d9e5a92d

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ПОЗЫ


Эти упражнения можно делать и людям, не выполняющим каждодневный утренний комплекс.
3.3.3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ПОЗЫ
1. Лечебная поза Хастападасана
(поза для рук и ног в положении стоя)

Исходное положение. Основная стойка. Начинающие могут встать спиной к стене на расстоянии примерно полушага, чтобы не потерять равновесия.
Техника исполнения. Сделайте спокойный вдох через нос. Вместе с выдохом наклоните голову и туловище вперед и вниз, ладони рук скользят сверху вниз по задней поверхности ног. Необходимо головой коснуться коленей ( фото 123). На паузе постойте в этой позе.

На вдохе вернитесь в исходное положение. Руки скользят вверх. Выполняется 1-3 раза.
Если вы включите эту позу в комплекс, то выполняйте ее после Уддияны Бандхи (упражнение 28 каждодневного утреннего комплекса). Внимание направьте на внутренние органы, расположенные в области живота.
Терапевтические эффекты. Те же, что при выполнении Хастападасаны в положении лежа (упражнение 48 каждодневного утреннего комплекса). Хастападасана в положении лежа эффективнее, но если нужно усилить ее действие, то можно ввести в комплекс и Хастападасану в положении стоя.
2. Лечебная поза Гомукхасана
(поза Коровья морда)
Исходное положение. Основная стойка или Ваджрасана.
Техника исполнения. Поднимите правую руку над головой, левая - опущена вдоль туловища, согните руки в локтях так, чтобы сомкнуть пальцы рук на середине, спины. Закройте глаза и перейдите на Полное дыхание индийских Йогов, которое будет объяснено в разделе Пранаяма. Затем смените руки.

В каждом положении находитесь до 1 минуты. Внимание направьте на спину ( фото 124).
Терапевтические эффекты. Эта поза укрепляет трапециевидные мышцы спины, развивает бицепсы, улучшает форму рук, развивает грудную клетку, вытягивает руки и придает им гибкость и красивую форму. При выполнении этого упражнения из позы Ваджрасаназакройте глаза.

При выполнении из основной стойки закрывать глаза не нужно. Если упражнение включить в основной каждодневный утренний комплекс, то выполнять его надо стоя, после упражнения 21, а из позы Ваджрасана - после Бхастрики, перед Йога-Мудрой.
3. Лечебная поза Ардха - курмасана
(Поза получерепахи)
Исходное положение. Ваджрасана.
Техника исполнения. В момент вдоха через нос медленно поднимите руки вверх, ладони сложены вместе. Во время выдоха медленно наклонитесь вперед и вниз до прикосновения лба и ребер ладоней к коврику. Руки вытяните как можно дальше вперед, прижимая сбоку к голове.

Локти лежат на полу. Ягодицы не отрывайте от пяток ( фото 125). Оставайтесь в позе на паузе после выдоха. На вдохе вернитесь в исходное положение. Внимание направьте на внутренние органы в области живота.

Выполняйте 1-3 раза.


Терапевтические эффекты. Эта поза способствует удалению излишних жировых отложений на животе и ягодицах, улучшает пищеварение. Выполнять ее следует до или после Йога-Мудры.
4. Лечебная поза Сасангасана
(Поза кролика)
Исходное положение. Ваджрасана.
Техника исполнения. Сделайте спокойный, медленный вдох через нос, после чего возьмитесь руками за пятки, большими пальцами наружу, затем вместе с выдохом медленно наклоняйтесь вперед и вниз до прикосновения лбом к коврику возле коленей. Затем теменем упритесь в пол, сделайте Подбородочный замок, не меняя положения ног, продвиньте спину и ягодицы вперед, пока руки, держащие пятки, не выпрямятся в локтях. Оставайтесь в этой позе ( фото 126) на паузе после выдоха. Со вздохом вернитесь в исходное положение.

Упражнение выполняется 1-3 раза после Ардха-Курмасаны (Позы полу черепахи).
Внимание направьте на позвоночник.
Терапевтические эффекты. Поза способствует гибкости позвоночника, пищеварению, улучшает работу печени, селезенки, щитовидной и паращитовидной желез. Она обеспечивает максимальную продольную нагрузку на позвоночник (на все 34 позвонка).
Примечание. За пятку следует браться всей ладонью, большой палец наружу, а остальные держать за внутреннюю сторону пятки.


5. Лечебная поза Врикшасана (Поза дерева)
Включив эту позу в основной каждодневный утренний комплекс, ее следует делать после упражнения 33. Поза имеет четыре позиции, которые отличаются друг от друга различным положением рук. Упражнение выполняется стоя.



Оставайтесь в нем столько, сколько приятно.
Исходное положение. Ступня правой ноги кладется на внутреннюю сторону бедра левой ноги, пяткой к паху, а пальцами вниз. Или ступня левой ноги кладется на внутреннюю сторону бедра правой ноги, пяткой к паху, а пальцами вниз.
Первая позиция. Руки складываются в положение Сурья Намаскар (Здравствуй, Солнце). Дыхание произвольное.

