d9e5a92d

Понятие праджна и праджнатман


9.15. Понятие праджна и праджнатман (интеллект и интеллектуальное я) было развито автором Каушитаки Упанишады; вся третья глава была посвящена этому предмету. Это диалог между Пратардана Дэйводаси и Индрой (другое название я).

Пратардана хотел узнать у Индры, что тот считает самым полезным для человечества. Ответ Индры был следующим: Пойми себя; пойми меня. Я действительно считаю это самым полезным для человечества..

Тот, кто понимает этого Индру во всём комплексе жизни, тот фактически знает всё, что ему необходимо знать. В конечном счёте, силой, стоящей за праной, является Индра; источником, стоящим за интеллектом или интеллектуальным я, является Индра.
Обычно человек может обнаружить специфическое жизненное дыхание, работающее посредством глаз, другое – с помощью ушей, третье – посредством носа и т.д. Но Упанишада говорит, что имеется союз особых пран или индивидуальных функций. По этому поводу она гласит:
Жизненные дыхания (прана), поистине, входят в союз, ибо иначе
никто не мог бы сразу заставить сознавать название с помощью речи,
форму – глазом, звук – ухом, мысль – умом. Будучи союзом, поистине,
жизненные дыхания заставляют сознавать все вещи.
Все жизненные дыхания говорят вместе с речью, когда она говорит.
Все жизненные дыхания видят вместе с глазами, когда они смотрят.
Все жизненные дыхания думают вместе с умом, когда он думает.
Все жизненные дыхания дышат вместе с дыханием (праной), когда оно дышит. (V.2)
Вся цепь представляется следующим образом:
Индивидуальная особая жизненная прана ® Дышащий дух (все жизненные дыхания, объединённые в
один союз) ® Ум (манас) ® Праджна (интеллект) ® Праджнатман ® ИНДРА (Я).
Возможно, праджнанатман манас в Шрути (Яджух XXXIV.3) является не чем иным, как Интеллектуальным Я (Праджнатман) Каушитаки Упанишады. Конечно, Индра является дживатманом. Функции всех их связываются стадия за стадией.

Однако, очень часто две или более стадии перекрывают друг дружку и, таким образом, являются неразличимыми. Каушитаки Упанишада продолжает:
Человек живёт со сказанной речью, поскольку мы видим бессловесность;
человек живёт с ушедшим зрением, поскольку мы видим слепоту;
человек живёт с ушедшим слухом, поскольку мы видим глухоту;
человек живёт с ушедшим умом, поскольку мы видим инфантильность;
человек живёт с отрезанными руками, он живёт с отрезанными ногами, поскольку мы так видим.
Но теперь это является дышащим духом (прана), даже интеллектуальным я (праджнатман), которое захватывает и оживляет (ут-тха) это тело. Следовательно, это следует почитать как Уктха. Это является вседостигающим (сарвапти) в дышащем духе (прана).
Что касается дышащего духа – он, поистине, является интеллектуальным я. Что касается интеллектуального я – оно, поистине, является дышащим духом. Поистине, эти двое пребывают в этом теле; оба вместе уходят.
Дышащий дух или объединённое жизненное дыхание (прана) и праджнатман, как было сказано, уходят вместе с душой, когда она покидает тело, переходя в другое тело. Эта объединяющая и общая прана не является частью и предпосылкой пранамая коши; и праджнатман не является частью и предпосылкой маномая коши. Просто оба указывают на жизненный и интеллектуальный компонент чити или сознания я. Я, будучи чайтаньей, означает, что в своей сущности оно является жизненным и интеллектуальным; общая прана представляет его жизненность, а общий интеллект, праджнатман – его интеллектуальность.

