d9e5a92d

Что такое Свадхарма?


III.1. Что такое Свадхарма?
В английском языке нет соответствующего эквивалента Санскритскому термину ‘Дхарма’. Обычно под этим подразумевают ‘обязанность’ и ‘праведность’. Любое действие, которое хорошо рассчитано, чтобы дать Шреяс (освобождение) и Абхьюдаю (восторг), является Дхармой. То, что приносит человеческим существам благополучие, является Дхармой.

Слово 'Дхарма' происходит от корня 'Дхри', который означает 'поддерживать' или 'держать'. То, что поддерживает, является Дхармой.

Люди поддерживаются с помощью Дхармы. Поскольку это одновременно поддерживает и держит, это называется Дхармой.

То, что обеспечивает безопасность существа, является Дхармой. 'Свадхарма' означает собственную человеческую обязанность в соответствии с Варнашрамом или кастой и образом жизни, который образован согласно Гунам или качествам, порождённым природой человека.
Бог, религия и Дхарма неотделимы друг от друга. Человек развивается благодаря практике Дхармы, согласно своей касте и образу жизни.

В конце концов, он достигает Самореализации, конечной цели жизни, которая приносит бесконечное блаженство, высший мир, нерушимую радость, высшее знание, вечное удовлетворение и бессмертие.
Признаком Дхармы является Ачара (хорошее поведение). Ачара является признаком добра. Ачара выше всех учений.

Из Ачары порождается Дхарма, а Дхарма делает жизнь величественной. С помощью Ачары человек достигает известности, энергии и силы сейчас, здесь и впоследствии.

Ачара является высшей Дхармой. Ачара является основой всех видов Тапаса.
Дхарма стоит в начале перечня четырёх Пурушартх, а именно: Дхармы, Артхи, Камы и Мокши. Дхарма дарует благополучие, удовлетворение желаний и, в конце концов, освобождение.
“Брахмана был ртом Брахмы; Раджанья (Кшатрий) был порождением Его двух рук; Его два бедра породили Вайшью; а Шудра был порождением Его двух стоп”. Четырьмя кастами являются Брахманы, Кшатрии, Вайшьи и Шудры.

Самоограничение, спокойствие, терпение, аскетизм, чистота, вера в Бога, прощение, самопожертвование, справедливость, честность, мудрость, обучение и изучение Вед, выполнение жертвоприношений, а также управление другими в поднесении жертвоприношений и даров и получение даров - всё это является обязанностями Брахмана, рождённого в своей собственной природе.
Храбрость, щедрость, сила, доблесть, великолепие, твёрдость, ловкость, неубегание с поля битвы, природа правителя, защита людей, дарение, выполнение жертвоприношений и изучение Вед - всё это составляет обязанности Кшатрия, рождённого в своей собственной природе.
Земледелие, скотоводство, торговля, благотворительность, совершение жертвоприношений, изучение Вед, вовлечённость в торговлю, финансы и сельское хозяйство являются обязанностями Вайшьи, рождённого в своей собственной природе.
Щедрое служение всем этим кастам является обязанностью Шудры, рождённого из своей собственной природы.
Много зла возникло из-за того, что люди одной касты стали заниматься работой других каст и больше думать о правах собственной касты, данных им, нежели о предписанных обязанностях.
Брахманы и Кшатрии твёрдо заявили о своих привилегиях и отказались от тяжёлого бремени, возложенного на их касты. Естественно, их отношение спровоцировало оппозицию и антагонизм, которые пришли на смену доброму взаимному отношению и служению. В результате этого каста стала социальным злом вместо того, чтобы быть структурой, поддерживающей всё в счастливом порядке.

Если бы люди различных каст практиковали свои Дхармы, кастовый беспорядок ушёл бы в небытие и воцарился бы мир изобилия и радости.
Ашрамов или стадий жизни четыре, а именно: Брахмачарья, стадия ученичества, Грахастхья, стадия семейной жизни, Ванапрастха, стадия жизни в лесу или уединения, и Санньяса, стадия полного отречения. Каждая фаза жизни имеет свои собственные обязанности.

Ни в одной из этих стадий человек не должен брать на себя специфические обязанности других трёх стадий. В настоящий момент трудно поддерживать или соблюдать в мельчайших подробностях древние правила, поскольку очень сильно изменились условия.



Но если мы можем поддерживать ясную идею основных обязанностей каждой стадии, мы будем в состоянии превратить жизнь в регулируемый курс развития и неуклонного роста.
Жизнь ученика начинается с церемонии Упанайи, его второго рождения. В Ману Смрити вы найдёте: “Пусть ученик будет вечно вовлечён в изучение Вед и в служение своему наставнику. Пусть ученик воздерживается от вина, мяса, духов, изысканных блюд, гирлянд, компании женщин и от чувственных воздействий.

