d9e5a92d

КРИЯ - ЙОГА


Подобная систематизация аспектов Йоги несколько условна, поскольку, как уже упоминалось выше, они взаимосвязаны и проникают друг в друга. Например, Хатха Йога, хотя и опирается на Асану и Пранаяму, заимствует ряд положений Ниямы (диеты, гигиенические приемы и т.п.), Пратьяхары (отвлечение чувств) и Дхараны (концентрация внимания).
Яма - правила общественного поведения. На этой стадии человек обучается гармонии в обществе, в котором живет. Живя в обществе, нельзя быть свободным от него, от связей с ним (экономических, культурных и других). Человек - существо общественное.

Все дальнейшие успехи в Йоге целиком зависят от окружающих общественных условий и от способностей ученика гармонизировать с ними.
Нияма - кодекс личного поведения. На этой ступени ученик работает над внутренним самоусовершенствованием, очищая себя физически, умственно и духовно.
Асана - положение тела, поза. На этом этапе происходит обучение различным упражнениям для подготовки тела и сознания к дальнейшим ступеням.
Пранаяма - контроль над энергетическими процессами организма в основном с помощью дыхательных приемов и самовнушения.
Эти четыре ступени, способствуя культурному развитию личности, оказывают на нее мощное психофизическое воздействие, гармонично ее совершенствуют, расширяют диапазон адаптации к всевозможным отрицательным и чрезмерным раздражителям, создавая высокий уровень здоровья. Это и есть Хатха Йога, с ней вы в основном и будете иметь дело в этой книге, взяв на вооружение элементы третьей и четвертной ступеней Йоги, то есть Асану и Пранаяму, а также первые две ступени: Яму и Нияму (Крия Йога).
Пратьяхара - отвлечение чувств, осуществление полного контроля над ними.
Дхарана - концентрация внимания, память, терпение, сдержанность.
Дхьяна - медитация или созерцание объекта.
Самадхи - устойчивая, управляемая Дхьяна, или состояние психического транса.
Последние четыре ступени дают человеку возможность полностью контролировать работу тела и сознания, развить Сверхсознание, достичь Богореализации. Ему становиться по плечу решение любых реальных задач. Наступает полная самореализация личности.

Но овладение этими стадиями возможно только с помощью компетентного учителя и после освоения первых четырех ступеней.
Часть 2
КРИЯ - ЙОГА
2.1. ЯМА И НИЯМА (1-2 ступени)
Для успешного продвижения к Йоге необходимо сначала освоить Крия Йогу. Практика показывает, что, не проработав этого аспекта Йоги, ученики по различным причинам не могут достичь сколько-нибудь серьезных результатов. Они или бросают занятия, или топчутся на месте, не в состоянии реализовать свои способности.
Можно сразу приступить к следующей ступени - физическим упражнениям, но параллельно следует обязательно осваивать Яму-Нияму. Этот компромиссный вариант намного хуже традиционного подхода: первым делом обучиться Крия Йоге.
Итак, следует начать с начальной ступени - Ямы, установления гармонии с социальной средой, поскольку социальные факторы оказывают решающее воздействие на человека по сравнению с другими влияниями и к ним труднее приспособиться. Общественные отношения требуют от человека реакций широкого диапазона, часть из которых оказывает вредное влияние на его здоровье и отрицательно отражается на жизни общества. Для ликвидации психических зажимов, отрицательных эмоций, психологических срывов существуют правила общественного поведения. Выполняя их, ученик предотвращает формирование в своей психике и поведении отрицательных черт.

Ему не приходится стыдиться каких-либо плохих поступков, краснеть за себя. Он освобождается от пороков и вредных привычек. Его тело и сознание удерживаются в уравновешенном состоянии.

Раскрываются подлинно духовные качества личности.
Почти все заболевания и страдания человека возникают вследствие прямых или косвенных психологических или, как говорят Йоги, кармических причин. Отрицательные эмоции, стрессы, вредные привычки, нехорошие, неправильные поступки, слова и мысли ведут к заболеваниям тела и нарушениям психики. Заболевания могут проявиться даже спустя многие месяцы и годы после воздействия указанных выше факторов.


Для борьбы с этим рекомендуется первая ступень Раджа Йоги (Йога Патанджали). Ее название - Яма - несет определенную символику. Согласно индийской мифологии. Яма - бог смерти.

Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени Йоги ученик должен нанести смертельный улар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов, соблюдение которых обязательно при всех обстоятельствах, во всех случаях жизни, независимо от места, времени, возраста и других факторов.
1. Ахимса - не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах, искоренив ненависть и зло, то есть относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам; любить их и бороться лишь со злом, которое в них есть, а не с ними самими. Впрочем, Ахимса должна соблюдаться в отношении всех живых существ. В Индии говорят, что у Йога, соблюдающего Ахимсу, настолько сильно влияние исходящих положительных вибраций, что в его присутствии даже тигр играет с ягненком и не проявляет никакой агрессии.

