d9e5a92d

Карма и свобода


Мужчина должен служить обществу согласно своему темпераменту, вкусу и способности. Это поможет в очищении его ума. Он должен служить с Нишкамья Бхавой как почётный член. Он не должен получать какого-либо вознаграждения.

Он должен развить дух патриотизма. Он должен служить стране. Служение стране является служением Матери Кали.

Это - поклонение Матери в чистом виде.
Он должен соблюдать обязанности своего Варнашрама. Брахмин должен соблюдать спокойствие, самообуздание, аскетизм, чистоту, прощение, прямоту или честность, мудрость, знание и верить в Бога.
Кшатрия должен проявлять доблесть, великолепие, твёрдость, ловкость, храбрость, щедрость и обладать природой правителя.
Вайшья должен заниматься сельским хозяйством, торговлей и скотоводством.
Шудра должен служить остальным трём кастам.
Брахмачари должен изучать религиозную литературу до тех пор, пока он не достигнет 25 лет. Если он принял обет пожизненного Брахмачари, если он хочет стать Найштхика Брахмачари, ему нет необходимости входить в стадию домохозяина.

Он должен обладать стабильным подлинным бесстрастием и способностью различать. Только тогда он действительно извлечёт пользу.

Он может посвятить всю свою жизнь духовным занятиям.
Если Брахмачари не желает придерживаться курса пожизненного безбрачия, он может стать домохозяином; получив образование, он может жениться. Периодически он может посещать свою жену, чтобы дать потомство и сохранить род, но не для чувственного удовлетворения.

Его можно назвать Брахмачари, если он строго придерживается вышеуказанного правила. После того, как он закончит стадию домохозяина и организует соответствующее положение в обществе для своего сына, он может стать Ванапрастхой один или вместе с супругой. Он не должен оставаться в доме до конца своей жизни. Если он останется дома, для его детей наступят различные беспокойства и Моха.

Если ему покажется трудным покинуть дом, он может остаться в коттедже за домом. Если ему покажется трудным и это, он может оставаться наверху или в уединённой комнате и может общаться с посетителями и жильцами дома по вечерам с четырёх до пяти. Если Ванапрастха захочет, он может принять Санньясу. Ванапрастха является лишь подготовительной ступенью для Санньясы.

Слава и свобода Санньясина трудно описуема. Только Санньясин может оборвать все виды привязанностей. Иначе всегда остаётся какая-то тонкая связь. Как только человек принял Санньясу, он должен умереть для членов семьи. Иначе они всегда будут думать о том, чтобы что-то получить от него.

Тонкая привязанность в уме останется с обеих сторон. Вполне достаточно подставить одну спину под колесо рождений и смертей. Сам цвет оранжевой мантии даёт силу и чистоту. Я не верю тем людям, которые говорят: “Мы окрасили соответствующим образом наши сердца”. Это - робость и лицемерие.

Здесь всё ещё имеют место Моха, Рага и Васаны, затаившиеся в этих людях. Если имеет место внутренняя перемена, обязана произойти внешняя перемена.

Я должен признать, что искоренение эгоизма, Санкальп и Ашрама-Бхеда - абсолютно необходимо. Почему тогда Шри Шанкара и Шри Свами Сатчидананда Рамакришна приняли Санньясу? Какова необходимость в этом порядке вообще?

Санньяса имеет свои преимущества.
Бог Кришна говорит в Гите:
“Четыре касты произошли из Меня благодаря различному распределению качеств и действий; познай Меня, чтобы быть автором их, несмотря на бездействие и неисчерпаемость.” (гл.4, Шлока 13)
Во всём мире существует эта классификация каст. Католические священники и преподобные проповедники представляют собой Брахминов. Они совершают медитацию и проповедь.

Солдаты на Западе являются Кшатриями Раджпутаны. Деловые люди на Западе являются Вайшьями. А те, кто выполняет лакейскую службу, являются Шудрами. Эта классификация образована согласно качеству человека.

Те, кто являются Саттвическими людьми, являются Брахминами; те, кто Раджасические, являются Кшатриями; а те, кто Тамасические, являются Шудрами. Это классификация согласно Гун и Кармы.
Я скажу несколько слов о совести. Некоторые люди говорят: “Мы можем обнаружить добро и зло, правильное и неправильное, обратившись лишь к своей совести.” Ни один индивидуум не способен сделать это, обратившись лишь к своей совести. Она может дать некий ключ к разгадке и помощь. Совесть не является безошибочным руководителем. Совесть человека изменяется в соответствии с его опытами и образованием.



