d9e5a92d

Невозможно для ума одновременное познание


16. Вещь познаваема или не познаваема умом в зависимости от воздействия или невоздействия на него.
Вещи действуют на ум, как магнит на железо: они как бы притягивают его и влияют на него посредством индрий. В результате ум подвергается видоизменениям, и вещь становится познанной, т.е. отраженной в уме.
17. Функции ума см. I, 2 всегда познаваемы их владыкой - пурушей, что происходит вследствие его неизменности.
18. Он не обладает собственным светом, ибо является объектом зрящего.
Подобно индриям, ум (читта) не самоозарен, но может освещать сам себя. Он - познаваемое. Познающий истинно зрящий, т.е. пуруша, никогда не может стать объектом познания ума.
19. И невозможно для ума одновременное познание обоих.
Ум не может одновременно познавать себя и какую-то другую вещь.
20. Если допустить восприятие ума другим умом, то не было бы конца мыслям и о мыслях и произошло бы также смешение памяти.
Если один ум "освещается" другим умом, то что будет освещать этот другой? Если- третий ум, то что будет освещать его? И так далее до бесконечности. Возникла бы также путаница в памяти, потому что в этом случае должно быть столько памятований, сколько умов.

Учение санкхью-йоги признает "осветителем" только пурушу. Только он является действительно познающим.
21. Неизменяющееся сознание чити осознает относящийся к нему буддхи свабуддхи, как бы поднимая его форму (акара).
Пуруша неизменен, но кажется принявшим Vбраз буддхи, его видоизменений. В результате буддхи кажется способным к видению, хотя в действительности не обладает природой света, сознания.
22. Ум, будучи "окрашен" зрящим и зримым, всепостигающ.
Ум (читта) подвергается воздействию зримого, т.е. вещей, объектов, и одновременно связан с пурушей, поэтому он является как бы всеохватывающим, и ему в определенном смысле доступны все объекты.
23. Он (ум), хотя и наполнен бесчисленными васанами, существует ради другого - вследствие комбинированной деятельности.
Комбинированное (сложное, составное) не имеет собственной цели; многообразная деятельность ума (читта) "имеет целью" обретение опыта и освобождение пуруши.
24. Для видящего различие между умом и пурушей прекращение созерцания собственного бытия.
Характеризуется ум, устремившийся к освобождению. В сезон дождей равнина, казавшаяся бесплодной, покрывается буйной зеленью. Значит, в почве находились семена растений.

Точно также, когда некоторые люди слышат о пути освобождения (мокша-марга), у них возникает необычное чувство, текут слезы и волосы встают дыбом; это говорит о том, что в прежних существованиях ими было достигнуто определенное знание, связанное с освобождением. На определенном уровне знания, когда постигнуто различие между умом и пурушей, вопросы о смерти, своем прошлом и будущем и т.д. прекращаются, ибо они являются лишь модификациями ума и не имеют отношения к пуруше.
25. Тогда ум "углубляется" до различения (вивека) и тяготеет к освобождению (кайвалья).
Когда прекращаются вопросы относительно собственного существования (см. выше), ум достигает более глубокой ступени знания и стремится к отрыву от преходящего, к освобождению.
26. Вследствие самскар в его "интервалах" возникают ныне идеи-импульсы (пратьяя).
Под "его" понимается ум (читта), устремленный к освобождению. Когда различающее знание не стало еще непрерывным, в интервалах (чхидра) возникают психические импульсы, вроде следующих: "я", "мое", "знаю", "не знаю" и т. д. Их источником являются возникшие ранее самскары, находящиеся теперь в процессе уничтожения.
27. Их устранение - подобно устранению клеш, описанному ранее.
См. II, 10-12.
28. Для равнодушного даже к высшему познанию (пра-самкхьяна), вследствие достижения постоянного высшего различения (вивека-кхьяти), возникает самадхи, называемое "туча дхармы".
Когда йогин становится бесстрастным даже относительно всеведения (см. Ill, 54), у него возникает непрерывное различающее знание (вивека-кхьяти), и вследствие уничтожения даже "семян самскар", не появляется посторонних импульсов (см. IV, 27).

В этом случае достигается самадхи, называемое "туча дхармы", поскольку оно изливает добродетели, как туча - дождь.


29. В результате этого - устранение (нивритти) клеш и кармы.
В результате самадхи, называемого "туча дхармы", искореняется авидья и другие клеши (II, 3-9), а также вместилище благих и неблагих карм (см. IV, 7). Это означает состояние "освобождения-при-жизни" (дживан-мукти).

