d9e5a92d

НАУМУКХИ


ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА Для того, чтобы делать эту крию, необходимо сидеть в падма-асане. По сути дела, другой альтернативной позы не существует. Те же, кто не может сесть в падма-асану, должны сесть, скрестив ноги перед собой.

Однако это положение значительно менее эффективно.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК Во время всей практики руки остаются жестко зафиксированными к полу по обе стороны от ягодиц. Существует два различных варианта их расположения:
1. Ладони лежат на полу. Пальцы вместе и направлены вперед.
2. Пятки ладоней прижаты к полу, а пальцы разведены в разные стороны.
На прилагаемом рисунке мы показываем только вариант № 1, а с вариантом № 2 вы можете поэкспериментировать самостоятельно. В принципе, эти варианты равноценны.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ Эта практика должна быть разделена на четыре стадии.
Стадия № 1 Начальное положение
Сядьте в падма-асану (если вы не можете сидеть в падма-асане, то сядьте со скрещенными ногами). Поместите обе руки по обе стороны ягодиц, прижав их к полу. Руки должны быть выпрямлены, но расслаблены. Откройте глаза.

Откиньте свою голову слегка назад. Таково начальное положение (см. № 11).
Стадия № 2 Вдох
Практикуйте шамбхави мудру; поддерживайте ее в течение всей практики. Слегка приоткройте рот. Медленно и глубоко вдохните ртом способом удджайи пранаяма. Представьте, что внутри вас проходит трубочка, которая связывает рот с мулядхара чакрой.

И как только вы это представите, ощутите, как дыхание направляется по ней к мулядхара чакре. Дыхание должно быть аккумулировано, чтобы создавать давление на мулядхару. Этот процесс показан на рисунке № 11. По мере окончания вдоха переходите к стадии № 3.
Стадия № 3 Удар ягодицами

Задержите дыхание. Зафиксируйте сознание на мулядхара чакре. Практикуйте мягкую форму мула бандхи.

Это вызовет легкие сокращения мулядхары. Выпрямите руки, поднимите ягодицы и все тело над землей (см. № 11а). Ударьте ягодицами об пол. Таким образом, выпрямляя и ослабляя руки, начинайте раз за разом ударять о землю.

Начинающим рекомендуется сделать это всего три раза. Постепенно порция должна быть увеличена до одиннадцати раз. Этот удар не должен быть жестким.

В течение всей практики сознание должно быть зафиксировано на мулядхаре. Затем переходите к стадии № 4.
Стадия № 4 Распространение
После завершения указанного числа ударов сядьте на пол. Прекратите выполнение мула бандхи. Расслабьте все тело. Выдохните с помощью удджайи пранаямы. Ощутите, как дыхание праны распространяется во всех направлениях от мулядхара чакры (см. № 116).

Это и есть окончание первого круга движений (стадии № 1—4). Проделайте семь таких кругов.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не ударяйте ягодицами слишком  сильно   об  пол,   ибо  в   этом случае вы можете серьезно навредить себе. Внимательно следите за копчиком и ни в коем случае не ударяйте им об пол. Ягодицы и тыльная поверхность скрещенных ног должны ударять об пол одновременно.
ДЫХАНИЕ Вдох и выдох должны делаться с помощью удджайи пранаямы. Вдох должен повлечь прану к мулядхара чакре ( № 11). Задержите дыхание на время ударов ягодицами ( № 11а).

Выдохните, ощущая распространение праны от мулядхара чакры ( № 116). Если вы считаете нужным, то можете сделать один полный вдох и выдох в промежутке между подходами.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Вы должны быть сознательны относительно дыхания, межбровного центра (шамбхави мудра), физических движений, аккумуляции и распространения праны от мулядхара чакры.
КОЛИЧЕСТВО УДАРОВ Когда вы будете ударять ягодицами, количество ударов будет связано с вашей способностью задерживать дыхание. Начинающим рекомендуется делать это только три раза. Рекомендуем добавлять по одному удару через несколько дней, чтобы в конце придти к одиннадцати ударам.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Практика занимает в среднем одну минуту на круг движения, следовательно, полный комплекс займет около семи минут.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Тадан крия должна делаться после Мандуки мудры и перед Наумукхи.
НАУМУКХИ (крия № 10) На санскрите слово «нау» означает «девять»; «мукхи» означает «врата». Таким образом, данная крия может быть переведена как «мудра девяти ворот». Она имеет и более развернутое название, которое звучит как «закрытие девяти ворот».



Это десятая крия, которая следует непосредственно за Тадан крией.
Первые девять крий мы классифицируем как техники пратьяхары. Наумукхи же первая из группы крий, нацеленных на развитие дхараны (концентрации). С этой стадии и далее ум становится все более и более целеустремленным.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ В человеческом теле есть девять отверстий, или ворот, через которые происходит восприятие информации из внешнего мира. Они таковы: два глаза, два уха, две ноздри, рот, анус и половой орган.
Есть также и десятые врата, которые называются Брахма двара (дверь Брахмы) и ведут к мистическому или трансцендентальному опыту и реализации. В обыденной жизни мы получаем всю информацию именно от этих девяти ворот. В Наумукхи же эти девять ворот временно закрываются.