Совесть является собственным интеллектуальным убеждением. Совесть человека говорит в соответствии с его тенденциями, привычками, страстями, склонностями, способностью и образованием. Совесть дикаря говорит на языке, совершенно отличном от того, на котором говорит совесть цивилизованного европейца.

Совесть африканского негра говорит на языке, совершенно отличном от такового этически развитого Йога из Индии. Спросите клерка: “В чём твои обязанности?” Он скажет: “Я должен заработать денег, чтобы содержать свою семью и родителей. Я не должен причинять вред другим.

Я должен читать Рамайяну.” У него нет и представления о законах Природы. Он будет слепо подчиняться законам, какие бы они ни были. Если вы спросите его: “А в чём заключается твоя обязанность по отношению к стране и человечеству? Что является правильным и неправильным? Что является добром, а что - злом?” Он будет просто хлопать глазами.

Спросите водителя машины: “В чём заключается твоя обязанность?” Он скажет: “Как бы то ни было, я должен зарабатывать в день 20 рупий. Я должен купить 10 галлонов бензина, шины, всевозможные тюбики и масла.

Шины стоят очень дорого. У меня шесть дочерей и пять сыновей. Я должен защищать их.” Если вы спросите его что-нибудь о Боге, добродетелях, Мокше, рабстве и свободе, о правильности и неправильности, он будет озадачен.

Почему так много расхождений между побуждениями совести двух людей одной и той же касты, религии или веры? Почему мы обнаруживаем десять различных видов совести у десяти людей из одного района и одной и той же коммуны? Одного лишь голоса совести недостаточно для руководства человеком в понимании законов Господа, хорошего и плохого, добра и зла и других обязанностей жизни.

Только Шастры и реализованные личности (Апта вакьям) действительно могут руководить человеком в осуществлении его обязанностей эффективным способом. По этой причине Господь Кришна подчёркнуто заявляет:
“Тот, кто отбросил законы священных писаний и следует побуждениям желания, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели. Следовательно, пусть священные писания будут твоим авторитетом в определении того, что следует делать, и того, что не следует делать.

Зная, что заявляют законы священных писаний, ты должен работать в этом мире.” (гл.16, Шлоки 23,24).
III.3. Три Гуны
Для Карма Йога абсолютно необходимо ясное понимание трёх Гун и их действий. Тот, кто обладает знаниями о трёх Гунах, может лучше совершать свою работу и делать её более эффективно.
Пракрити состоит из трёх Гун, или сил, а именно: Саттвы, Раджаса и Тамаса. Саттва - это гармония, или свет, или мудрость, или равновесие, или добро. Раджас - это страсть, или движение, или активность. Тамас - это инерция, или бездействие, или темнота.

Во время Космической Пралайи эти три Гуны существуют в состоянии равновесия. Во время Сришти, или проекции, возникает вибрация и проявляются три качества физической вселенной.

Эти три качества захватывают в рабство Дживу или индивидуальную душу. Хотя Саттва является желательным качеством, тем не менее, она также связывает человека.

Она является золотыми оковами. Раджас является источником привязанности и жажды к жизни. Он вызывает привязанность к действию.

Тамас привязывает человека к небрежности (Прамада), лени (Аласья) и сну (Нидра).
Эти три качества неотделимы друг от друга. Никто не является абсолютно Раджасическим, Саттвическим или Тамасическим. Иногда в человеке преобладает Саттва.

Он спокоен и безмятежен. Он спокойно сидит и поддерживает возвышающие душу мысли. Он изучает религиозную литературу. Он говорит на божественные темы. Когда преобладает Саттва, два других качества временно подавлены.

В другое время преобладает Раджас. Человек совершает действия. Он движется.

Он планирует, создаёт схемы, рассчитывает. Он жаждет силы, богатства и действия.

Когда преобладает Раджас, Саттва и Тамас временно подавлены. Иногда преобладает Тамас, и человек становится ленивым. Он чувствует леность, лень и вялость. Он скучный и ощущает сонливость.

Когда преобладает Тамас, Саттва и Раджас временно подавлены.
У одних людей господствует Саттва, у других - Раджас, а у третьих - Тамас. Когда изо всех ворот тела излучается свет мудрости, тогда по этому признаку мы можем узнать, что возрастает Саттва.

Алчность, выходящая энергия, предприятие действия, беспокойство и желание - это является порождением возрастания Раджаса. Темнота, заблуждение, косность, небрежность являются порождением возрастающей инерции. Если во время смерти господствует Саттва, тогда человек переходит в чистый мир мудрецов. Если в момент смерти господствует Раджас, человек, без сомнения, будет рождён среди тех, кто привязан к действию.

Если человек умирает, когда господствует Тамас, он будет рождён в бессознательной утробе.



Содержание раздела