d9e5a92d

Семь миров суть миры Брахмы.


На южном склоне Сумеру цветет дерево Джамбу, которое и дает название континенту,- Джамбудвипа. День и ночь сменяют| здесь друг друга по мере движения солнца, как бы прикрепленного к вершине Сумеру.
К северу от нее расположены три горные цепи с синими и белыми вершинами, простирающиеся на две тысячи йоджан 6. Между ними - три области, каждая из которых занимает девять тысяч йоджан: Раманака, Хиранмая и Уттара Куру 7.
К югу от Сумеру расположены горные цепи Нишадха, Хемакута и Химашайла, простирающиеся на две тысячи йоджан каждая. Между ними - три области: Хариварша, Кимпуруша и Бхара-га, каждая из которых протяженностью девять тысяч йоджан 8.
К востоку от Сумеру лежит область Бхадрашва, окруженная горами Мальяват, а к западу - область Кетумала, окруженная горами Гандхамадана. В центре находится область Илаврата.
И так этот континент Джамбу размером в сто тысяч йоджан простирается во всех направлениях от Сумеру на половину этого расстояния 9. Этот континент Джамбу размером в сто тысяч йоджан окружен соленым океаном, который имеет концентрическую форму и превышает в два раза размеры Джамбудвипы.
Далее располагаются континенты Шака, Куша, Краунча, Шал-мала, Магадха 10 и Пушкара, каждый из которых вдвое больше предыдущего. На них - прекрасные холмы, похожие на груду рассыпанных горчичных семян. Их омывают семь морей, вода в которых имеет соответственно вкус сока сахарного тростника, вина, очищенного масла, сливок, простокваши, молока и патоки п.
Эти континенты, омываемые семью концентрическими морями и окруженные горами Локалока, простираются на пятьсот миллионов йоджан. И вся эта совершенная конфигурация располагается в середине Мирового яйца.

Яйцо же - мельчайшая частица прад-ханы, подобная светлячку в воздушном пространстве.
Здесь, в нижней сфере, в океане и в горах живут асуры, гандха-рвы, киннары, кимпуруши, якши, ракшасы, бхуты, преты, пишачи, апасмараки, апсары, кушманды, винаяки 13 и существа, принадлежащие к классу богов. На всех континентах обитают добродетельные боги и человеческие существа.

Сумеру - это место счастливого пребывания богов, принадлежащих к классу тридцати. Здесь находятся сады наслаждений - Мишравана, Нандана, Чайтраратха и Суманаса. Судхарма - место, где боги собираются на совет, Сударшана - их город, а Вайджаянта - дворец. Планеты, созвездия и звезды, прикрепленные к Полярной звезде, движутся, подчиняясь импульсу космического ветра.

Все они расположены над Сумеру и вращаются вокруг нее.
В мире Махендры обитают шесть классов богов: принадлежащие к классу тридцати, Агнишватта, Ямья, Тушита, Апаранир-митавашаварти и Паранирмитавашаварти 14, то есть боги, находящие удовольствие в магических творениях. Они осуществляют свои желания одними лишь помыслами и наделены совершенными способностями анима, уменьшения до размера атома, и другими, живут целую кальпу, внешне прекрасны и привержены чувственным наслаждениям.

Их тела возникают чудесным образом 15, и они всегда окружены привлекательными апсарами.
В мире Праджапати, именуемом также Махат, то есть Великий, обитают пять классов богов: Кумуда, Рибху, Пратардана, Анджанабха и Прачитабха. Все они обладают способностью подчинять себе великие элементы; их пища - йогическое созерцание, а продолжительность их жизни - тысяча кальп.
На первой ступени мира Брахмы - Джана пребывают четыре класса богов: Брахмапурохита, Брахмакаика, Брахмамахакаи-ка и Амара. Они обладают способностью подчинять себе великие элементы и органы чувств 16.
На второй ступени мира Брахмы - Тапас обитают три класса богов: Абхасвара, Махабхасвара и Сатьямахабхасвара. Они наделены способностью подчинять себе великие элементы, органы чувств и пракрити. Продолжительность жизни каждого из богов этих классов в два раза больше, чем у предыдущего.

