d9e5a92d

Возрождение товарно-денежных отношений


Возрождение товарно-денежных отношений привело к необходимости восстановления денежной системы. В 1922–1924 гг. были проведены денежная реформа – поэтапно вводилась твердая конвертируемая денежная единица (червонец), налоговая реформа, а также возрождена кредитно-банковская система.
Составной частью реформ стали коренные изменения в трудовых отношениях. Отменялась трудовая повинность, предприятия обеспечивались рабочей силой путем найма через биржи труда, отменялся уравнительный принцип оплаты; натуральная оплата заменялась денежной, вводилась сдельная оплата труда (1922). Однако у этого процесса была обратная сторона – безработица.

Но новая система организации труда способствовала повышению его производительности.
В аграрной политике также произошли изменения. Натуральный налог был заменен денежным, разрешен наем батраков и аренда земли. В восстановлении хозяйства важнейшую роль сыграли кооперативные организации, которые обеспечивали до 96% потребностей промышленности в сырье.
Основные мероприятия новой экономической политики – построение отношений между городом и деревней на экономической основе, развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации, кооперирование населения, внедрение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику, налаживание государственного регулирования, планирования и управления экономикой, повышение образовательного и культурного уровня населения – позволили к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития.
Успешное восстановление народного хозяйства в значительной степени было обусловлено объединением 30 декабря 1922 г. самостоятельных Советских республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР – в единое государство Союз Советских Социалистических Республик.
Свертывание нэпа и формирование командной экономики (вторая половина 20-х годов). 1925 г. стал переломным в экономической истории нашей страны. Это прежде всего связано с решением о необходимости индустриализации, основная задача которой состояла в превращении страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В качестве основных источников индустриализации должны были стать доходы от национализации промышленности, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы, доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции; внутрипромышленное перераспределение средств в пользу отраслей, производящих средства производства (группа А), посредством налога с оборота.

Среди источников обращает на себя внимание так называемая перекачка, под которой подразумевался неэквивалентный обмен между городом и деревней. Все эти меры значительно усложняли поддержание сбалансированности экономических интересов товаропроизводителей, создавали угрозу нарушения баланса хозяйственной рыночной системы, назревания кризисных явлений и повышали вероятность попыток решения экономических проблем политическими (внеэкономическими) методами.
В это время происходил пересмотр взглядов на само существо нэпа. Ленинская трактовка нэпа как способа строительства социализма уступала установке на то, что нэп – временное отступление к капитализму.
На первом этапе индустриализации (1926–1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы – добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период были введены в эксплуатацию Штеровская электростанция в Донбассе, Земо-Авчальская в Закавказье и Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций, а также прокладка новой железной дороги – Турксиба (из Средней Азии в Сибирь).

Преимущество в развитии отдавалось окраинным райVнам страны.
Развертывание индустриализации сопровождалось свертывай нем рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.
В 1926 г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других сырья и материалов. Одновременно начал назревать товарный голод на потребительском рынке.


Для регулирования снабжения был создан Комитет государственных заказов – одно из первых звеньев будущей административной системы.
Среди причин такого положения можно выделить следующие:
• перекачка привела к тому, что крестьян не могли удовлетворить государственные заготовительные цены и они предпочитали продавать продукцию частным заготовителям или выжидать более выгодной конъюнктуры. Следствием этого стал срыв хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств; недостаток доходов от экспорта вынудил сократить планы промышленного производства и капитального строительства;
• привлечение на строительство большого числа рабочих (преимущественно из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой; кроме того, в 1927 г. было проведено снижение цен на 10%, параллельно возросла номинальная заработная плата рабочих;
• с 1926 г. начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала: повышены тарифы на перевозки частных грузов; прекращено государственное кредитование частных предприятий; началась ликвидация обществ взаимного кредита; кроме промыслового и прогрессивного подоходного налогов был введен налог на сверхприбыль (1927); запрещалась сдача в аренду отдельным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры, сокращалось число иностранных концессий.
Это привело к быстрому сокращению частного сектора прежде всего в торговле, а поддержать нормальный товарооборот государственная торговля не смогла из-за неразвитости своей сети. То же самое следует сказать и о государственных заготовительных органах. В декабре 1927 г. партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: перереконструирование нэпа, развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни.

И хотя первоначально руководство страны пыталось ограничить перекачку средств из сферы крестьянского хозяйства, тем не менее хлебозаготовительный кризис 1927/28 хозяйственного года привел к применению чрезвычайных мер, использованию административного и судебного нажима на зажиточных крестьян для обеспечения города хлебом, включая конфискацию хлебных излишков. В 1928 г. И.В. Сталин выступил с теорией дани, т.е. добавочного налога на крестьянство, сверхналога для поддержания высоких темпов индустрPализации.

Таким образом, экстраординарные меры переросли в новую политическую линию и получили практическое воплощение, став основой раскручивания машины чрезвычайщины.
Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения нанес последний удар по частной торговле.
В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т.д. К осени 1931 г. была ликвидирована и частная промышленность.
Переход к перспективному планированию. Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась начиная с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден.
Первый пятилетний план охватывал 1928–1932гг. Целевой установкой плана определялась необходимость стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в промышленности на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народнохозяйственного развития и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата. Было подготовлено два варианта плана: отправной и оптимальный.

Утвержден был оптимальный вариант, а отправной стали именовать минимальным, оппортунистическим.
Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.
В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, даже несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 г. было объявлено, что пятилетний план выполнен досрочно.
Одновременно приобрела определенность новая система управления, получившая впоследствии название командно-административной. В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938–1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов.

Резко возросла численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппарат вырос как минимум в 16 раз.



Содержание раздела