Термин Чайтанья включает обе эти функции: знающую и делающую (праджнатман и пранатман).
Упанишада далее говорит:
Это является точкой зрения (дришти), отсюда возникает это понимание (виджнана) –
когда человек спит так, что не видит сновидений, тогда он становится единым в этом дышащем духе (всеохватывающая прана). Далее:
речь вместе со всеми названиями идёт к этому;
глаз вместе со всеми формами идёт к этому;
ухо вместе со всеми звуками идёт к этому;
ум вместе со всеми мыслями идёт к этому.
Когда он пробуждается, от этого я (атмана) жизненные дыхания (праны, индивидуальные, особые) расходятся к своим соответствующим местам; от жизненных дыханий – силы чувств (дэвы); от чувственных сил – миры (т.е. от пран к индриям и от индрий к их восприятиям окружающей среды). Что напоминает разлетающиеся во всех направлениях искры пылающего пламени.


Это я аналогично дышащему духу (пранатман), поскольку интеллектуальное я (праджнатман) поддерживает и оживляет (ут-тха) это тело.
Следовательно, это нужно почитать как Уктху.
Это является Вседостигающим (сарвапти) в дышащем духе (прана или пранатман).
Это является доказательством (сиддхи) того; это – понимание (виджнана).
Что касается дышащего духа – поистине, он является интеллектуальным я.
Что касается интеллектуального я – поистине, оно является дышащим духом.
Очевидно, Упанишада говорит о паре: пранатмане и праджнатмане, словно о двух сторонах одной медали, которые неразделимы. Они составляют чити дживатмана:
Дживатман = пранатман + праджнатман + ... +
поскольку значение дживатмана является чем-то, находящимся за пределами жизнеспособности и интеллекта (на несколько факторов больше).
Теперь, давайте посмотрим, что бывает, когда человек находится в коме или ступоре (саммоха) во время смерти. Упанишада говорит (III.3):
Когда больной человек при смерти, он приходит к такой слабости, что впадает в ступор (саммоха), тогда о нём говорят: Его мысль (читта) ушла. Он не слышит. Он не видит.

Он не говорит речью. Он не думает. Затем он становится единым в этом дышащем духе (пранатман). Затем
речь вместе со всеми названиями идёт к этому;
глаз вместе со всеми формами идёт к этому;
ухо вместе со всеми звуками идёт к этому;
ум вместе со всеми мыслями идёт к этому.
Когда он уходит из этого тела, он уходит вместе с ними со всеми.
Таким образом, когда человек умирает и оставляет тело, его индрии вместе с их возможностями восприятия сливаются с пранатманом и праджнатманом. Название, форма, запах, звук, вкус, работа (карман), удовольствие, страдание, блаженство, восторг и порождение, движения, мысли и желания [относящиеся соотвтственно: к речи, глазу, органу обоняния (носу), уху, языку, обеим рукам, телу, половым органам, обеим ногам и уму (манас)], будучи внешне в отношениях с существующими элементами – всё становится единым с праджной (Интеллектом) и сливается с праджнатманом.
Эта праджна или этот всеохватывающий Интеллект, который, когда установлен на речь, даёт человеку все названия.
Установив тот же Интеллект на пране или обоняющем дыхании, с дыханием человек получает все ароматы.
Когда Интеллект установлен на глазе, глазом человек получает все формы.
Когда тот же Интеллект установлен на ухе, ухом человек получает все звуки.
Когда Интеллект установлен на языке, языком человек получает все вкусы.
Когда Интеллект установлен на обеих кистях, обеими руками человек получает все работы.
Когда Интеллект установлен на теле, телом человек получает удовольствие и страдание.
Когда Интеллект установлен на половых органах, половыми органами человек получает блаженство, восторг и порождение.
Когда Интеллект установлен на обеих стопах, обе стопы человека получают ходьбу.
Когда Интеллект установлен на манасе (уме), ум человека получает все мысли. (III.6)
Поистине, без Интеллекта (праджна) речь вообще не может узнать (праджна) какое-либо название. Человек говорит: Мой ум был где-то; я не узнал то название. Аналогично этому, без Интеллекта дыхание не может узнавать какой-либо запах; то же касается глаз, ушей, языка, обеих рук, тела, половых органов, обеих ног и дхи (мысли) или манаса.

