d9e5a92d

При угасании проявляется истинное знание.


1. Познано все, что следует устранить; в нем не осталось ничего, что должно быть познано.
2. Причины того, что следует устранить, полностью разрушены; в них не осталось ничего, что должно быть разрушено.
3. Избавление воспринимается непосредственно в йогическом сосредоточении, именуемом прекращение потока сознания.
4. Средство избавления в форме различающего постижения стало объектом непрерывного культивирования. Это и есть четырехвидовое освобождение от следствий благодаря мудрости. Что касается освобождения сознания, то оно - трех видов.
5. Буддхи завершил свою функцию.
6. Гуны, словно лишенные устойчивости камни, падающие с вершины горы, стремятся к растворению в своей причине и исчезают вместе с ним, сознанием. И когда эти гуны полностью растворены, они не возникают вновь, ибо им нет применения.
7. В этом состоянии Пуруша, выйдя из соединения с гунами, пребывает в сиянии лишь собственной сущности, незагрязненной и абсолютно свободной.
Таким образом, Пуруша, отражающий эти семь видов мудрости предельного уровня, определяется как "искусный" (мудрый). Он остается освобожденным и "искусным" даже в случае проявления сознания 3, поскольку он вне сферы деятельности гун.
Различающее постижение становится средством избавления только тогда, когда оно реализовано. Помимо реализации нет иного способа его осуществления. Поэтому далее говорится:
28. При устранении нечистоты вследствие применения вспомогательных средств йоги свет знания распространяется до различающего постижения.
Вспомогательных средств йоги 1 - восемь; они описываются в дальнейшем. В результате их применения наступает угасание, то есть устранение пятеричного ложного знания, нечистого по своей сути. При его угасании проявляется истинное знание. Чем больше практикуются средства осуществления йоги, тем больше устраняется нечистота.

По мере того как нечистота сознания все больше уменьшается, все более усиливается в соответствии со степенью ее уменьшения свет знания. И это усиление достигает все более высокой степени совершенства - вплоть до различающего постижения, то есть до осознания внутренней сущности Пуруши и гун, - таков смысл сутры.
Постоянное использование вспомогательных средств йоги есть инструментальная причина разъединения с загрязненностью сознания, подобно тому как топор есть инструментальная причина расчленения предметов. И оно же служит причиной обретения различающего постижения, подобно тому как праведность служит причиной обретения счастья; в других отношениях оно не является причиной.
- Сколько таких причин насчитывается в шастре?
- Автор говорит: "Только девять, а именно: возникновение, сохранение состояния, проявление, изменение, познание, обретение, разъединение, преобразование и поддержание. Все это - девять видов действия причины".
Из них причина возникновения - это манас для процесса познания; причина сохранения состояния, то есть длительности, - цель Пуруши для манаса или пища для тела; причина проявления - свет как для формы, так и для восприятия формы. Причина изменения - другой объект для манаса, как, например, огонь для приготовления пищи. Причина познания - восприятие дыма для вывода о существовании огня. Причина обретения - использование вспомогательных средств йоги для различающего постижения.

Причина разъединения - та же самая практика для загрязненного сознания. Причина преобразования - золотых дел мастер для золота.
Аналогичным образом причиной трансформации представления об одной и той же женщине выступает неведение в случае ментальной тупости, враждебность в случае страдания, страсть в состоянии счастья, знание реальности в случае полной незаинтересованности.
Причина поддержания - это, например, тело для органов чувств и, наоборот, органы чувств для тела; "великие элементы" - причина поддержания тел, которые, в свою очередь, выступают взаимной причиной поддержания всех других тел, поскольку животные, люди и боги служат взаимной пользе.
Таковы девять причин. И они могут быть отнесены в той мере, в какой это возможно, также и к другим объектам. Однако что касается применения средств йоги, то здесь существует причинность лишь двух типов.


