d9e5a92d

Божественные Действия не являются Оковами.


Когда человек прибегает к Джапе ОМ, он должен знать и такие значения символа ОМ:
А - Бог есть Любовь.
У - Бог есть Всезнание.
М - Божественные Действия не являются Оковами.
14.9. Состоящая из трёх частей Гаятри также ссылается на эти три значения:
1) Тат савиту вареньям (дхимахи) - Пусть мы выберем Отборнейшего Савитри; пусть мы выберем Его как нашего Любимого Бога.
2) Бхарго дэвасья дхимахи - Он - Дэва, источник знания; давайте примем Его за Его Божественную Лучезарность. Он есть Свет. Он есть Знание.
3) Дхьё ё на прачодаят - Это с Его помощью обостряется наш интеллект; Он один вдохновляет наши мысли, чтобы дать нам возможность выполнять правильного типа действия. Одни лишь эти действия приведут нас к несковывающим действиям, и для этого необходим различающий интеллект (который различает правильное и неправильное).
Мудрец Яджнавалкья, автор Брихадараньяка Упанишады (глава из Шатапатха Брахманы) первым в истории прославил ведическую Гаятри, данную выше. Он взывал к Богу с помощью Гаятри для достижения ВЕЛИЧИЯ. Он связал Гаятри или стихи Савитри (Гаятри называют также Савитри, поскольку она взывает к Богу, как к Савитри) со Сладостными Стихами (Мадхуман-мантра):
Об этой избранной (славе) Савитри.
Эта сладостность нисходит на набожного человека -
Эта сладостность также стремительно льётся дальше,
Сладостностью, заполняющую нас, пусть будут пропитаны травы! Приветствия, Бху!
Давайте медитировать (На этой отборной) славе Богу.
Пусть сладостной будет ночь и утреннее зарево!
Пусть сладостной будет атмосфера земли!
И сладостным будет для нас небесный отец!
Приветствия, Бхува!
И пусть Он сам вдохновляет наши мысли!
Пусть дерево будет усыпано сладостями для нас!
И пусть Солнце будет полно сладостей!
Заполненными сладостью станут для нас коровы!
Приветствия, Сва! (Брихадараньяка VI.iii.6)
Майтри Упанишада (VI.7) также даёт описание Савитри или стиха Гаятри:
Тат савитур вареньям - То Солнце, поистине, является Савитри.
Так, поистине, его ищет человек, жаждущий Атмана - говорят толкователи Брахмана (Брахмавадины).
Бхарго дэвасья дхимахи - Савитри, поистине, является Богом. Поэтому, я должен медитировать на том, что называется Его великолепием - говорят толкователи Брахмана.
Дхьё ё на прачодаят - Мысли, поистине, являются медитациями. И пусть Он вдохновляет ими нас - говорят толкователи Брахмана.
Первоначальное значение слова дхимахи означает мы получаем, мы принимаем, от корня дха – получать, принимать. Возможно, оно происходит от корня дхи, что означает медитировать на. Поэтому Савитри или стих Гаятри может быть использован также для целей медитации.

Строка татсавитур вареньям встречается также в Шветашватара Упанишаде (IV.18).
Весь Гимн Савитри Ригведы (III.62) выражает чувство, описанное выше в Гаятри или стихе Савитри (III.Ixii.10-12).
14.10. Брихадараньяка Упанишада говорит о мистическом значении священной молитвы Гаятри. (V.xiv). Размер Гаятри составляет восемь слогов в одной фразе, восемь слогов находятся в триаде, состоящей из земли, промежутка и неба:
бху-мир + ан-та-ри-кша + ди-яур
2+4+2=8
(дьяух следует произносить, как ди-яур, чтобы сделать 2 слога).
Итак, Гаятри охватывает всё творение в небе, в промежуточном пространстве и на земле. Будучи восьмисложной, она охватывает все стихи (ричи), жертвенные формулы (яджунши) и песнопения (самани): эти три названия также имеют восемь слогов:
ри-час + я-джун-ши + са-ма-ни
2+3+3=8
Жизненные дыхания - прана, апана и вьяна (следует произносить вияна), имеют названия, состоящие из восьми слогов и, следовательно, они также составляют Гаятри:
пра-на+а-па-на+ви-я-на
2+3+3=8
Четвёртое основание Гаятри невидимое; это то, что находится над тёмными и пылает подобно Тому (Солнце). Оно основано на истине  (сатья). Воистину, правда является зрением, поистине, правда - это зрение. Воистину, та правда основана на силе (баля).

Воистину, баля есть прана или жизнь. Она основана на жизни.
Итак, Гаятри является основанием относительно Я (адхьятман). Она защищает домашних слуг. Воистину, домашними слугами являются жизненные дыхания (прана). Итак, она защищает жизненные дыхания (корень тра) домашних слуг (гая), она называется Гаятри.