Никто из них не будет узнавать какие-либо восприятия или функции. Во всех случаях человек может сказать: Мой ум был где-то; я не познал то-то и то-то... (III.7)
Таким образом, видно, что праджнана манас и пранатман манас являются названиями двух всеохватывающих функций, и они имеют свои копии в дживатмане или четанате я. Они выше дэйва манаса, якша манаса и четас манаса (волнующийся ум).
9.16. Та же Шрути, которая говорит о праджнана манасе и четас манасе, а также повествует о дхрити (твёрдости), другой функции умственного поведения (Яджух XXXIV.3) В то время как умы четас, праджнана и якша являются динамичными на своих собственных планах, дхрити представляет статический потенциал и является кладовой, обеспечивающей несколько поведений ума. Это спокойное подводное течение, на поверхности которого так часто создаются водовороты, волны или волнения. Представьте себе течение очень глубокой реки.

Она имеет максимальное волнение на поверхности, а под ней, на большой глубине, мы имеем почти неподвижную массу воды, едва ли текущую вообще, с великим спокойствием, невозмутимую волнениями поверхностных окружений. Она имеет поток, исходящий из первоисточника; поток необходим, чтобы избежать застоя. Изначальным источником является чити дживатмана, с необходимыми связями с махат-таттвой или махан-атманом, Космическим Разумом, порождённой модификацией пракрити, через которую Бог так обычно связывается со Своими любимыми душами.
Польза дхрити доступна для нас только когда круговороты на поверхности течения успокоены; вритти читты находятся под контролем (ниродха); и поэтому йог стремится достичь этой привилегии. У четас манас просят убрать назад все его препятствующие тенденции. Это происходит от абхьясы и вайрагьи (постоянной практики и абстракции).
Дхрити не отличается от умственного комплекса, как это говорит Брихадараньяка Упанишад (I.v.3):
Люди говорят: Мой ум был где-то; я не видел. Мой ум был где-то; я не слышал. Поистине, умом человек видит.

Это умом он слышит.
Желание (кама),
воображение (санкальпа),
сомнение (вичикитса),
вера (шраддха),
отсутствие веры (ашраддха),
твёрдость (дхрити),
отсутствие твёрдости (адхрити),
стыд (хри),
медитация (дхи),
страх (бхи) – поистине, всё это является умом (манасом). Следовательно, даже если человека коснулись сзади, он видит это умом.
Автор Гиты описал три типа дхрити: саттвика, раджаса и тамаса (высшая, средняя и низшая).
Практикуя йогу с помощью саттвической дхрити, человек приобретает контроль над умом, жизненными дыханиями и функциями органов действия и восприятия; эта дхрити никогда не покидает своего объекта. Раджаса дхрити – та, с чьей помощью человек достигает дхармы, камы и артха (добродетели, осуществление желаний и богатство); здесь человек желает плодов действия (результатов действия). Тамаса дхрити – та, что ведёт к сновидениям, страху, печали, расстройству и упоению; человек такого типа никогда не освободится от рабства. (Гита XVIII.33-35)
Твёрдость – великая добродетель; человек, обладающий дхрити, никогда не будет уведён страстями, он принимает быстрые решения и придерживается их; он не беспокоится о последствиях; он не ждёт публичного одобрения; он слушает свой собственный голос и голос сознания; его собственный голос означает его собственные определения и его собственные санкальпы; Внутренний Голос исходит из другого источника; это голос Бога. Он помогает нам таинственным образом. Он связан с нами через Космический Разум и промежуточную ступень – Дхрити решений проблем, их объяснений, когда мы идём на ощупь в полной темноте.

В этом состоянии абсолютной беспомощности, Он приходит к нам на помощь. С помощью этой дхрити Он связывается с поэтами, философами, учёными, провидцами и мудрецами и, фактически, с каждым, кто честно и с самоотверженностью ищет Его свет.
Итак, с обратной стороны нашего дхрити манаса мы имеем чити и приобретения я (атман или дживатман), и Высшее Наблюдение и Руководство Высшего Я (Параматман или Брахман). Когда дхрити оживлена и поддерживается низшим я, это называется пратьягбхана манас (самоосвещённый ум), и когда поддерживается Высшим Я – это известно как вишвабхана манас (или Всеосвещённый Ум), выражаясь словами Свами Атмананды Сарасвати.



Содержание раздела