d9e5a92d

Несколько разновидностей тсхам



Осуществление духовной программы развития производится в специальном затворническом помещении - тсхам.

Существует несколько разновидностей тсхам (затворничества), по степени изоляции.. Затворник теперь называется тсхам-па. Питаются раз в день (иногда подается чай несколько раз в день). Особые затворнические пещеры называются тсанг - ханг - это в форме домиков, а если в горах - ритэ. Сзади ритэ должна быть скала, спереди - горное озеро или речка в долине.

Должен хорошо просматриваться восход и заход солнца. Живущие в ритэ называются - ритэпа, они медитируют не обязательно внутри, а и на свежем воздухе.

Ходят за водой, топливом. Не всегда ритэ-па адепты прямого пути, но всегда это оккультисты или мистики.
Итак, парой теряя сознание дня и ночи, ученик занял своим духовным развитием: выполняет различные специальные упражнения (расскажем о них дальше) и медитирует над философскими проблемами.

Большинство упражнений заимствовано (особенно для начинающих) из индусского тантризма. Иногда вместо упражнений повторяется миллионы раз какая - нибудь мантра, чередуемая поклонами. Иногда упражнениями служит индийская пранаяма.

Дыхательные упражнения выполняются в специальных позах и служат побуждению духовной анергии. Здесь различают две системы: одна более простая - это воздействие на сознание путем регулирования дыхания и другая, более сложная система - это дыхание само регулируется при создании безмятежности всезнания (духа). К дыхательным упражнениям затворник присоединяет медитацию созерцание, прибегал к помощи магических кругов киилк - хоров - это диаграммы, начертанные на бумаге, земле, ткани (металле, камне, дереве) и т. д. На них наносятся палочки, светильники, флажки, божества из теста, краски и т. д. Киилкхоры - это магические существа и с ними следует обращаться осторожно, по особой науке, на основании специальных посвящений (их не только).

В центр магического круга (киилкхора) ставится фигурка божества. Задача ученика читать книги об этом божестве и его атрибутах, а затем довиться видения этой богатой картины, опираясь медитативным взглядом на
фигурку в магическом круге. Затем ставится задача вдохнуть жизнь в этот (неодушевленный предмет (обряд прана - пратишта) с помощью духовной эманации верующего, и ежедневной практикой ее поддержание за счет сосредоточенной на предмете концентрации мысли. Затем предмет убирают, так как изображение четко реализовано.

Привадим последовательность специальных упражнений:
1. Вызывают в воображении образ божества. Сначала созерцают только этот образ. Затем из тела божества возникают другие формы. Некоторые из (них идентичны по образу, другие отличаются от него.

Этих созданий часто бывает 4, но при некоторых видах медитации они исчисляются сотнями или несметным множеством.

После того как эти разнообразные божества, окружающие центральную фигуру, становятся очень отчетливыми, они мало-помалу, один за другим растворяются в ней. Он опять в одиночестве и затем начинает расплываться. Первым исчезают ноги и таким же образом, медленно и постепенно, рассеивается все тело.

Наконец исчезает голова и от всей фигуры остается только точка. Она может быть темной, цветной или ярко светящейся (зависит от духовного развития учеников). В конце - концов точка приближается к погруженному в медитацию ученику и входит в него.

Тут тоже нужно заметить, какой частью тела точка поглощается.

За этим упражнением следует период медитации и затем точка выходит из тела, причем нужно повторить указанные выше наблюдения в обратном порядке. Некоторые учителя указывают ученику, в каком месте точка должна слиться с его телом и снова появиться. Обычно это место между бровями.

Другие, наоборот, советуют не стараться направлять ход развития иллюзии и ограничиться только ее наблюдением. Или же есть наставники, которые рекомендуют тот или другой из этих методов в соответствии с преследуемой целью.

Итак, выделившаяся из тела ученика точка удаляется, превращается в головку, затем появляется все тело, из тела возникают другие формы; снова поглощаются центральной фигурой и иллюзия повторяется в прежнем порядке столько раз, сколько рекомендует учитель.



2. В воображении возникает образ лотоса. Он раскрывает лепесток за лепестком и на каждом из них восседает Бодхисаттва.
Центральная фигура занимает венчик цветка. Распустившись, цветок постепенно закрывается, и каждый лепесток, свертываясь, испускает луч света, исчезающий в сердце лотоса. Наконец, когда венчик цветка в свою очередь окончательно свертывается, излучаемый из него, свет проникает в погруженного медитацию монаха. (Это упражнение имеет много вариантов).

3. Упражнение - тренировка состоит в представлении и четком видении множества Бодхисаттв, мысленно размещенных на всех основных участках тела - руках, ногах, животе, груди, спине, голове и т. д. (можно сидящий Будда).