Та строфа Савитри, которую человек повторяет, просто является этим. Кому бы человек ни повторил это, он защищает его жизненные дыхания.
Некоторые читают наизусть эту строфу Савитри как размер Ануштубха (т.е. размер, который составляется из четырёх восьмисложных линий), говоря: Речь является размером Ануштубха. Мы, соответственно, читаем наизусть речь. Человек не должен этого делать.

Человек должен читать наизусть строфу Савитри, как размер Гаятри. (Брихадараньяка V.xiv.1-4).
Это очень важный отрывок из Упанишады. Гаятри или Савитри, как сказано, защищает жизненные дыхания, и отсюда вытекает ее польза в Пранаяме, как Джапы. В Ведах множество стихов в размере Гаятри, посвящённых Богу, адресованных как Савитри.

Имеются и другие стихи, посвящённые Савитри, но они в размере Ануштубха.
Например, в Ригведе (V.82.1) мы имеем широко известный стих, адресованный Савитри (цитирую Чхандогья Упанишаду, V.ii.7), который выглядит как знаменитый размер Гаятри-Савитри:
Тат савитур вринимахе: Того Савитри, мы предпочитаем
Ваям дэвасья бходжанам: Тот Дэва (Бог) наша пища
Шрештхам сарва дхатамам: наилучшая, всё-освежающая пища
Турам бхагасья дхимахи: силу Давателя мы можем достичь.
14.11. Подобно тому, как слог ОМ не должен читаться устно, Гаятри также следует читать наизусть с артха-бхваной, с полным пониманием и осознанием её полного созначения. Тот, кто находится на этом пути, должен начать читать наизусть Гаятри мысленно, закрыв глаза и рот. Он должен это делать, пока совершает медленный вдох (пурака), а также потом во время паузы (кумбхака) и, наконец, во время выдоха речака), одну паду Гаятри каждый раз
пуракой: татсавитурвареньям;
с кумбхакой: бхарго девасья дхимахи;
с речакой: дхьё ё на прачодаят);
это является мысленным чтением наизусть.
Тот, кто немного продвинулся вперёд, должен оставить повторение Гаятри и должен просто читать наизусть
ОМ БХУХ : ОМ БХУВАХ : ОМ СВАХ
с пуракой, кумбхакой и речакой соответственно. В более продвинутой стадии даже это чтение должно быть отброшено; тогда Йог ограничивается А-У-М - этими тремя слогами. И, наконец, он превосходит также и эту стадию; из области Звучащего Брахмана он переходит в область Беззвучного Брахмана, где прекращаются всякие чтения наизусть, все умственные созерцания.

Как в глубоком сне, человек достигает двери области сердца и молча и терпеливо ожидает Божественной Аудиенции. Это первая стадия Самадхи.
14.12. Ничто в наше время не получило такую дурную славу, как процесс Джапы. Каждый обладает своей собственной формулой, которую следует повторно читать наизусть, и то тоже, не в тишине, а в сопровождении ударных и звуковых усилителей.

ОМ является неизменным, немодифицируемым слогом. К нему ничего нельзя добавить (термин Хари-ОМ грамматически не вообразим; Хари - существительное, но ОМ - это не существительное, это авьяя, несклоняемое слово). ОМ даже не является звательным, а раз так, он не может быть именем какой-либо персоны; это символ, предназначенный исключительно для БОГА.
14.13. Заслуживает внимания замечание, сделанное доктором Лобсангом Рампой в связи с ДЖАПОЙ. ДЖАПА – это слово, которое обозначает повторение. Оно не имеет ничего общего с медитацией, а просто указывает на то, что человек повторяет слово с идеей, что, возможно, он может получить помощь из других источников.

Иногда он это получает! В Тибете люди имеют обыкновение бормотать: Ом, Ом, Ом, и иногда крутят молитвенное колесо. В Индии люди скажут: Рам, Рам, Рам, когда они болезненно напуганы или нуждаются в духовном утешении. По-видимому, в последнем случае они надеются, что Рам, которого они часто считают Богом, придёт к ним на помощь.

В большинстве случаев в разных частях Европы люди время от времени призывают своего Собственного Бога. Это Джапа!
Джапа, как средство медитации и как представляет ее Патанджали в своих Сутрах Йоги, весьма сильно отличается от Джапы, описанной доктором Рампой. Эта Джапа не сопровождается музыкальными инструментами; это беззвучная Джапа, которая не может быть даже записана на магнитофон. Она требует чрезмерного развития доверчивости слабого ума, чтобы предписать ему продолжение повторения слогов или даже Гаятри, либо какой-то другой Мантры сотни и тысячи раз с ожиданием осуществления определённых желаний, страстных желаний и стремлений.

В системе ЙОГА Асана следует с Пранаямой; Пранаяма следует с Джапой, которая сама по себе является тонким специализированным способом созерцания, ведущего к концентрации ума и, в конце концов, - к двери Самадхи, весьма напоминающего глубокий сон.



Содержание раздела