d9e5a92d

О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ


51.1. Преодоленный (aksipta) в данном контексте означает полностью освоенный благодаря длительной практике (abhyasa). См.

TV II. 51, с. 115.
52.1. В санскритском тексте akarye niyuktam. Согласно пояснению Вачаспати Мишры, имеется в виду неправедный образ жизни. См.

TV II. 52, с. 11 б.
53.1. В сутре... yogyatd manasah.

Манас здесь - генерализующая способность сознания, связанная с обработкой данных органов чувств. Обычный перевод этого термина - интеллект.

См. также комментарий Вьясы к следующей сутре.
55.1. В санскритском тексте здесь пуаууа. По словам Вачаспати Мишры, Вьяса говорите неполном подчинении органов чувств (vasyatam): незапрещенный чувственный опыт (aviruddhah pratipatti).

Это - привязанность к чувственным объектам, не запрещенная шрути (т. е. ведийскими текстами) и другими авторитетными текстами TV II. 55, с. 117.
Глава III
О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ (VIBHUTIPADA)
1.1. Вачаспати Мишра так комментирует здесь бхашыо Вьясы: В первой и второй главах трактата были описаны сосредоточение сознания и средства его реализации.

В третьей главе необходимо рассмотреть паранормальные, или совершенные, способности, которые являются причинами возникновения веры (Sraddhotpada) и которые благоприятствуют (anugunah) опыту этого сосредоточения. Они должны быть реализованы посредством санъямы.

Санъяма есть совокупность (samudaya) методов работы с сознанием, включающая концентрацию, дхьяну и сосредоточение. Эти три суть средства реализации паранормальных способностей, и они упоминаются для того, чтобы можно было показать их специфику (visesa) как внутренних компонентов йоги в противоположность пяти компонентам, служащих внешними средствами йоги.
И здесь также концентрация, дхьяна и сосредоточение находятся в отношении причины и следствия; ввиду неизменности их предшествования и следования установлен данный порядок их перечисления. Таким образом, сначала надлежит определить концентрацию. Поэтому автор говорит: Концентрация - это фиксация сознания на определенном месте (desabandha). Вьяса говорит о внутренних, т. е. расположенных в организме данного индивида, местах: на пупочном центре nabhicakre).... Под словом и прочие нужно понимать нёбо (talu) и т. п. Фиксация, или направленность (bandha), есть связь (sambandha, соединение).

О внешних местах он говорит: ...или же на внешних объектах. Однако с внешними объектами сознание по своей природе не может вступать в непосредственное отношение.

Поэтому в бхашье сказано: Только посредством своего развертывания, т. е. только посредством познания (jnanamatrena) TV III. 1, с. 119.
2.1. В санскритском тексте pratyayaikatanata.

В логико-дискурсивных трактатах ключевое слово (термин) pratyaya обозначает дискретное содержание познавательного акта, или отдельную когницию.
2.2. В санскритском тексте aparamrsta.
2.3. Комментируя это краткое пояснение, Вачаспати Мишра пишет: Автор определяет дхьяну как то, что должно быть реализовано (sadhyam) с помощью концентрации (dharana). Однородность потока означает однонаправленность (ekagrata).

Комментарий Вьясы понятен сам по себе. Об этом говорится также в Пуране: Непрерывная последовательность содержаний сознания, сконцентрированных на Его форме и не отвлеченных желанием (nisprha) чего-либо иного,- это и есть дхьяна. Она, о царь, вызывается первыми шестью компонентами йоги TV III. 2, с. 120.

Дж. Вудс отождествляет цитату по Вишну-пуране (VI.7.89). См.

Woods, 1914, с. 204.
3.1. В санскритском тексте dhyeyakaranirbhasam.
3.2. В своем толковании к комментарию Вьясы Вачаспати Мишра поясняет: ...высвечивается (nirbhasa) лишь как форма созерцаемого объекта означает, что она проявляется как форма объекта созерцания (dhyeyakara), но не как форма самой дхьяны (dhyanakara).

Именно поэтому автор и говорит: …лишенная (Sunya - букв. пустая.- Пер..
- Но если дхьяна лишена собственной формы, то как может появиться объект созерцания?
Поэтому далее сказано: ...как если бы. Вьяса объясняет причину этого: ...благодаря полному растворению во внутренней природе (т. е. сущности) созецаемого объекта. Об этом сказано также в Пуране: Постижение (в тексте оригинала - grahana) его внутренней сущности (имеется в виду Вишну), свободное от ментального конструирования (kalpana - концептуализация), то, что должно быть реализовано манасом в углубленном созерцании, называется сосредоточением ( Вишну-пурана.VI.



