пребыванию здесь.
С помощью Раджа Йоги вы можете осуществить контроль над чувствами, развить и постичь ум, а также превзойти его и рассматривать скрытую в человеке душу, как космическую сущность.


Если вы будете практиковать лишь одну из них (форму Йоги), у вас будут большие трудности».
В моём распоряжении было множество книг по Раджа Йоге, в том числе работы Свами Шивананды и его учеников. Но я остановился на этой, ввиду её необычного подхода к этой теме и тонкой научной разработки этого вопроса. Сразу следует заметить, что Сутры Йоги Махариши Патанджали, являющиеся основным литературным источником Раджа Йоги, представляют собой философское толкование этого направления Йоги. Что касается практики, то даже в Индии Раджа Йога в чистом виде используется редко, обычно её применяют в качестве вспомогательного средства для практики других видов Йоги. 
Уникальной особенностью этой книги является тот факт, что здесь даются практические приёмы реализации Пратьяхары, переходного состояния от материального - к духовному. В работах по Раджа Йоге других авторов практическая составляющая этого раздела, как правило, деликатно пропускается.
В этой работе можно найти множество советов по улучшению качества жизни, конкретных советов по избавлению от недостатков, комплексов, развитию духовности. Впрочем, духовное развитие является основной задачей, которую автор ставит перед читателем.
Одной из отличительных особенностей Йоги, особенно отчётливо различаемой в Раджа Йоге, является самоконтроль (самообуздание, самоограничение). Свами Сатья Пракаш даёт его детальное описание, которое порой сложно для понимания из-за перенасыщенности санскритскими терминами и цитатами. Как и в случаях с другими видами Йоги, я считаю, что Раджа Йога едва ли может быть освоена без Учителя (Гуру).
Если вы прочитаете данную монографию до конца, обратите внимание, какую титаническую работу выполнил Свами Сатья Пракаш! Меня всегда поражает гигантский интеллект подобных авторов, дающих подробный, развёрнутый комментарий на афоризмы (Сутры), которые иначе, как краткими тезисами не назовёшь.
Надеюсь, эта работа станет приятным сюрпризом для тех, кто интересуется Раджа Йогой.
Единственной, вызывающей сожаление, шероховатостью настоящей книги является неточность художника, который изобразил Асаны, изложенные автором. Пусть читателя это не смущает. Я привёл в качестве альтернативы правильное изображение соответствующих поз.
Правила чтения Санскрита
С целью адаптации добавлены справочные тексты. Русская грамматика также несколько упрощена для более ясного понимания и приближения перевода к английскому оригиналу.
Специальный Ведантический термин Я (I, Self) означает единый Брахман, Душа, Атман, Атма. Санскритские термины см. Словарь Йоги и Веданты.

Их пишут с малой или большой буквы (как в английском оригинале). В именах основное имя выделяется большими буквами среди вторых имён и титулов, например: Шри Свами ШИВАНАНДА Махарадж.
Здесь применена упрощённая (часть букв теряется) транслитерация алфавита Санскрита. Некоторые правила произношения:
Буква           Произношение
кха, чха, тха, пха  - с придыханием после согласного (х глухое).
гха, джха, дха, бха  - с придыханием после согласного (звук х звонкий, как украинское Г).
х        - в большинстве случаев (кроме указанных выше) звук х звонкий (как украинское Г). Иногда так пишется буква висарга – глухой звук х.
л        - мягкое зубное Л (л произносится как ль, ла - как среднее между ла и ля).
м        -русское м. Иногда перед согласной меняется: мда читается нда, мджа – ньджа.
джа   - читается как английское J, единый взрывной мягкий звук: джя (как звонкое ча).
джна -звук н мягкий: джня. Исключение: допускается писать и произносить гья.
е        - во всех позициях произносится как русское э.
йе      - произносится как йе.
ау      - здесь у краткое (почти как ав; наподобие ай).
ао, оу          - просторечные варианты ау.
Предисловие
Всегда должно быть оправдание для написания и публикации новой книги, и тем более, когда на эту тему уже написано так много книг замечательными авторами. Санньясины Свами Вивекананда и Свами Шивананда, уже достаточно много написали на эту тему. С академической стороны, один из моих коллег, а точнее, мой собственный Вице-канцлер в университете Аллахабада, крупный востоковед, Махамахопадхьяя Сэр Ганганатха Джха дал точное толкование одного из старейших комментариев на Бхашью Вьясы по Даршане Йоги Патанджали.

А один из моих коллег по химическому факультету, доктор И.К.Тэймни, написал замечательную книгу, озаглавленную “Наука Йоги”, являющуюся подробным комментарием к Сутрам Йоги. Эта работа была опубликована в Теософском издательстве Адьяр в Мадрасе. Возможно, что одной из лучших публикаций в Индии до сих пор является “Йога Прадипа Патанджали”, которую написал Свами Йоганада Тиртха. “Йога Варттика” Виджнанабхикшы является хорошо известной классической работой.



Содержание раздела