d9e5a92d

О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ


50.1. Согласно традиционной точке зрения на пранаяму, по мере того как дыхание становится все более медленным, пространство (desa) его распространения становится все меньше. Пространство дыхания разделяется на внутреннее и внешнее. При вдохе "жизненное дыхание" (prana) заполняет внутреннее пространство и может ощущаться даже в подошвах ног, подобно легкому прикосновению муравья.

Попытка ощутить такое прикосновение одновременно с глубоким вдохом способствует удлинению периода прекращения дыхания. См. Dasgupta, 1930, с. 333.
50.2. По комментарию Вачаспати Мишры, "момент (kshana) - одна четвертая длительности единичного акта мигания (nimeshakriyavacchinna). Продолжительность вдоха определяется соответствующим количеством таких моментов.

Мгновение (matra) измеряется отрезком времени между щелчком пальцев и троекратным потиранием колена (svajanumandalam). Первый подъем (udghata) праны, измеряемый тридцатью шестью такими мгновениями, квалифицируется как медленный (mridu). Его удвоенная продолжительность - средняя (madhyama), утроенная - быстрая (tivra)".

TV II. 50, с. 114.
51.1. "Преодоленный" (aksipta) в данном контексте означает "полностью освоенный благодаря длительной практике (abhyasa)". См. TV II.

51, с. 115.
52.1. В санскритском тексте akarye niyuktam. Согласно пояснению Вачаспати Мишры, имеется в виду неправедный образ жизни.

См. TV II. 52, с. 116.
53.1. В сутре... yogyata manasah. Манас здесь - генерализующая способность сознания, связанная с обработкой данных органов чувств.

Обычный перевод этого термина - "интеллект". См. также комментарий Вьясы к следующей сутре.
55.1. В санскритском тексте здесь nyayya. По словам Вачаспати Мишры, "Вьяса говорите неполном подчинении органов чувств (vashyatam): "незапрещенный чувственный опыт (aviruddhah pratipatti)". Это - привязанность к чувственным объектам, не запрещенная шрути (т.е. ведийскими текстами) и другими авторитетными текстами" TV II.

55, с. 117.
Глава III
О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
(VIBHUTIPADA)
1.1. Вачаспати Мишра так комментирует здесь бхашыо Вьясы: "В первой и второй главах трактата были описаны сосредоточение сознания и средства его реализации. В третьей главе необходимо рассмотреть паранормальные, или совершенные, способности, которые являются причинами возникновения веры (shraddhotpada) и которые благоприятствуют (anugunah) опыту этого сосредоточения. Они должны быть реализованы посредством санъямы. Санъяма есть совокупность (samudaya) методов работы с сознанием, включающая концентрацию, дхьяну и сосредоточение.

Эти три суть средства реализации паранормальных способностей, и они упоминаются для того, чтобы можно было показать их специфику (vishesha) как внутренних компонентов йоги в противоположность пяти компонентам, служащих внешними средствами Qоги.
И здесь также концентрация, дхьяна и сосредоточение находятся в отношении причины и следствия; ввиду неизменности их предшествования и следования установлен данный порядок их перечисления. Таким образом, сначала надлежит определить концентрацию. Поэтому автор говорит: "Концентрация - это фиксация сознания на определенном месте (deshabandha)".

Вьяса говорит о внутренних, т.е. расположенных в организме данного индивида, местах: "на пупочном центре nabhichakre)...". Под словом "и прочие" нужно понимать нёбо (talu) и т. п. Фиксация, или направленность (bandha), есть связь (sambandha, соединение). О внешних местах он говорит: "...или же на внешних объектах". Однако с внешними объектами сознание по своей природе не может вступать в непосредственное отношение. Поэтому в бхашье сказано: "Только посредством своего развертывания", т.е. только посредством познания (jnanamatrena)" TV III.

1, с. 119.
2.1. В санскритском тексте pratyayaikatanata. В логико-дискурсивных трактатах ключевое слово (термин) pratyaya обозначает дискретное содержание познавательного акта, или отдельную когницию.
2.2. В санскритском тексте aparamrishta.
2.3. Комментируя это краткое пояснение, Вачаспати Мишра пишет: "Автор определяет дхьяну как то, что должно быть реализовано (sadhyam) с помощью концентрации (dharana). Однородность потока означает однонаправленность (ekagrata). Комментарий Вьясы понятен сам по себе.



Об этом говорится также в Пуране: "Непрерывная последовательность содержаний сознания, сконцентрированных на Его форме и не отвлеченных желанием (nispriha) чего-либо иного, - это и есть дхьяна. Она, о царь, вызывается первыми шестью компонентами йоги" "TV III. 2, с. 120. Дж. Вудс отождествляет цитату по "Вишну-пуране" (VI.7.89).

