d9e5a92d

Карма Йога в Гите


VI.1. Четыре пути
Союз с Богом является целью этой человеческой жизни. Это является смыслом нашего существования. Это величайшее благо жизни.

Этого можно достигнуть, следуя по пути Бхакти Йоги, Раджа Йоги или Карма Йоги.
Бхакти Йога - это путь преданности или путь любви, который подходит для людей преданного темперамента, в которых преобладает элемент любви. Женщины подходят для этой Бхакти Йога Марги, поскольку любовь преобладает в них. Раджа Йога подходит для людей мистического темперамента. Некоторые любят приобретать Сиддхи (силы).

Они могут выбрать этот путь. Джнана - это путь Веданты. Люди рационального темперамента, обладающие силой рассудка, сильным индивидуальным мышлением и смелым рассуждением, могут выбрать этот путь.

Те, кто обладает активным темпераментом, могут следовать по пути Карма Йоги.
Бхакти Йога подходит для громадного большинства преданных. Обычно во всех людях существует смешение преданного и интеллектуального темпераментов.

Некоторые являются чисто преданными, некоторые - чисто интеллектуальными. Человек может также реализоваться через бескорыстную Карма Йогу.

Карма Йога очищает ум (Читта Шуддхи) и подготавливает ученика к Джнана Йоге. Люди активного темперамента должны выбрать Карма Йогу. Бхакти Йога классифицируется также как умственная Карма. Она идёт, если так можно выразиться, под вывеской Карма Йоги.

Раджа Йога также является формой Бхакти Йоги. В Бхакти Йоге преданный абсолютно подчиняется Богу. Раджа Йог обладает тонким эгоизмом. Бхакта зависит от Бога.

Он необычайно покорный. Раджа Йог напрягается и утверждается. Он является типом Сватантра (независимый). Бхакти Йога и Джнана Йога не являются несовместимыми, как кислота и щёлочь.

Человек может комбинировать однонаправленную преданность с Джнана Йогой. Плодом Бхакти Йоги является Джнана. Высшая любовь (Парабхакти) и Джнана едины. Совершенное знание является любовью.

Совершенная любовь является знанием.
Шри Шанкара, Кевала Адвайта Джнани, был великим Бхактой Бога Хари, Хара и Дэви. Джнана Дэв из Аланди, Пуна, великий Йог, был Бхактой Господа Кришны.

Шри Рамакришна Парамахамса поклонялся Кали и обрёл Джнану с помощью Свами Тотапури, своего Адвайта Гуру. Бог Гауранга из Бенгалии был великим Адвайта Ведантическим учёным, и, тем не менее, он танцевал на улицах и рыночных площадях, воспевая Имена Хари.

Аппая Дикшитар, знаменитый Джнани из Адайяпалама (Северный Район), автор “Сиддханта Леши” и различных других Ведантических книг, был преданным Господа Шивы.
Следовательно, можно заключить, что Бхакти может с большим успехом сочетаться с Джнаной. Целью Раджа Йоги является контроль всех мыслеволн, или умственных видоизменений. В первой главе Йога Даршаны во второй Сутре Патанджали Махариши можно прочесть:
“Йога является сдерживанием умственных модификаций.”
(Йогащ Читта Вритти Ниродхах.)
Это определение Раджа Йоги согласно Патанджали Махариши. Шри Джнана Дэв, Горакнатх, Раджа Бхартрихари и Садащива Брахман - все были Раджа Йогами большой репутации и славы.
Бхакти является средством для достижения цели. Она даёт чистоту ума. Она устраняет Викшепу (блуждание ума).

Сакамья Бхакти (преданность с ожиданием) приносит Сварга и Брахмалоку для преданного (Уттамалока Прапти). Нишкамья Бхакти (любовь без ожидания плодов или результатов) приносит Читта Шуддхи, и посредством чистоты ума ученик обретает Джнану.
VI.2. Живите согласно вашему идеалу
Вы должы иметь в жизни свой собственный идеал и должны упорно стараться осуществить идеал. Люди отличаются по своим способностям, умственным и интеллектуальным достоинствам, по физической и умственной силе при выполнении дел. Следовательно, разные люди должны обладать разными идеалами. Только тогда они могут быстро эволюционировать. Только тогда они получат безусловную реализацию и быстрый прогресс.

Идеал одного человека не подойдёт другому. Если человек придерживается идеала, который он не может реализовать, идеала, который находится за пределами его достижения и способности, он становится разочарованным.

Он откажется от своих попыток и станет Тамасическим.


Вы должны иметь свой собственный идеал. Вы можете реализовать идеал в данный момент или спустя десять лет, идя и спотыкаясь. Это неважно, сколько времени это займёт. Каждый человек должен изо всех сил стараться жить согласно своему идеалу. Он должен приложить всю свою энергию, нервную силу и волю в реализации своего идеала.

Вы можете наметить свой идеал согласно своего стандарта. Если вы неспособны сделать это, обратитесь к своему руководителю.