4. После определенного периода тренировки предыдущих упражнений возникают богатые комбинации видений, которые превращаются для ученика в увлекательную игру. Цель этих игр - довести до ученика мысль, что все воспринимаемые им явления - только создаваемые нашим воображении миражи. (Их порождает сознание и сознание их убивает - поет поэт-мистик Милареспа). В этих словах - истина и основа учения Тибета.

5. Первых четыре упражнения направлены на развитие специального воображения, как подготовки к упражнениям, развивающим способность к концентраций сознания И переходу его в медитацию, т. е. устойчивую концентрацию сознания., вернее, особое состояние сознания, являющееся рабочим фоном всех последующих тренировок, направленных на духовное развитие, ученика и ведущее его к освобождению.

Среди множества упражнений на развитие способности и концентрации Сознания особо популярны два:
1. Внимательно наблюдать за беспрерывной деятельностью сознания, на пытаясь создавать дли нее помехи.
2. Задерживать беспорядочную работу сознания и фиксировать его для концентрации мысли только на одном предмете.

Ученикам назначают одно или другое упражнение. Можно одно, затем в другое время дня - другое. Тренировка для выработки совершенной концентрации мысли служит подготовкой, необходимой для всех видов медитации.

Все ученики обязательно проходят эти два упражнения, но наблюдение за круговоротом сознания рекомендуется только ученикам с развитым интеллектом.

Упражнения в концентрации мысли практикуются и всеми буддистами, при этом они иногда пользуются различными приспособлениями казинас - это круг из цветной глины разных оттенков или покрыта водой круглая поверхность, или огонь, наблюдаемый через проделанное в экране круглое отверстие. 3) Такая окружность созерцается до тех пор, пока не начинают ее видеть с закрытыми глазами так же отчетливо, как и -открытыми. Эти упражнения рассчитаны исключительно на создание привычки к концентрации сознания и не ставят себе целью вызвать гипнотическое состояние, как считают некоторые.

Кроме казинас практикуют привлечение любых ярких привлекательных предметов. (Например, истерия с пастухам яков).

6. Следующее упражнение в концентрации .мысли заключается в выборе какого-нибудь пейзажа, например, сада. Его созерцают, наблюдают во всех подробностях, запоминают растущие в нем разнообразные цветы, их группировки; деревья, присущую каждому форму ветвей, листьев и так далее - подробно весь сад. Создав себе четко представление о саде, когда его видишь уже очень четко и с закрытыми глазами, начинают из составляющего сад сочетания признаков мысленно, одну за другой устранять различные детали.

Постепенно цветы теряют окраску и форму, они рассыпаются. Даже оставшаяся от них пыль рассеивается. Деревья лишаются листвы, их ветви сжимаются, будто входят в ствол.

Ствол утончается и превращается в простую линию. Линия эта становится асе тоньше и, наконец, исчезает. В результате остается только голая земля.

У земли теперь нужно отнять траву, камни, почву... и земля тоже исчезает...

Последние четыре упражнения на концентрацию (три в п. 5 и одно в п. 6) являются в буддизме классическими и, называются - беспредметная медитация. Эти упражнения привадит к уничтожению представления о мире формы и материи. Последовательно постигается чистое и бескрайнее пространство, понимание бесконечности сознания, и, наконец, к постижению и ощущению сферы пустоты, сферы, где нет ни создания, ни отсутствия сознания

Для достижения этого особого состояния сознания - рабочего фона существует и много других психотехнических методов. Иногда рабочий фон достигается в результате кропотливого самонаблюдения или выключения рассудочной деятельности, или исследований и размышлений о явлениях внешнего мира. Наконец, есть люди, впадающие в подобное состояние внезапно, без всякой подготовки, независимо от места, где они находятся, и от дела, которым в этот момент заняты.

7. Другое распространенно упражнение при обучении мистиков состоит в созерцании какого-нибудь предмета.
Нужно всецело на ем сосредоточиться, так, чтобы не только ничего. кроме него не видеть, но и ни о чем больше не думать. Постепенно теряется ощущение своей личности и ученик начинает отождествлять себя с созерцаемым предметам. Но на этом ни в ноем случае нельзя останавливаться Превратившись в созерцаемый предмет, т. е. испытывая уже особые специфические ощущения, какие могут быть следствием формы, размеров и других его свойств, нужно созерцать уже самого себя извне, как предмет внешнего мира. Напри|мер, ученик, выбравший предметам созерцания дерево, забывает свою, человеческую природу и ощущает, будто его тело - жесткий негнущийся древесный ствол с ветвями; чувствует колебание ветвей, их движение, скрытую в корнях жизненную силу, циркуляцию санов и т. д.



Содержание раздела