Их пищей служит йогическое созерцание, и живут они в постоянном воздержании. Их знание, будучи направленным на высшую сферу, не встречает никаких препятствий, а в нижних сферах не существует ни одного объекта, который был бы скрыт от их мысли 17.
На третьей ступени мира Брахмы - в мире Сатья пребывают четыре класса богов: Ачьюта, Шуддханиваса, Сатьябха и Сан-джняасанджни. Они не имеют определенного местопребывания, опираются сами на себя и располагаются друг над другом. Эти классы богов господствуют над прадханой (первопричиной) и живут столько, сколько существует космический период творения.



Из них Ачьюта находят удовлетворение в избирательном созерцании, Шуддханиваса - в рефлексивном созерцании, Сатьябха - в созерцании чистого блаженства, а Санджняасанджни - в созерцании только-самости. Все они также остаются в тройственном мире 18.

Эти семь миров суть миры Брахмы. Однако те, кто достиг развоплощения и растворился в пракрити, пребывают в состоянии освобождения и не находятся ни в одном из миров.
Практикуя санъяму на двери солнца 19, йогин должен достичь непосредственного восприятия этой вселенной. А затем пусть он практикует санъяму и на других объектах, и так до тех пор, пока все не станет непосредственно воспринимаемым.
27. Благодаря санъяме на Луне появляется знание расположения звезд.
Практикуя санъяму относительно Луны, пусть йогин постигает расположение звезд.
28. Благодаря санъяме на Полярной звезде появляется знание их движения.
Затем, практикуя санъяму на Полярной звезде, пусть он различает движение звезд. Использование практики санъямы относительно небесных средств передвижения 1 дает возможность их познания.
29. Благодаря санъяме на пупочной чакре появляется знание строения тела.
После санъямы на пупочной чакре йогин способен различать строение тела. Оно включает три гуморальных составляющих: ветер, желчь и слизь - и семь телесных субстанций. Это - кожа, кровь, мясо, сухожилия, кости, костный мозг и семя.

Распределение субстанций здесь таково, что каждая предшествующая является внешней по отношению к последующей.
30. Благодаря санъяме на гортани устраняются голод и жажда.
Под языком находится хорда, под ней - горло, за ним - гортань. Благодаря санъяме на ней голод и жажда более не причиняют беспокойства йогину.
31. Благодаря санъяме на черепаховой трубке достигается неподвижность.
Под гортанью в груди находится трубка, похожая по форме на черепаху 1. При санъяме на ней достигается состояние неподвижности, как у змеи или ящерицы.
32. Благодаря санъяме на свете в голове возникает видение сиддхов.
В черепной коробке 1 имеется внутренняя полость, в которой и происходит яркое свечение. При санъяме на нем у йогина возникает видение сиддхов, передвигающихся в пространстве между небом и землей.
33. А благодаря интуитивному озарению 1 наступает все ведение.
Интуитивным озарением называется то, что ведет к спасению. Это начальная форма знания, порождаемого различением.

Оно подобно свету зари, предшествующему восходу солнца. И когда возникает интуитивное озарение, то с его помощью йогин познает все.
34. При санъяме на сердце достигается постижение сознания.
В сердце, этой крепости Брахмы, находится маленький лотос - место, где локализуется способность сознавания. Вследствие санъямы на лотосе сердца достигается постижение сознания.
35. Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся друг с другом, поскольку саттва определяется свойством быть объектом для другого.

Благодаря санъяме на том, что существует для собственной цели, возникает знание Пуруши.
Тяготеющая к ясности саттва разума (буддхи), преодолев раджас и тамас, равным образом связанные с нею, трансформируется в осознание качественного различия между саттвой и Пу-рушей. Что касается Пуруши, представляющего по своей природе иное, чистое только-сознавание, то он в высшей степени отличен от саттвы, находящейся в процессе непрерывной трансформации 1.
Опыт (букв. наслаждение.- Пер.) есть содержание сознания, в котором отсутствует различие между двумя этими абсолютно несмешивающимися сущностями ввиду свойства объектов быть видимыми Пурушей. Точно так же и это содержание сознания, присутствующее в опыте 2, есть то, что должно быть увидено, поскольку саттва обладает свойством быть объектом для другого.

Однако то, что отлично от этой саттвы и представляет внешнюю форму самого чистого сознания, есть иное содержание сознания, относящееся к Пуруше. Благодаря санъяме на таком содержании сознания и возникает мудрость, имеющая своим объектом Пурушу.



Содержание раздела