Это предотвращает внешние раздражения и помогает открыть десятую дверь.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В Наумукхи используют следующие вспомогательные техники:
1. Удджайи пранаяма.
2. Кхетчари мудра.
3. Муля бандха.
4. Ваджроли мудра.
5. Йони мудра.
Ваджроли мудра Слово «ваджроли» вытекает из слова «ваджра», которое имеет множество значений. В контексте ваджроли мудры «ваджра» соотносится с названием нерва, который связывает половой орган с мозгом. Он может также восприниматься как психический проход, который зачастую ассоциируется с проходом сушумна.

Этот канал напрямую связан с пробуждением могучих психических сил.
Существует два типа исполнения ваджроли мудры. Один из них связан с майтхуной (сексуальным контактом при определенных вышеупомянутых условиях), а другой с одной из форм раджа-йоги. В крия йоге он стал использоваться значительно позднее.
Техника его такова: сядьте в любую удобную позицию. Поместите руки на колени и расслабьте все тело. Постарайтесь поднять сексуальный орган вверх посредством небольших толчков и напряжения сексуального органа и низа живота. Это усилие подобно тому, которое вы делаете, когда выпускаете мочу.

Но в этот раз моча должна быть задержана на некоторое время. Тестикулы у мужчины и вагина у женщины должны двигаться мягко для того, чтобы вызвать сокращения. Это — простая форма ваджроли мудры.
Цель этого упражнения — превратить ретас (сексуальную энергию) в оджас (высоко очищенную праническую или психическую энергию). Этот процесс называется Урдхва ретас — сублимация сексуальной энергии. Прана — это и оджас, и ретас в одном существе; ваджроли же помогает вызвать сублимацию грубого ретаса в более тонкий и очищенный оджас.
Йони мудра Слово «йони мудра» может быть переведено как «взывание к источнику». Йони мудра также широко известна как шанмукхи мудра, которая означает «позу семи ворот». Прежде, чем вы приступите к исполнению Наумукхи, мы рекомендуем практиковать йони мудру в течение нескольких дней.
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА Для мужчины это должна быть сиддха-асана, для женщины — сиддха-йони-асана. Эти две асаны наиболее приемлемы для того, чтобы создавать постоянное давление на мулядхара чакру в области промежности.
Если вы не можете сесть в эту асану, вы должны выбрать нечто подобное и удобное. Если необходимо, можно использовать подушку.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Поддерживайте спину прямой, но расслабленной. Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики. Выполните кхетчари мудру. Поместите руки на колени и расслабьте руки.

Глубоко выдохните и наклоните голову мягко вперед, как это показано на сопроводительном рисунке № 12. Отсюда начинайте первый цикл движения.

Зафиксируйте свое внимание на мулядхара чакре. Повторите «мулядхара» ментально три раза. Это повторение должно проводиться на задержке дыхания.

Затем вдохните способом удджайи пранаяма и начните продвигать сознание вверх по каналу арохан, как это показано на прилагаемом рисунке № 12. Ощутите прохождение вашего сознания через поля следующих чакр: свадхистхана, мани-пура, анахата, вишудхи. Не называйте их ментально, лишь касайтесь сознанием по мере прохождения. Начинайте поднимать голову, когда сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду ( № 12а). Вдох должен быть полностью завершен, когда сознание достигает бинду.

Задержите дыхание. Начните исполнять йони мудру, закрыв большими пальцами уши, указательными пальцами глаза, средними пальцами ноздри, а безымянными и мизинцами рот ( № 126). Не надо надавливать пальцами слишком сильно, достаточно лишь четко фиксировать положение закрытости «ворот».

Исполните муля бандху, но без джаляндхара бандхи. Исполните ваджроли мудру. На этой стадии все «врата» пребывают закрытыми.

Затем переведите внимание на канал аварохан.
Постарайтесь визуализировать блестящий медный трезубец (тришу), который располагается в области позвоночника, основанием своим упираясь в мулядхару, а три зубца вытягивая над вишудхи чакрой ( № 12в). Продолжайте задержку дыхания. От вишудхи трезубец начинает медленно подниматься вверх таким образом, что центральный зуб пронзает бинду. Как только трезубец пронзит бинду, ментально произнесите мантру «бинду бхедан» (буквально «пронзание бинду»).

Прочувствуйте, как мантра начинает распространяться во все стороны от бинду ( № 12г). Когда же это произойдет, трезубец

начинает опускаться в исходное положение, указанное на рисунке № 12в. Затем повторите подъем трезубца еще раз.

Еще раз произнесите мантру «бинду бхедан». Затем, снова опустите трезубец. Проделывайте эту манипуляцию с трезубцем настолько долго, насколько у вас, естественно, будет хватать задержки дыхания.



Содержание раздела