7.90; отождествление Дж. Вудса см. Woods, 1914, с. 205, примеч.

1). Ментальное конструирование (концептуализация) есть различение процесса созерцания (dhyana) и объекта созерцания (dhyeya). Сосредоточение - то, что лишено такого различения.

Таков смысл комментария Вьясы.
Кешидхваджа, описав восемь вспомогательных компонентов йоги для Кхандикьи (подробно см. РЕ, с. 409-410), заключает: Знающий поле (ksetrajfia) - тот, кто обладает причиной (karani); знание есть инструментальная причина, или средство (karana), и оно лишено одушевленности (acetana). Выполнив задачу (karya) освобождения, оно, не имея более задач, которые должны быть решены (vaikr-takrtyam), перестает функционировать TV III.

3, с. 120 Об отождествлении цитаты из Вишну-пураны см. Woods, 1914, с. 205, примеч. 2.
4.1. В санскритском оригинале ...asya trayasya tdntriki paribhasd sarriyarna ifi. Мы предпочитаем оставить этот технический термин в транслитерации за неимением однозначного эквивалента.

В общем смысле санъяма обозначает собственно психотехническую процедуру как таковую.
Вачаспати Мишра пишет: Эти три слова - концентрация (dharana), созерцание, или дхьяна, и сосредоточение (samadhi) - употребляются везде в близком значении, и было бы чрезмерно трудоемким каждый раз приводить соответствующий технический термин (samjna). Поэтому для краткости автор говорит об их техническом употреблении (paribhasa) в сутре; Три вместе - санъ-яма.
Он объясняет: Имея одну и ту же сферу (ekavisayani) применения. Для устранения сомнения относительно их обозначающей способности (vacakatva) сказано: ...для этих трех. Система (tantra) есть наука (sastra). в которой излагается йога. В данной системе означает: в том, что к ней относится.

Сфера употребления термина санъяма как в сутре III, 16: Вследствие санъямы на трех изменениях и в других подобных случаях TV III. 4, с. 120-121.
5.1. Автор говорит о плоде овладения санъямой, средством реализации которого является практика (abhyasa): ...свет мудрости (prajnaloka). Свет мудрости обусловлен тем, что она пребывает в незамутненном потоке (nirmalapravahe), к которому не примешиваются другие содержания сознания (pratyaya) cm. TV III.

5, с. 121.
6.1. В санскритском тексте viniyoga
6.2. В санскритском тексте pranidhana; в издании Видьясагары здесь, однако, prasadat.
6.3. Вачаспати Мишра подробно разбирает комментарий Вьясы: В каких же случаях применение санъямы приносит свой плод? Патанджали поэтому говорит: Ее применение - постадийно (букв. на разных ступенях (bhumisu - уровнях), - Пер.) Автор бхашьи уточняет значение слова ступень: ...к той ступени.

Ее применение должно относиться к тому уровню, который еще не превзойден и который следует непосредственно после превзойденного уровня. Когда дискурсивное сосредоточение (savitarka samadhi) на грубом объекте (sthulavisaya) отработано посредством санъямы, ее последующее применение относится уже к недискурсивному (nirvitarka) сосредоточению, которым йогин еще не овладел.

Когда и это сосредоточение отработано (vailkrte), санъяма применяется к рефлексивному (savicare) сосредоточению, - таков смысл сказанного Вьясой. Подобным же образом - к нерефлексивному (nirvicare) сосредоточению.
Именно поэтому в Вишну-пуране, после того как достигнуто совершенство в практике сосредоточения (samapatti) на грубом объекте, введено (avatanta) сосредоточение на тонком (suksma) объекте. ...
- Но почему после того, как йогин овладел более низким уровнем сосредоточения, он овладевает более высоким уровнем? Почему не существует обратной последовательности (viparyaya) ?
- На это автор отвечает: Не овладев предшествующим уровнем сосредоточения, йогин не может.... Так, тот, кто отправляется из Шилахрады к Ганге, не может достигнуть ее, не миновав прежде Мегхаваны.
- Почему в комментарии сказано: Санъяма йогина, который благодаря почитанию Ишвары овладел более высоким уровнем...?
- Потому что эта цель, т. е. совершенство, обретаемое на более высоком уровне, может быть достигнута иным способом, т. е. благодаря уже одной преданности Ишваре. Ибо когда действие исчерпало свою функцию (nispaditakriye karmani), то средство его реализации (sadhana), не вызывающее более ничего специфического, выпадает из известной закономерности.



Содержание раздела