См. Woods, 1914, с. 204.
3.1. В санскритском тексте dhyeyakaranirbhasam.
3.2.В своем толковании к комментарию Вьясы Вачаспати Мишра поясняет: ...высвечивается (nirbhasa) лишь как форма созерцаемого объекта" означает, что она проявляется как форма объекта созерцания (dhyeyakara), но не как форма самой дхьяны (dhyanakara). Именно поэтому автор и говорит: "...лишенная (shunya - букв. "пустая". - Пер.".
- Но если дхьяна лишена собственной формы, то как может появиться объект созерцания?
Поэтому далее сказано: "...как если бы". Вьяса объясняет причину этого: "...благодаря полному растворению во внутренней природе (т.е. сущности) созерцаемого объекта". Об этом сказано также в Пуране: "Постижение (в тексте оригинала - grahana) его внутренней сущности (имеется в виду Вишну), свободное от ментального конструирования (kalpana - концептуализация), то, что должно быть реализовано манасом в углубленном созерцании, называется сосредоточением" (Вишну-пурана, VI.

7.90; отождествление Дж. Вудса см. Woods, 1914, с. 205, примеч. 1). Ментальное конструирование (концептуализация) есть различение процесса созерцаниg (dhyana) и объекта созерцания (dhyeya).

Сосредоточение - то, что лишено такого различения. Таков смысл комментария Вьясы.
Кешидхваджа, описав восемь вспомогательных компонентов йоги для Кхандикьи (подробно см. РЕ, с. 409-410), заключает: "Знающий поле (kshetrajna) - тот, кто обладает причиной (karani); знание есть инструментальная причина, или средство (karana), и оно лишено одушевленности (achetana). Выполнив задачу (karya) освобождения, оно, не имея более задач, которые должны быть решены (vaikritakrityam), перестает функционировать" TV III. 3, с. 120 Об отождествлении цитаты из "Вишну-пураны" см.

Woods, 1914, с. 205, примеч. 2.
4.1. В санскритском оригинале ... asya trayasya tdntriki paribhasha samyama iti. Мы предпочитаем оставить этот технический термин в транслитерации за неимением однозначного эквивалента.

В общем смысле "санъяма" обозначает собственно психотехническую процедуру как таковую.
Вачаспати Мишра пишет: "Эти три слова - концентрация (dharana), созерцание, или дхьяна, и сосредоточение (samadhi) - употребляются везде в близком значении, и было бы чрезмерно трудоемким каждый раз приводить соответствующий технический термин (samjna). Поэтому для краткости автор говорит об их техническом употреблении (paribhasha) в сутре; "Три вместе - санъяма".
Он объясняет: "Имея одну и ту же сферу (ekavishayani) применения". Для устранения сомнения относительно их обозначающей способности (vachakatva) сказано: "...для этих трех". Система (tantra) есть наука (shastra). в которой излагается йога. "В данной системе" означает: в том, что к ней относится. Сфера употребления термина санъяма как в сутре III, 16: "Вследствие санъямы на трех изменениях" и в других подобных случаях" TV III.

4, с. 120-121.
5.1. "Автор говорит о плоде овладения санъямой, средством реализации которого является практика (abhyasa): "...свет мудрости (prajnaloka)". Свет мудрости обусловлен тем, что она пребывает в незамутненном потоке (nirmalapravahe), к которому не примешиваются другие содержания сознания (pratyaya)" cm. TV III.

5, с. 121.
6.1. В санскритском тексте viniyoga
6.2. В санскритском тексте pranidhana; в издании Видьясагары здесь, однако, prasadat.
6.3. Вачаспати Мишра подробно разбирает комментарий Вьясы: "В каких же случаях применение санъямы приносит свой плод? Патанджали поэтому говорит: "Ее применение - постадийно" (букв. "на разных ступенях (bhumishu - уровнях)", - Пер.) Автор бхашьи уточняет значение слова ступень: "...к той ступени". Ее применение должно относиться к тому уровню, который еще не превзойден и который следует непосредственно после превзойденного уровня.

Когда дискурсивное сосредоточение (savitarka samadhi) на "грубом" объекте (sthulavishaya) отработано посредством санъямы, ее последующее применение относится уже к недискурсивному (nirvitarka) сосредоточению, которым йогин еще не овладел. Когда и это сосредоточение отработано (vashikrite), санъяма применяется к рефлексивному (savichare) сосредоточению, - таков смысл сказанного Вьясой. Подобным же образом - к нерефлексивному (nirvichare) сосредоточению.



Содержание раздела