Причина перерождений - заблуждение, ложное знание (I, 8), с его уничтожением человек не рождается вновь.
30. Тогда познаваемое становится ничтожно малым вследствие бесконечности знания, свободного от всех препятствующих загрязнений (сарва-аварана-мала).
В результате освобождения от клеш кармы, от воздействия тамаса к раджаса, знание мудрого человека становится бесконечным, а то, что подлежит познанию, познаваемое (джнея) кажется ничтожно малым, подобно светлячку в огромном небе.
31. В результате этого - завершение (самапти) непрерывного ряда (крама) изменений гун, ибо они выполнили свое назначение (артха) 16.
С достижением самадхи, называемого "туча дхармы", прекращаются функции гун, ибо они выполнили свое назначение, заключающееся в способствовании обретению опыта и достижения освобождения (ср. II, 18). 144
32. Относящееся к моментам и познаваемое по завершении изменений есть "непрерывный ряд".
"Непрерывный ряд", последовательность (крама) - это непрерывный поток мгновений (кшана), который становится заметным в результате изменений, происшедших в качестве вещи с течением времени: так, новая одежда в ходе незаметных изменений превращается в старую. Гуны не могут прекратить свое вечное волнение, но в проявлениях гун, т.е. в буддхи и т. п., непрерывный ход изменений можно прекратить, что и ведет к освобождению. В комментарии к этому афоризму Вьяса констатирует два вида вечности (нитьята).

Первый связан с неизменной сущностью (кутастха) и присущ пуруше; второй относится к гунам и есть вечность изменений, поскольку природа гун - постоянное движение.
33. Освобождение - это возвращение гун, лишенных значения для пуруши в их исходное состояние, или пребывание силы сознания (чити-шакти) в ее собственной природе (сварупа).
Когда гуны выполнили свое назначение, т.е., послужили цели обретения опыта и освобождения (см. IV, 32), они теряют всякое значение для пуруши (пуруша-артха-шунья) и прекращают непрерывный процесс своих видоизменений (в буддхи и других проявлениях психики). Это - освобождение (кайвалья). Или (что одно и то же) освобождение - это вечное пребывание высшего сознания (чити) в его истинной природе, безотносительно к гунам (ср. I, 3).

Освобождение - высшая цель йоги.
Т.К.В.Десикачар
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
с комментариями Шри Кришнамачарьи
Текст позаимствован на сайте www.universalinternetlibrary.ru

1. САМАДХИПАДА
2. САДХАНАПАДА
3. ВИБХУТИПАДА
3. КАЙВАЛЬЯПАДА
От издателя
Любой, кто сегодня более-менее глубоко интересуется йогой, не мог не слышать о двух наиболее распространенных в современном мире школах йогической практики - йоге Б.К.С.Айенгара и аштанга-виньяса-йоге Шри Паттабхи Джойса. Учителем как Айенгара, так и Паттабхи Джойса был профессор Шри Кришнамачарья. Однако прямым наследником самого Кришнамачарьи является его сын - Шри Т.К.В.Десикачар. Винийога господина Десикачара представляет собой третью ветвь учения великого Мастера ХХ в.
Мы с радостью представляем читателю работу Шри Т.К.В.Десикачара, в которой он интерпретирует "Йога-Сутры" Патанджали и комментирует их в строгом соответствии с тем, как это делал его отец. Возможно, некоторые из интерпретаций господина Десикачара покажутся спорными знатокам санскрита... Тем не менее, ни в коем случае не отказываясь от трезвого критического подхода к анализу представленного материала, читателю следует помнить, что в основе интепретаций, данных Кришнамачарьей, лежит проверенная многими поколениями мастеров надежная эффективная практика.
Предисловие
Веды, источник индийской мысли, вдохновили великих мудрецов прошлого представить шесть философских школ, известных как даршаны. Даршана означает зеркало, которое может отразить чью-либо жизнь в целом. Каждая из шести даршан рассматривает жизнь с определенной точки зрения: ее происхождение; ее страдания; средства достижения высшего счастья и достижение высшего знания. Йога является одной из даршан. Ее автор Патанджали, о котором мало что известно.

Есть люди, верящие в то, что он являлся инкарнацией божественного змея Ананты, на котором покоится вселенная. Другие идентифицируют его с грамматистом Патанджали, жившим во втором столетии до нашей эры.
Патанджали представил свою работу в стиле, именуемом сутра. Сутра определяется как произведение, содержащее небольшое количество слов, свободное от амбициозности, содержательное, и утвердительное по форме. Слова сутры, собранные вместе, не формируют даже полного предложения.

Сутра связывает учителя и учение, но сама по себе она не может объяснить каждое положение. Ее стиль настолько лаконичен, что ее можно легко выучить на память. И действительно, первым шагом ученика является зазубривание сутры.

Длительное время Учитель заствляет ученика декламировать сутру в точном соответствии с оригиналом. (Мы должны помнить, что в то время превалировали устные наставления.) И только после этого учитель начинает истолковывать ее смысл.



Содержание раздела