d9e5a92d

Самотождественностъ объекта


- Почему?
- Как может страх смерти, имеющий своей причиной воспоминание о прошлом страдании и отвращение к нему, появиться у только что рожденного существа, которое еще не обладает опытом того, что все живое подвержено смерти? Кроме того, самосущая реальность не нуждается в причине для своего возникновения. Следовательно, это сознание, наполненное не имеющими начала бессознательными впечатлениями и актуализирующее лишь некоторые из них при соответствующих условиях, существует как объект опыта Пуруши 3.
Другие полагают 4, что, подобно тому как свет, исходящий от светильника, то сужается, то расширяется в зависимости от того, находится ли светильник в горшке или в дворцовом зале, так и сознание имеет лишь ту форму, которая соответствует размеру тела 5. И потому они говорят, что промежуточное, существование и круговорот бытия (сансара) - установленный факт.
Как утверждает Учитель, сужение и расширение всепронизывающего сознания единственно и есть его способ деятельности. Далее, это сознание опосредовано такими условиями, как праведность (дхарма) и прочее. Условия бывают двух видов: внешние и внутренние. Внешние - это наличие физического тела и других средств осуществления йоги: прославление богов, раздача подаяний, благоговейное приветствие и прочее. Внутренние условия - вера и тому подобное, зависящие лишь от сознания.

В этой связи было сказано: "Дружелюбие и прочее суть образ жизни 6 тех, кто предается созерцанию; по своей природе они, дружелюбие и прочее, не нуждаются во внешних средствах осуществления и приводят в результате к высшей праведности".
Из этих двух условий ментальное более эффективно.
- По какой причине?
- Чем может быть превзойдено знание и полное бесстрастие? Кто может с помощью лишь одной телесной деятельности, помимо силы сознания, опустошить лес Дандаку или выпить море, как Агастья 7?
11. Поскольку формирование бессознательных впечатлений включает 1 причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых эти бессознательные впечатления также отсутствуют.
"Причина" означает, что вследствие праведности возникает счастье, а вследствие неправедности - страдание. Из счастья проистекает страстное влечение к счастью, а из страдания - ненависть к страданию. Отсюда же, то есть из этих двух, - активность как таковая. Движимый ментальной, словесной и физической деятельностью, индивид приносит пользу или вред другим существам. А из этого - вновь праведность и неправедность, счастье и страдание, влечение и вражда; и таким образом колесо сансары 2, имеющее шесть спиц, находится в непрерывном вращении.

Движущая сила этого непрерывного вращения - неведение, корень всех аффектов. Такова "причина".
"Мотив" же есть та полагаемая цель, с опорой на которую и осуществляется порождение 3 праведности и прочего. Он отнюдь не является порождением чего-то нового, не существовавшего прежде.
Рассудок (манас), все еще наделенный своей функцией, есть вместилище бессознательных впечатлений. И действительно, бессознательные впечатления, лишенные своего носителя, не могут оставаться в манасе, функция которого исчерпана.
Когда тот или иной наличный объект способствует выявлению соответствующих бессознательных впечатлений, он служит их "внешней опорой".
Таким образом, формирование всех бессознательных впечатлений включает эти причины, мотивы, носители и внешние опоры.
При их отсутствии связанные с ними бессознательные впечатления также отсутствуют.
Как известно, нет ни возникновения того, что не существует, ни разрушения того, что существует. Каким же образом бессознательные впечатления, будучи реальными сущностями 4, могут перестать существовать?
12. Поскольку качественные определенности различаются по времени, прошлое и будущее пребывают в своей собственной форме.
Будущее есть то, чему предстоит актуальное проявление 1. Прошлое есть то, что уже нашло проявление в бывшем опыте. Настоящее есть то, что осуществляется 2 в данный момент. И эта тройственная реальность выступает объектом познания 3. Если бы такая реальность не существовала в своей собственной форме, то знание, не имеющее объекта, не могло бы возникнуть. Отсюда следует, что прошлое и будущее существует в своей собственной форме 4.