Пусть он откажется от похоти, гнева, алчности, танцев, пения и игры на музыкальных инструментах, от игры в игральные кости, от болтовни, клеветы и лжи”.
“Пусть ученик всегда спит один и пусть никогда не растрачивает своё семя. Тот, кто благодаря похоти теряет своё семя, разрушает свой обет. Он должен развивать дух служения, гуманизма и послушания. Он должен тщательно формировать свой характер.

Он должен быть целомудренным в мыслях, словах и делах”.
Затем следует стадия домохозяина. Ученик, закончив свои обязанности, вступает в фазу Грахастхьи, когда он готов выполнять обязанности и нести ответственность в качестве жизни домохозяина. Из всех Ашрамов домохозяин или семьянин является высшим, поскольку в действительности он поддерживает все три остальных Ашрама.

Подобно тому, как водопады и реки текут, чтобы закончиться в океане, точно так же Ашрамы текут для того, чтобы успокоиться в домохозяине. Это - поле для развития различных добродетелей, таких, как милосердие, любовь, щедрость, терпение, терпимость, чистота, благоразумие и правильное суждение. С великим прискорбием следует отметить, что великолепие, торжественность и благородство этой стадии жизни ныне потеряны из-за путаницы её обязанностей с обязанностями ученика, вызванной дурной современной традицией детской женитьбы. Сейчас нет идеала в жизни семьянина.

По этой причине теперь возросло число Санньясинов. Центральным звеном учения Гиты и Йоги Васиштхи является Самореализация, которая должна быть достигнута в миру и посредством мира.
Позвольте мне напомнить вам один важный момент из Гиты, который даст покой и блаженство вашему уму:
“Лучше плохо выполнять собственные обязанности, пусть и лишённые заслуги, нежели хорошо выполнять обязанности другого человека. Лучше умереть при исполнении собственных обязанностей; обязанности другого человека полны опасности”.
Есть ещё один важный момент. Вы должны ясно понять, что правильное исполнение обязанностей без привязанности в любой фазе жизни приведёт к Самореализации и освобождению. Внимательно прочтите следующий анекдот о добродетельной женщине и мяснике:
Санньясин удалился в лес для практики Йоги. Он оставался в пещере в течение двенадцати лет. Он практиковал Пранаяму, Кхечари Мудру и различные Йогические Крийи. Он развил определённые силы благодаря этой практике.

Однажды он сидел в тени дерева. Журавль сел на ветку дерева и сбросил экскременты прямо на голову Санньясина. Санньясин был взбешён.

Он свирепо посмотрел на журавля. Йогический огонь сразу же вышел из макушки его головы и мгновенно превратил журавля в пепел.

Санньясин возрадовался замечательной силе, которой он обладал.
Затем он отправился в город для того, чтобы добыть свою обычную милостыню. Он остановился у двери домохозяина, распевая 'Нараяна Хари'.

Женщина в доме была занята ухаживанием за своим больным мужем. Это была очень целомудренная женщина, которая была необыкновенно предана своему мужу. Она соблюдала Пативрита Дхарму. Она ответила из окна: “О, Бхикшу, подождите, пожалуйста, немного”. Санньясин был весьма раздосадован.

Он подумал: “Посмотрите, какая высокомерная природа у этой женщины. Она попросила меня подождать. Она не знает о моих Йогических силах”. Пока он так размышлял, женщина сказала: “О, Бхикшу! Здесь нет журавля.

Не воображай о себе слишком много. Не будь таким напыщенным из-за своих Сиддх.” Санньясин стоял в немом изумлении.

Он спокойно ждал. Наконец женщина вышла наружу с милостыней для Санньясина.

Санньясин распростёрся у её ног и спросил её: “О, Дэви, как ты смогла прочесть мои мысли?” Женщина ответила: “О, Свамиджи! Я ничего не знаю о Пранаяме или разновидностях Йогической Крийи. Я заставила ждать тебя, поскольку я была занята уходом за своим больным мужем. Я невежественная женщина.

Я искренне предана своему мужу. Я считаю его своим Гуру и Богом. Я поклоняюсь ему. Я не хожу в храмы. Я не повторяю Мантры.

Я день и ночь служу своему мужу. Я беспрекословно повинуюсь его словам.

Я мою его стопы. Я следую по стопам Савитри, Нараяни и Анасуйи.

Я засыпаю после того, как он заснёт. Утром я встаю до того, как он проснётся. Он является предметом моего обожания. Благодаря такому служению, преданности и обязанности по отношению к своему мужу я получила просветление. У меня чистое сердце.

Я могу читать ваши мысли. В этом секрет моей Абхьясы.

Если вы хотите научиться большему, идите к мяснику, который продаёт мясо на большом рынке. Он научит вас кое-чему необыкновенно интересному и важному. Вы действительно будете в восторге.

Вы действительно получите огромную пользу”.



Содержание раздела