У всех, кто вступает в контакт с адептом Ахимсы, исчезает всякая враждебность по отношению к нему.
Все остальные разделы Ямы логически вытекают из первого и расширяют его смысл.
2. Сатья - правдивость и искренность в мыслях, словах и делах, поскольку правда выражает истину, реальность. Неискренность, нечестность, оскорбление, ругань, ложь, клевета искажают реальность и должны быть уничтожены. Если правда может нанести вред вашему собеседнику, обманывать его все же не стоит: лучше промолчать и вместо советов оказать ему конкретную поддержку в его проблемах и трудностях.

Действия лучше отражают свойства человека, чем слова. Когда правдивость утверждается в человеке, он получает в дар возможность для дальнейшей духовной эволюции.
3. Астейя - не присвоение чужого (не стяжательство) мысленно, на словах и в делах. Это избавление от воровства, жадности, зависти и всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими и подлыми, калечат их сознание, ведут к подрыву доверия, злоупотреблениям положением, властью. Воровство иногда приобретает очень тонкую форму.

Например, когда люди злоупотребляют вниманием собеседника, они крадут его личное время, забывая о том, что наша человеческая, материальная жизнь не бесконечна, и потраченное время не вернешь. Помните, что человек, соблюдающий Астею, достигает в жизни благополучия.
4. Брахмачарья - воздержание от сексуального потворства, умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Это культура чувств. Становиться рабом своих чувств и эмоций, стремиться к наслаждениям - пустая трата времени и сил, отход от гармонии и духовной эволюции. Как считал один из выдающихся Учителей Йоги XX века Свами Шивананда: Утверждение в Брахмачарье наделяет колоссальной энергией, очищает разум, вырабатывает гигантскую силу воли, дает ясное понимание природы вещей, помогает хорошо различать истинное от ложного, дарует прекрасную память. Это основа для обретения духовного бессмертия (Sivananda Swami.

Practice of Karma Yoga. Sivanandanagar. India. 1985. pp. 266-267.

Перевод: Шри Свами ШИВАНАНДА. Практика Карма Йоги. /Пер.с англ., прим.: Очаповский А.П. - Уфа, 2001).
5. Апариграха - отклонение ненужных даров, свобода от алчности, накопительства в мыслях, на словах и в делах, от перегрузки роскошью. Не следует брать вещей, в которых нет действительной нужды, брать незаслуженные дары или подарки, ставящие человека в зависимость от кого-либо. Впрочем, принятие любого дара в какой-то степени ставит человека в зависимость. Накопительство делает разум беспокойным, появляется страх потерять приобретенное, возникает причинно-следственное (кармическое) страдание.

Это серьезное препятствие для духовной жизни. Наступает дисгармония трех начал человека. Когда Апариграха становится достоянием личности, постигается правильное понимание смысла рождения и смерти.
Несоблюдение этих пяти правил пагубно для индивидуума и общества в целом, так как способствует насилию, лживости, воровству, распутству и жадности, одним словом, привносит хаос в отношения между людьми, что ведет к их страданиям и делает невозможным создание равновесия, гармонии сознания человека и всего общества. Печальным примером является история нашей страны после 1917 года. Уничтожение многих духовных исторических ценностей и отсутствие нравственной опоры в сознании людей привело СССР к величайшему духовному, экономическому и политическому кризису.
Правила Ямы позволяют Йогу вести настоящую духовную жизнь. От их реализации выигрывает и человек, и природа, и общество. Их нарушение создает такие проблемы, как война, загрязнение окружающей среды, многие уголовные преступления и другие. Все вредные привычки и поступки человека вытекают из нарушений этих правил. В начале занятий Йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом утром и вечером в спокойной обстановке не менее 15 минут и не более часа.

Постепенно это войдет в привычку, установится постоянный автоматический (подсознательный) самоконтроль. Анализируя свое поведение, ученик должен выявить все свои плохие качества и бороться с ними. Для этого он должен культивировать противоположные, то есть положительные качества.

Со временем они вытеснят из его слов, мыслей и действий все отрицательное. Если же все время думать о плохом, то оно еще крепче осядет в сознании, так как в коре головного мозга будет создана отрицательная доминанта. Итак, желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые бы вы хотели приобрести, а не на тех, от которых хотите избавиться.

Следует вырабатывать в себе дружелюбие, симпатию, сострадание к окружающим, радость, равнодушие к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя и наркотиков и другие), избегать общества плохих и порочных людей, оказывающих на вас отрицательное влияние и мешающих вашему духовному, умственному и физическому совершенствованию.



Содержание раздела