Руководство и культура организации - А.Н.Чаплина
Для эффективной системы управления нужен ²эффективный менеджер². Это человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее. Кроме этого эффективный менеджер обладает искусством выполнять роли: межличностные, информационные и управленческие. В такой постановке для менеджера ложно представление, что ²люди в организации имеют одинаковые потребности². Владея искусством и опытом, эффективный менеджер управляет, делая работу, необходимую для достижения цели организации, другими руками: руками своих подчиненных
Основы менеджмента
Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы: финансовые ресурсы; материальные ресурсы (оборудование и т.п.); людские ресурсы; информационные ресурсы; временные ресурсы. Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Причины возникновения управления
Менеджмент (управление) существовал в каких-то формах всегда там, где люди работали группами. Три сферы применения: – политическая - установление и поддержание порядка в группах; – экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов; – оборонительная - защита от врагов. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью. I-й исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления. II-й исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы А.Смита (государственное управление), Р.Оуэна (гуманизация производства) и другие. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечение работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.
ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Cегодня мы начинаем изучение совершенно нового предмета, которого пока не существует в программах вузов. Нам с вами вместе предстоит создать этот предмет, так как от вашей активности и готовности к творчеству будет зависеть содержательность и наполненность занятий. Итак, что же такое технический менеджмент? Менеджмент-это управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, которые разрабатываются и применяются с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
УПРАВЛЕНИЕ ГРУППАМИ
Группа, формальная группа, Хоторнские эксперименты, Хоторнский эффект, неформальная организация, модель Хоманса, групповые нормы, целевые роли. В данной работе рассматриваются понятия формальных и неформальных групп и организаций, их свойства, характеристики, динамика. Уделяется внимание вопросу управления группами. Рассматриваются факторы, влияющие на эфективность групп.