Он выберет для вас идеал, который будет подходить вашим способностям и стандарту.
Один человек может сказать: “Я буду учить деревенских детей и дам им бесплатное образование. Это мой идеал в жизни.” Другой может сказать: “Я буду служить больным людям и заботливо ухаживать за ними. Я присоединюсь к любой организации Сева и буду предлагать бесплатные услуги до конца своих дней. Служение больному является моим идеалом.” Третий человек может сказать: “Я буду ходить от двери к двери и обращаться к людям, чтобы начать Кшеттар для кормления Садху и Санньясинов. Это мой идеал.” Четвёртый может сказать: “Мой идеал - это Самореализация.

Я отправлюсь в Ганготри и поселюсь в пещере и буду выполнять напряжённую медитацию. Это мой идеал.” Всё это вполне корректно, согласно способностям и стандартам этих людей. Вы должны постепенно приводить идеал к реализации Бога или Брахмана. Высшим идеалом является Самореализация. Служение, поклонение и т.д. конечным результатом имеет реализацию внутреннего Я. Идеал обладать этическим совершенством ниже идеала Самореализации.

Но он ведёт к Самореализации. Самореализация - это высший идеал в жизни.

Это самый трудный из всех идеалов для осуществления. Тот, кто пытается совершить Самореализацию, совершает лучшее служение человечеству.
Не следует с презрением относиться к человеку, который обладает низким идеалом. Он, может быть, обладает детской душой, которая ещё только ползёт по моральному и духовному пути. Ваша обязанность состоит в том, чтобы помочь ему всеми возможными способами в реализации или осуществлении его идеала.

Вы должны оказать ему все виды поддержки в его искренней попытке достичь своего собственного высшего идеала.
Следует с прискорбием отметить, что огромное большинство людей вообще не обладает идеалом. Даже образованные люди не лелеют какой-либо идеал. Они живут бесцельной жизнью и поэтому дрейфуют туда-сюда, подобно соломинке на ветру. Они не совершают прогресса в жизни. Разве это не весьма бедственное положение?

Это действительно весьма прискорбно! Очень трудно обрести человеческое рождение, и тем не менее люди не осознают важность обладания идеалом и стремления к нему. Идеал “есть, пить и быть женатым” принят эпикурейцами, обжорами и богатыми людьми.

Эта школа мысли имеет бесчисленных последователей, и их число неимоверно разрастается изо дня в день. Это идеал Вирочаны. Это идеал Асур и Ракшасов. Этот идеал приведёт человека в самые тёмные области несчастья и печали, “вечного озера огня”.

Благословен тот человек, который имеет идеал и упорно борется за то, чтобы жить согласно своему идеалу, поскольку скоро он достигнет Божественного сознания. Слава искренне борющимся душам!
VI.3. Карма Ништха
Пророк Ишавасья Упанишады описывает в первой Шлоке метод вхождения в Джнана Ништху. Смысл Шлоки следующий:
“Во всём этом, движущемся и неподвижном, пребывает Бог. Отрекитесь от названий и форм, отрекитесь от чувственных наслаждений и наслаждайтесь Атмическим блаженством. Не завидуйте чьему бы то ни было богатству.”
Это путь Нивритти Марга для Санньясинов. Во второй Шлоке провидец описывает Карма Ништху для домохозяев, которые не в состоянии следовать по пути отречения, приняв Санньясу.
“Если человек желает прожить на этой земле сто лет, он должен жить, совершая Карму. А раз так, если вы живёте, как человек, не существует иного пути, кроме этого, с помощью которого Карма не будет цепляться к вам.”
В Нараяна Упанишаде сказано:
“Вначале были заложены эти два пути: путь через Карму и путь через Санньясу. Последний заключается в отречении от тройственного желания: жены, сына и богатства. Из этих двух путь через Санньясу предпочтительнее.”
Тайттирия Упанишада также говорит:
“Отречение (Ньяса) определённо предпочтительнее.”
В Гите Шри Кришна также упоминает о Карма Ништхе и Джнана Ништхе:
“О безгрешный, в этом мире существует двойственный путь, о котором я говорил прежде: это Йога с помощью знания Санкхйи, и Йога с помощью действия Йогов.”
Здесь Санкхья Йога означает Веданта, а не философия Капилы Муни.
Бхагаван Вьяса после длительного обсуждения сообщил своему сыну о своём твёрдом решении:
“Тогда эти являются двумя путями, на которых основаны Веды. Оба курса - один, который ведёт к Карме, и другой, который уводит от Кармы, - уже были объяснены, и т.д.”
Ништха означает совершенную преданность и привязанность к собственному идеалу. Здесь не происходит волнения или колебания ума. Йог Карма Ништхи обладает твёрдой непоколебимой уверенностью в том, что его Ништха приведёт его к цели и к достижению высшего блаженства.

Он погружается в Карму. Он растворяется в Карме. Раджа Джанака имел свою Ништху в Карма Йоге. Шри Махатма Гандиджи был Йогом Карма Ништхи.

Он никогда не отклонялся от своего идеала. Он был установлен в своей Ништхе. Ништха является непременным условием успеха. Только тогда человек может применить всё своё сердце, ум и интеллект для имеющейся работы. Неудача происходит из-за недостатка Ништхи.

Ништха развивает силу воли. Ништха помогает быстрому росту и быстрой эволюции.

Ништха устраняет камни преткновения на пути реализации.



Содержание раздела