Старайтесь отключиться от всех мыслей ( фото 127).
Вторая позиция. Руки в положении Сурья Намаскар, но кончики пальцев направлены вперед ( фото 128).
Третья позиция. Руки вытягиваются вперед, ладони вместе (фото 129).
Четвертая позиция. Руки вытягиваются вверх, ладони вместе. Этот вариант в литературных источниках по Йоге иногда называют Позой пальмы ( фото 130).
Упражнение во всех позициях выполняется со сменой ног. Дыхание произвольное, неглубокое, через нос.
Терапевтические эффекты. Эта поза тренирует вестибулярный аппарат, способствует развитию концентрации внимания, хорошо действует на нервную систему, поскольку выполняется с отвлеченными мыслями.
Каждый день принимают лишь одну позицию для рук, а положение ног меняют.
6. Лечебная поза Гарудасана
(Поза птицы Гаруды)

Эту позу следует выполнять после упражнения 33 каждодневного утреннего комплекса или после Позы дерева (Врикшасана).
Исходное положение. Положение стоя.
Техника исполнения. Принимают участие руки и ноги. Правая нога должна обвить левую ногу спереди и ступней зацепиться за левую ногу, руки сгибаются в локтях, локоть левой руки накладывается на локтевой изгиб правой руки.

Руки складываются ладонями друг к другу (фото 131).
Пребывайте в этом положении столько, сколько вам приятно.
Поза повторяется со сменой рук и ног. Дыхание произвольное через нос. Левая нога обвивает спереди правую ногу.

Соответственно меняются руки и снова соединяются ладони (Фото 132).
Терапевтические эффекты. Эта поза тренирует вестибулярный аппарат, способствует выработке концентрации внимания, гибкости суставов, развивает мышцы ног (ноги приобретают красивую форму), способствует гибкости рук и красоте их формы, помогает от импотенции, улучшает качество мужского семени. Внимание должно быть направлено на то, что вы хотите совершенствовать.

Если вы добиваетесь сосредоточенности, то надо мысли отключить, что в свою очередь благотворно действует на нервную систему.
7. Лечебная поза Ашвини - мудра
(Поза кобылы)
Исходное положение. Возможны два варианта: или в одной из поз со скрещенными ногами, или на корточках.
Техника исполнения. Во время вдоха расслабьте заднепроходное отверстие, а во время выдоха и паузы после выдоха сожмите его. Сначала делайте это упражнение 30 секунд, постепенно увеличивая время до нескольких минут.
Терапевтические эффекты. Упражнение массирует и тонизирует половые органы, вызывая прилив крови к ним. Это упражнение дает хорошие результаты при импотенции у мужчин и фригидности у женщин.

Сделать его надо после упражнения 42 каждодневного утреннего комплекса.
3.4. ПРАНАЯМА
3.4.1. Прана
Прана в переводе с Санскрита означает жизнь, дыхание, жизненная энергия. Согласно учению Йоги, она присутствует всюду и материя неотделима от праны. В переводе с Санскрита Яма означает не только смерть, бог смерти , но и прекращение, остановка, задержка. Отсюда Пранаяма переводится как смерть (покорение, обуздание) бесконтрольному, хаотичному распределению праны. Иными словами, это контроль над энергией человека.

Другой вариант перевода - это остановка дыхания, задержка дыхания.
Основными путями получения организмом энергии являются: прием пищи и жидкостей, дыхание и поглощение всевозможных излучений, включая космические. Йог должен контролировать все эти каналы и использовать энергию в соответствии с законами природы и общества. Взаимодействие с космическими излучениями является предметом обучения Лая Йоги и Тантра Йоги.

Поэтому они выходят за рамки этой книги, хотя элементы самовнушения, воздействия космической энергии используются при выполнении упражнения каждодневного утреннего комплекса и Пранаямы.
Во время еды Йоги советуют представлять себе, что в процессе жевания энергия, составляющая структуру пищи и определяющая ее форму, высвобождается и поглощается рецепторами языка и неба. Это можно легко проследить при употреблении в пищу на голодный желудок свежих абрикосов, яблок и дыни или предварительно отмоченных в воде в течение нескольких часов урюка, кураги. При тщательном пережевывании и перемешивании языком этой пищи появляются ощущения, будто по коже лица и головы прокатываются волны легкой прохлады, вибраций. Это самая грубая прана, она в первую очередь воздействует на энергетические каналы и на центральную нервную систему, а через них на все тело.

Потренировавшись в течение нескольких дней на получении подобных ощущений, вы легко сможете поглощать эту энергию пищи и из других продуктов. Во всех случаях обязательным условием является тщательное пережевывание пищи, высвобождающее прану. То же самое происходит при перемешивании языком жидкостей и воды, входящих в ежедневный рацион.

Если не пить воду в течение нескольких часов (для получения нужных ощущений у начинающих), а потом набрать в рот небольшое ее количество (обязательно сырой, комнатной температуры) и не глотать сразу, а перемешивать ее языком, то также можно ощутить волны прохлады и свежести, разливающиеся по лицу и по всему телу.



Содержание раздела