Далее рассматриваются вспомогательные средства йоги.
29. Самоконтроль, соблюдение религиозных предписаний, Логические позы, регуляция дыхания, отвлечение органов чувств, концентрация на объекте, созерцание и сосредоточение - таковы восемь средств осуществления йоги 1.
Далее мы рассмотрим в изложенной последовательности их внутреннюю сущность и способы применения.
30. Самоконтроль - это ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
Из них ненасилие 1 есть непричинение вреда всем жиым существам каким бы то ни было способом и во все времена. Последующие виды самоконтроля и соблюдение религиозных предписаний имеют своим корнем 2 это ненасилие. Поскольку их назначение состоит в совершенствовании способности ненасилия, то они излагаются, чтобы научить ему.

И практикуются они как дополнительные средства именно для того, чтобы придать ненасилию совершенную форму. Сказано в этой связи: "Поистине, тот - брахман, кто в той мере, в какой он хочет принять многие обеты и соответственно отказывается от насильственных действий, обусловленных небрежением, придает ненасилию все более совершенную форму".
Правдивость есть соответствие речи и ума (манаса) реальной действительности 3. Каковы увиденное, логически выведенное или услышанное, таковы речь и ум. Если слова произнесены кем-либо для того, чтобы передать свое знание другому, они не должны быть лживыми, ошибочными, или лишенными истинного содержания. Их использование имеет целью благо всех живых существ, но отнюдь не причинение им вреда. Если же слова произносятся с благим намерением, но впоследствии могут причинить вред живым существам, то такие слова будут не правдивыми, а лишь приносящими зло.

Из-за ложной праведности, то есть внешнего подобия добродетели, они становятся худшим злом. Поэтому, имея в виду благо живых существ, надлежит говорить правду.
Воровство есть беззаконное 4 присвоение вещей, принадлежащих другому. Его противоположность - честность как неворовство, представляющая по своей форме отсутствие алчности.
Воздержание есть полный контроль функции половых органов и скрытых потребностей.
Неприятие даров есть отказ от подносимых предметов ввиду понимания всех дефектов, связанных с их получением, сохранением, потерей, привязанностью к ним и их повреждением.
Таковы эти пять видов самоконтроля.
Они же,
31. не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, называются "Великий обет" 1.
Здесь ненасилие, ограниченное кастой 2, - это, например, насилие, совершаемое рыбаком только по отношению к рыбам, но не к кому-либо другому.
Ненасилие, ограниченное местом: "Я не буду убивать в святых местах".
Ненасилие, ограниченное временем: "Я не буду убивать ни в четырнадцатый день лунного месяца, ни в день благого предзнаменования".
Ненасилие, ограниченное обстоятельствами 3, - для того, кто воздерживается от трех упомянутых видов: "Я буду убивать в интересах богов и брахманов, но не в иных целях". Аналогичным образом насилие совершается кшатриями только в битве, но не в иных случаях.
Ненасилие и прочие виды самоконтроля, не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, должны соблюдаться всегда, то есть на всех стадиях существования и по отношению ко всем объектам. Универсальные - не знающие исключений ни при каких обстоятельствах. Поэтому такие виды самоконтроля называются "Великий обет".
32. Соблюдение религиозных предписаний 1 - это чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
Здесь чистота, достигаемая благодаря земле, воде и прочему, а также принятие чистой пищи и тому подобное есть внешняя чистота. Внутренняя чистота - это устранение загрязненности сознания.
Удовлетворенность - отсутствие желания присвоить больше того, что насущно необходимо.
Подвижничество, или аскетизм, - это терпеливое перенесение крайностей 2 - голода и жажды, холода и зноя, стояния и сидения в неподвижности, а также соблюдение полного молчания и внешняя непроницаемость 3. Это и соответствующие обеты - умерщвление плоти, чандраяна 4, суровая епитимья и прочее.
Самообучение - это изучение шастр, трактующих об освобождении, или многократное повторение священного первослога.
Преданность Ишваре, то есть упование на Него, есть посвящение всех действий этому Высшему наставнику 5. "Тот, кто разорвал сеть ложных умозрений и пребывает в себе, лежит ли он, или сидит, стоит или бредет по дороге, может видеть разрушение семени круговорота бытия, может стать вечно освобожденным и наслаждаться блаженством бессмертия". Как было сказано в этой связи, "отсюда, то есть из преданности Ишваре, возникает постижение истинной одушевленности, а также устранение препятствий" 6.



Содержание раздела