Далее, если бы результат кармы, который ведет к опыту дальнейшего сансарного бытия или же к окончательному освобождению и который еще должен возникнуть, был бы чем-то нереальным, то праведный образ жизни, направленный на достижение последней цели, был бы бесполезным. Между тем вспомогательная причина способна лишь актуализировать уже существующее следствие, но не породить что-то, чего не было прежде. Такая причина, будучи реализованной, как бы оказывает специфическую помощь следствию, но не производит нечто совершенно новое.
Кроме того, субстрат (носитель) по своей природе характеризуется множеством качественных определенностей, а качества раз-1ичаются между собой ввиду различия временных модусов существования. Прошлое или будущее выступает именно как объективная реальность, но отнюдь не как настоящее, уже обретшее специфическую форму своего проявления 5.
- Как же в таком случае они существуют ?
- Будущее выступает в своей внутренней форме, которой еще предстоит проявиться через саму себя. Прошлое выступает в своей внутренней форме как проявление того, что уже было предметом опыта. Актуальное проявление своей внутренней формы имеет место только в настоящем модусе времени; оно отсутствует как в прошлом, так и в будущем временных модусах. При наличии одного модуса времени два других остаются присущими соответствующему субстрату.

Таким образом, три временных модуса не возникают, не существовав прежде 6, то есть они существуют всегда.
13. Они суть проявленные или "тонкие" и наделены природой гун.
"Они" - это в действительности дхармы, то есть качественные определенности, существующие в трех модусах времени: настоящие - те, которые обладают проявленной сущностью, прошлые и будущие - те, которые обладают "тонкой" сущностью, - это шесть неспецифических форм 1.
Весь этот мир 2 есть не что иное, как специфическое сочетание гун; поэтому в высшем смысле можно сказать, что сущность мира суть гуны. Так, согласно учению шастры, "высшая форма гун - вне поля зрения; а то, что попадает в поле зрения, пусто, словно майя" 3.
Однако, если все есть только гуны, то почему звук - это одно, а орган чувства - другое?
14. Самотождественностъ объекта обусловлена единообразием изменений 1.
Например, орган слуха как инструмент восприятия обусловлен конкретным изменением гун, которые характеризуются ясностью, деятельностью, устойчивостью и наделены природой познания. Звук как объект слухового восприятия - другое конкретное изменение гун, наделенных природой познаваемого.
Атом земли как часть "тонкой" субстанции обусловлен конкретным изменением звука и прочих чувственных объектов, относящихся к общему классу материального. А эти атомы, в свою очередь, трансформируются в соответствующие объекты, такие, например, как земля, корова, дерево, гора и прочее. И в случае с другими "великими элементами", присовокупляя к каждому из них свойства вязкости, тепла, движения и пространственного расположения как то, что является общим для них всех, можно представить себе любую конкретную трансформацию 2.
- "Нет объекта, который не был бы связан с актом его сознавания, однако знание, не связанное с объектом, существует, например знание, сформированное во сне и других состояниях". Те, кто с такой позиции 3 отрицает реальную сущность объекта, и те, кто говорит, что объект есть не что иное, как мыслительная конструкция 4, напоминающая образы во сне, и в абсолютном смысле не существует, сами подобны таким же сновидениям. Они отрицают реальную сущность объекта на основании чистого умозрения, не имеющего доказательной силы, хотя объект предстает в своем величии как данност.

Можно ли доверять утверждениям тех, кто отвергает даже эту очевидную истину?
Почему это утверждение неверно?
15. При самотождественности объекта содержания воспринимающих его сознаний различны; поэтому обе эти реальности относятся к разным сферам.
Один и тот же объект служит общей опорой для многих индивидуальных сознаний. В действительности он не является мыслительной конструкцией ни единичного сознания, ни многих сознаний, но опирается на самого себя 1.
- Вследствие чего это происходит?
- Из-за того, что хотя объект и остается самотождественным, сознавания его различными индивидами нетождественны. Так, один и тот же объект вызывает ощущение счастья при праведной установке сознания. И он же вызывает чувство страдания при неправедной установке.

При установке на неведение тот же самый объект вызывает ощущение тупого недоумения, а при установке на истинное видение - чувство беспристрастности. Так чьим же сознанием он сконструирован? Точно так же несостоятельно и утверждение, что одно индивидуальное сознание может быть "окрашено", то есть подвержено воздействию, объектом, который является мыслительной конструкцией другого сознания. Следовательно, способы существования объекта и сознания разнородны, ибо они различаются между собой как то, что воспринимается, и то, что воспринимает.

В действительности они не могут смешиваться друг с другом.



Содержание раздела